Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением протокола допроса М.С. Богуславского

 

Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

тов. СТАЛИНУ

 

В дополнение к № 57968 от 5-го октября 1936 года направляю копии протоколов допроса арестованных по делу контрреволюционной троцкистской организации на Томской железной дороге.

Показаниями БОГУСЛАВСКОГО устанавливается, что сибирской троцкистской организацией руководство к.-р. подрывной работой на Томской и Омской железных дорогах было поручено ему.

Впоследствии МУРАЛОВ дал БОГУСЛАВСКОМУ директиву не стесняться в методах подрывной работы и, если надо, пускать поезда под откос.

Широко была развернута подрывная-разрушительная работ в области строительства новых стратегических железнодорожных линий в Сибири.

Быв<ший> начальник локомотивного отдела паровозной службы Томской железной дороги ЖИТКОВ (арестован) признался, что после ареста ФИНАШИНА (арестован) в 1934 года он возглавил троцкистскую работу на Томской железной дороге и руководил троцкистскими ячейками на линии.

ЖИТКОВ действовал по прямым указаниям БОГУСЛАВСКОГО, с которым он лично был связан.

Прилагаемые показания арестованных САФРОНОВА, ВОЛКОВА, КРАВКОВА и ТРЕТЬЯКОВА (работники паровозных депо на линии) обрисовывают практическую подрывную работу по разрушению паровозного парка на Томской железной дороге.

Следствие продолжается.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Протоколы допроса БОГУСЛАВСКОГО, ЖИТКОВА, ВОЛКОВА, КРАВКОВА, ТРЕТЬЯКОВА и САФРОНОВА.

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР: Ежов (ЕЖОВ)

 

29 октября 1936 г.

58397

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 250, Л. 40-41.


ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

БОГУСЛАВСКОГО Михаила Соломоновича.

от 20 октября 1936 года

 

БОГУСЛАВСКИЙ М.С., 1886 года рождения, член ВКП(б) с 1917 года. С 1926 года по 1929 год член Всесоюзного троцкистского центра, работал под непосредственным руководством Троцкого. В 1927 году исключался из ВКП(б). В 1930 году в партии восстановлен в связи с заявлением об отказе от фракционной борьбы.
В июле 1935 года исключен из ВКП(б) за активную троцкистскую работу. До ареста работал нач<альником> завода № 153 Глававиапрома в гор. Новосибирске.

 

Вопрос: Следствие констатирует, что на всем протяжении Вашего допроса, несмотря на неоднократные ваши заверения говорить правду, вы продолжаете скрывать ряд очень существенных фактов контрреволюционной деятельности Сибирского троцкистского террористического центра, а также и вашей контрреволюционной деятельности. Следствие все время вынуждено вас изобличать.

На этом допросе вам предъявляется обвинение в том, что вы как член Сибирского троцкистского центра руководили по поручению центра работой троцкистских организаций на Томской и Омской железных дорогах.

Признаете вы это?

Ответ: Вы поймите, я активный враг партии. Мы – троцкисты – с партией боролись самыми острыми средствами, не брезгуя никем и ничем. Как же я мог за полтора-два месяца моего пребывания под арестом вот так взять сразу и очиститься от скверны. Прошу понять, что дело это нелегкое. Я буду всемерно стараться говорить следствию правду. Скрывать я ничего не хочу. Я знаю, что даже то, что я рассказал следствию о своей контрреволюционной работе, не дает мне права просить пощады у советской власти.

Вопрос: Предлагаем вам ответить на вопрос следствия: вы признаете, что по поручению троцкистского центра вы руководили работой троцкистских организаций на Томской и Омской железных дорогах?

Ответ: Да, признаю. Я руководил контрреволюционной работой троцкистских организации на Томской и Омской железных дорогах.

Заявляю следствию, что я, исходя из директив троцкистско-зиновьевского центра, организовал на Томской и Омской железных дорогах подрывную работу, разрушавшую транспорт и тем самым ослаблявшую обороноспособность страны.

Вопрос: Почему именно вам была поручена разрушительная подрывная работа на транспорте?

Ответ: После получения в 1932 году МУРАЛОВЫМ Н.И. директивы Троцкого о подрывной работе Сибирский троцкистский центр по предложению МУРАЛОВА распределил между собой обязанности по руководству работой троцкистских организаций по отраслям хозяйства.

Вопрос: Как именно вы распределили между собой руководство работой троцкистских организаций?

