Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением протокола допроса Д.Я. Александрова

 

Совершенно секретно.

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) –

тов. СТАЛИНУ.

 

20 января 1937 года нами был арестован в Ростове инспектор управления Азово-Черноморской железной дороги Даниил Яковлевич АЛЕКСАНДРОВ.

АЛЕКСАНДРОВ проходил по показаниям ЛИВШИЦА как скрытый троцкист, привлеченный ЛИВШИЦЕМ к вредительской работе.

АЛЕКСАНДРОВ признал, что являлся участником троцкистской организации на Северо-Кавказской железной дороге, возглавляемой ЛИВШИЦЕМ.

В числе участников организации АЛЕКСАНДРОВ называет МАЕВСКОГО (начальника Северо-Кавказской железной дорога) и других.

По показаниям АЛЕКСАНДРОВА организация вела на железной дороге большую подрывную работу, разрушала паровозное хозяйство, вредила в путевом хозяйстве и грузовых перевозках.

Участники организации саботировали переход на угольное отопление паровозов и включили в план своей контрреволюционной деятельности организацию крушений поездов.

АЛЕКСАНДРОВ показывает о троцкистской организационной связи МАЕВСКОГО с начальником Минераловодского отделения службы движения БУРШТЕЙНОМ, организатором крушения поезда № 31 27-го января.

Прошу санкционировать арест начальника Северо-Кавказской железной дороги МАЕВСКОГО.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Протокол допроса АЛЕКСАНДРОВА от 31/I–1/II-1937 года.

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР: Ежов (ЕЖОВ)

 

5 февраля 1937 года.

 

55623

 

[Резолюция И. Сталина: Арх<ив>. Ст.]

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 1, Д. 279, Л. 48-49.

 

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

АЛЕКСАНДРОВА Даниила Яковлевича.

От 31/I-1/II-1937 г.

 

АЛЕКСАНДРОВ Д.Я., 1904 г<ода> р<ождения>, уроженец г. Днепропетровска, русский, гр<аждани>н СССР, быв<ший> член ВКП(б) с 1924 по 1937 год, исключен в связи с арестом, до ареста начальник отчетно-информационной группы управления Ворошиловской железной дороги.

 

Вопрос: С какого времени вы работали на железной дороге в Ростове?

Ответ: В Ростове я работал с февраля 1933 года. До июля 1933 года я работал начальником отдела Контроля и проверки исполнения. С июля 1933 года я был инспектором при начальнике дороги и ведал вопросами кадров.

Вопрос: По каким причинам вы прекратили на время работу в Ростове в 1935 году?

Ответ: Во время деления Северо-Кавказской железной дороги на Северо-Кавказскую и Азово-Черноморскую я в 1935 году из Ростова по предложению зам<естителя> начальника Северо-Кавказской жел<езной> дор<оги> МАЕВСКОГО переехал на работу в г. Орджоникидзе. Проработал я там 2-3 месяца и вернулся в Ростов, где был вновь зачислен на работу в управление Азово-Черноморской жел<езной> дороги на должность инспектора службы пути.

В обратном приеме меня на работу в Ростов мне помог зам<еститель> Наркома путей сообщения Я. ЛИВШИЦ.

Вопрос: А зачем вам понадобилась помощь ЛИВШИЦА?

Ответ: В это время проверялись партийные документы. У меня задержали партийный билет для проверки его действительности. Это отразилось и на вопросе моей работы. Я поехал в Москву, обратился к ЛИВШИЦУ, через его секретаря БЕРЛЯНДА договорился с дорогой о зачислении меня на службу.

Вопрос: Давно ли вы знаете ЛИВШИЦА и в каких отношениях вы с ним были?

Ответ: ЛИВШИЦА я знаю с декабря 1933 года, т.е. с того времени, когда он был назначен начальником Северо-Кавказской жел<езной> дороги. Относился ко мне ЛИВШИЦ неплохо.

Вопрос: Вы знали, что ЛИВШИЦ троцкист?

Ответ: Да, знал.

Вопрос; А о том, что ЛИВШИЦ вел в Ростове контрреволюционную троцкистскую работу, вы знали?