Ответ: МУРАЛОВ взял на себя общее руководство троцкистской организацией в Кузбассе, и с ним связаны троцкисты, работающие в сельскохозяйственных организациях и в совхозах. На меня было возложено руководство работой троцкистских организаций на Томской и Омской железных дорогах.

СУМЕЦКОМУ было поручено руководство работой троцкистов в ВУЗах и ВТУЗах, в краевых советских организациях, и он был связан с некоторыми военными работниками, известными ему по Томску. С приездом в 1934 году в Западную Сибирь ДРОБНИСА, в связи с тем, что он вошел в состав Сибирского троцкистского центра, ему лично ПЯТАКОВЫМ было поручено руководство троцкистской подрывной работой в Кемерово.

Вопрос: С кем из троцкистов на Томской и Омской железных дорогах вы организационно были связаны?

Ответ: Начиная с 1932 года и по 1934 год я был связан с возглавляющим троцкистскую организацию в Управлении Омской железной дороги – ФИНАШИНЫМ В.А. и руководил работой этой организации. В 1934 году ФИНАШИН был арестован, и связь с троцкистской организацией на Омской дороге нарушилась. С 1931 г. и по день моего ареста я руководил троцкистской организацией, существовавшей в Управлении Томской железной дороги и в тресте “Сибстройпуть”. Это руководство мною осуществлялось через ОБЕРТАЛЛЕРА Б.М. – инспектора треста “Сибстройпуть”; ЭЙДМАНА С.Е. – начальника производственного отдела “Сибстройпуть” и ЖИТКОВА М.А. – нач<альника> локомотивной службы Управления Томской железной дороги.

Кроме того, я считаю необходимом сообщить следствию, что в Западно-Сибирском Государственном речном пароходстве существовала до последнего времени троцкистская организация, возглавлявшаяся бывшим партийным организатором пароходства троцкистом СТРАУС<ОМ> Георгием, с которым я был лично организационно связан.

Ответ: В чем заключалась подрывная работа троцкистских организаций на транспорте?

Ответ: Подрывная работа троцкистских организаций на транспорте до 1935 года сводилась, в основном, по моим установкам, к организации саботажа во всех службах управленческого аппарата и на линии. Троцкистами создавались волынки в депо; культивировалось безответственное отношение к делу; нарушалась во всех звеньях транспорта дисциплина, а все это в конечном итоге приводило к расстройству транспорта и срыву важнейших хозяйственных и воинских перевозок.

Вопрос: Где существовали троцкистские организации на линии?

Ответ: Сильная троцкистская группа была в депо ст<анции> Барабинск. Активно работала троцкистская группа в Рубцовском депо. Существовали группы в депо ст<анции> Новосибирск, в депо ст<анции> Эйхе, в Тайгинском депо, в Топках и в Барнаульском узле. Со слов СТРАУСА мне известно, что на водном транспорте существовала сильная троцкистская организация в Барнаульском затоне, насчитывавшая в своем составе около 40 человек членов организации.

Вопрос: В чем заключалась подрывная работа троцкистских организаций на транспорте после 1935 года?

Ответ: Сибирский троцкистский центр в связи с приходом на транспорт Кагановича имел специальное совещание о работе троцкистских организаций на транспорте. На этом совещании было решено активизировать подрывную работу троцкистских организаций на транспорте. Мы все приходили к одному выводу, что нам необходимо так организовать всех троцкистов, работающих на транспорте, чтобы озлобить их против Кагановича и ЦК. Мы рассчитывали, что Каганович со свойственной ему напористостью начнет резко менять старые порядки на транспорте и что при этом ему будет оказано сопротивление всей консервативной частью железнодорожников, которые привыкли жить тихой жизнью.

Троцкистским центром тогда было решено дать через меня директиву троцкистским организациям на линии, разжигать недовольство железнодорожников новыми порядками Кагановича и настраивать весь персонал дороги на срыв выполнения его приказов.

Вопрос: Когда и где состоялось это совещание Сибирского троцкистского центра?

Ответ: Примерно в апреле 1935 г. в квартире ВЕГМАНА В.Д.

Вопрос: Кто участвовал на этом совещании?

Ответ: МУРАЛОВ Н.И., я – БОГУСЛАВСКИЙ и СУМЕЦКИЙ М.И.

Вопрос: ВЕГМАН В.Д. участвовал на этом совещании троцкистского центра?

Ответ: Нет, ВЕГМАН на нашем совещании не участвовал. Он предоставил в наше распоряжение свою квартиру, а сам пошел в театр.

Вопрос: Когда троцкистские организации приступили к разрушительной работе на транспорте?

Ответ: Директива троцкистским организациям о разрушительной работе на железнодорожном транспорте мною была дана примерно в мае 1935 года.

Вопрос: Кому персонально вы дали эту директиву?

Ответ: ОБЕРТАЛЛЕРУ Б.М., ЭЙДМАНУ С.Е. и ЖИТКОВУ М.А.

Вопрос: В чем заключалась эта ваша директива?

Ответ: Информируя ОБЕРТАЛЛЕРА, ЭЙДМАНА и ЖИТКОВА о состоявшемся совещании Сибирского троцкистского центра и о принятом нами на этом совещании решении, я указал им на необходимость перехода к разрушительной работе на транспорте. Эту работу я предложил им организовать по своему усмотрению, но так чтобы эта работа дала нужную эффективность нам. Я им сказал, что они должны сделать так, чтобы не стесняться – если надо – и поезд под откос пустить.

Вопрос: Как отнеслись ОБЕРТАЛЛЕР, ЭЙДМАН и ЖИТКОВ к вашей директиве?

Ответ: Они без каких-либо возражений приняли мою директиву к исполнению. Из последующих информаций ОБЕРТАЛЛЕРА, ЭЙДМАНА и ЖИТКОВА, я знал, что они успешно сумели развернуть разрушительную работу, охватив ею решающие участки железнодорожного транспорта.

Вопрос: В чем заключалась эта разрушительная работа?

ОТВЕТ: ЖИТКОВ рассказывал мне, что связанные с ним троцкисты, работавшие в депо, по его указаниям, систематически выводили из строя паровозы. Как практически ЖИТКОВ осуществлял эту работу, я не знаю, но результаты этой разрушительной работы в паровозном парке, по его словам, были очень ощутительны, а, главное, работа в депо совершенно дезорганизовывалась, и выполнение приказов Кагановича шло с большим трудом.

Из информации ОБЕРТАЛЛЕРА мне было известно, что он сумел развернуть разрушительную работу на строительстве линии Эйхе-Сокур.

Как мне сообщил ОБЕРТАЛЛЕР, он привлек к этой работе не только троцкистов, но и антисоветски настроенных специалистов, которые занимались вредительством при постройке мостов, при производстве земляных работ.

Кроме того, на строительстве были созданы нетерпимые бытовые условия рабочим. Разрушительная работа троцкистской организации в тресте “Сибстройпути” сильно затянула строительство железнодорожных линий, имеющих стратегическое значение.

Вопрос: Вы информировали МУРАЛОВА о результатах разрушительной работы троцкистских организаций на транспорте?

Ответ: Да, МУРАЛОВА я об этом информировал очень часто и подробно.

Вопрос: Как относился МУРАЛОВ к вашей информации?

Ответ: Мне стыдно говорить, но он смаковал все то, что я ему рассказывал о нашей разрушительной работе на транспорте. МУРАЛОВ особенно злобно был настроен к Кагановичу. Он часто гадко и грязно ругал Кагановича. Он говорил: “Лозунг Троцкого

“Чем хуже, тем лучше” – ты должен в первую очередь проводить на транспорте”.

Я так и делал. Я прививал этот лозунг всем связанным со мною троцкистам, работающим на транспорте. [1]

 

Допрос прерывается в связи с просьбой БОГУСЛАВСКОГО о направлении его к врачу на перевязку ноги после операции.

 

Протокол с моих слов записан верно, мною прочитан

 

М. БОГУСЛАВСКИЙ. –

 

ДОПРОСИЛИ:

 

ЗАМ. НАЧ. УНКВД по ЗСК
СТ. МАЙОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (УСПЕНСКИЙ)

 

ЗАМ. НАЧ. СПО УГБ –
МЛ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЕЗОПАСНОСТИ (ПОПОВ)

 

ВЕРНО:

 

Секретарь ТО ГУГБ НКВД Нрзб

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 250, Л. 42-49.


[1] В сталинском списке по Западно-Сибирскому краю от 27 марта 1937 г. значатся по первой категории следующие лица, упомянутые в настоящем протоколе допроса: Волков Андрей Зиновьевич, Житков Михаил Алексеевич, Оберталлер Борис Михайлович, Страус Георгий Александрович, Сумецкий Михаил Ильич, Третьяков Николай Иванович, Финашин Василий Афанасьевич, Эйдман Самуил Ефимович.