Ответ: Нет, я этого не знал.

Вопрос: А вот ЛИВШИЦ показывает, что вы были им привлечены к к.-р. работе против советской власти?

Ответ: Наглая ложь. ЛИВШИЦ не мог этого показывать.

Вопрос: Почему не мог, разве фактически этого не было?

0твет: Не мог ЛИВШИЦ этого обо мне сказать.

Вопрос: Однако сказал?

Ответ: Он говорит только обо мне одном как о своем соучастнике?

Вопрос: Он называет вас в числе ряда своих соучастников по к.-р. деятельности на Северо-Кавказской жел<езной> дороге?

Ответ: Я прошу предъявить мне показания ЛИВШИЦА.

Вопрос: Отдельные места в части, касающейся вас персонально, – пожалуйста. (АЛЕКСАНДРОВУ зачитываются показания ЛИВШИЦА: “В дальнейшем к вредительской работе по Северо-Кавказской железной дороге я привлек скрытых троцкистов … и АЛЕКСАНДРОВА, инспектора по кадрам”).

Ответ: Да.

Вопрос: Что да?

Ответ: Ну что же, это верно. Придется рассказывать.

Вопрос: Придется. Рассказать надо абсолютно все, что известно о контрреволюционной деятельности троцкистов в Ростове и на железной дороге.

Ответ: Начну с приезда ЛИВШИЦА на работу в качестве начальника Северо-Кавказской ж<елезной> д<ороги> в конце 1933 года.

Через несколько дней после приезда ЛИВШИЦ вызвал меня, сказал, что хочет познакомиться с работниками дороги и просил меня заготовить для него данные о командном составе.

Я ему эти данные представил. После этого у нас с ЛИВШИЦЕМ был ряд встреч по вопросам кадров дороги. Вскоре ЛИВШИЦ с моим участием провел ряд назначений командного состава дороги:

Своим заместителем он назначил скрытого троцкиста МАЕВСКОГО, снятого ранее за развал Омской жел<езной> дороги, начальником тяги был назначен вредитель ТОМЛЕНОВ, а начальником службы пути – ВОЛОВИЧ, с которым ранее ЛИВШИЦ работал на Южной дороге, где они совместно проводили контрреволюционную вредительскую работу. На должность начальника материальной службы был вызван с Южной дороги и назначен КАНЕВСКИЙ А.Г. На должность начальника финансового отдела ЛИВШИЦЕМ был вызван из Краснодара троцкист БРЕЙМАН И.М. На должность начальника административно-организационного отдела был также назначен ХЕЙФЕЦ, работавший ранее с ЛИВШИЦЕМ на Южной дороге.

На должность начальника отдела рабочего снабжения был назначен БРАУДЕ, который впоследствии ЛИВШИЦЕМ был выдвинут на должность зам<естителя> начальника Северо-Кавказской жел<езной> дороги несмотря на то, что БРАУДЕ в транспорте совершенно ничего не понимает и на транспорте не работал. Как все командные должности управления быв<шей> Северо-Кавказской жел<езной> дороги были захвачены ставленниками ЛИВШИЦА, среди которых были троцкисты, вредители, проводившие, как я покажу далее, контрреволюционную работу по прямым заданиям ЛИВШИЦА.

Вопрос: Вы назвали не всех известных вам соучастников ЛИВШИЦА?

Ответ: Совершенно верно, я не назвал вам еще одного активного соучастника ЛИВШИЦА, его личного секретаря БЕРЛЯНДА П.И. К этой же группе через начальника службы тяги ТОМЛЕНОВА был привлечен пом<ощник> начальника службы тяги СУДАКОВ, ныне начальник паровозной службы дороги имени Ворошилова. В результате такой расстановки своих людей ЛИВШИЦЕМ в 1934 году была создана контрреволюционная троцкистская организация, участниками которой были: БЕРЛЯНД, КАНЕВСКИЙ, ХЕЙФЕЦ, ВОЛОВИЧ, ТОМЛЕНОВ, СУДАКОВ, БРЕЙМАН, БРАУДЕ и МАЕВСКИЙ. В этой организации принимал участие и я – АЛЕКСАНДРОВ.

По заданиям ЛИВШИЦА я составлял заведомо неверные отрицательные характеристики на честных, преданных людей, вполне соответствующих своему назначению, которых ЛИВШИЦ намечал к устранению с заменой своими сообщниками. Так, мною была составлена отрицательная характеристика на быв<шего> начальника материального отдела управления дороги СИДОРОВА, орденоносца, вполне соответствующего занимаемой должности.

Дальнейшую связь с участниками троцкистской организации я, начиная с 1934 года, поддерживал через БЕРЛЯНДА, он же связал меня с участниками организации ВОЛОВИЧЕМ, КАНЕВСКИМ, БРЕЙМАНОМ и ХЕЙФЕЦЕМ.

Вопрос: Известен ли вам РУДЕНКО?

Ответ: Да, известен. РУДЕНКО был начальником станции Батайск, где организовал группу лиц, враждебно настроенных к советской власти. В 1934-1935 г.г. РУДЕНКО, по указанию ЛИВШИЦА, развернул в Батайске большую подрывную работу, заключавшуюся в том, что он на ст<анции> Батайск задерживал вагоны с грузами, идущими для снабжения рабочих в промышленные центры. Задержанные грузы под видом невостребованных и бездокументных – разбазаривались, присваивались и сдавались в ОРС. В ОРСе широко применялась антигосударственная практика товарообмена с другими организациями. Вредительская деятельность РУДЕНКО была вскрыта в 1935 году, но ЛИВШИЦ вмешался в это дело, и в результате РУДЕНКО и его соучастники наказания не отбывали. В спасении РУДЕНКО принимал участие и я. ЛИВШИЦ, через МАЕВСКОГО, поручил мне выехать в Киев и Харьков за справками о соц<иальном> положении РУДЕНКО, каковые требовались для реабилитации РУДЕНКО, что мною и было выполнено. Кроме этого, я по заданию ЛИВШИЦА на чистке партии, зная о преступлениях РУДЕНКО, характеризовал его как одного из лучших руководителей. В 1936 году ЛИВШИЦ представил этого вредителя РУДЕНКО к ордену.

Вопрос: А кто из участников организации кроме РУДЕНКО вел по заданиям ЛИВШИЦА непосредственно вредительскую работу на железной дороге?

Ответ: По этому вопросу я должен раньше всего заявить вам, что крупную подрывную работу на дороге проводил начальник паровозной службы СУДАКОВ. Как я уже показал, в организацию он был вовлечен ТОМЛЕНОВЫМ. СУДАКОВ крайне антисоветски настроен и являлся правой рукой ТОМЛЕНОВА.

Для более успешного осуществления вредительства в паровозном хозяйстве СУДАКОВ привлек к контрреволюционной деятельности ряд работников паровозной службы, о чем он говорил мне лично. Это его заместитель СМИРНОВ, который арестовывался за вредительство, инженер теплотехники ДУСЬ, инженер паровозной службы ДОБРОУМОВ, быв<ший> начальник технического отдела ПОПОВ. Последний с этой должности недавно снят начальником дороги ДАШКО как проваливший работу.

Я непосредственно в своей к.-р. деятельности с этими людьми связан не был, повторяю, об их участии в организации мне говорил СУДАКОВ. От него же мне известно о конкретных вредительских актах, которые они осуществили.

Вопрос: Какие это вредительские акты?

Ответ: ДУСЬ являлся главным зачинщиком антиугольных настроений на дороге. Он где только можно доказывал, что переход на уголь это – “гроб для дороги”.

Словами дело не ограничивалось. Сектор теплотехники был устранен от вопроса перехода на угольное отопление, и никакого руководства местами не было.

ДОБРОУМОВ также неоднократно утверждал, как работникам дороги, так и линии, что переход на уголь должен повлечь за собой снижение всех измерителей, а ПОПОВ ему подпевал, что “теперь наступает конец дороге”.

Таким путем вместо организации нормальной и бесперебойной работы паровозного парка, эта группа, руководимая СУДАКОВЫМ организовала прямой саботаж. ПОПОВ и ДОБРОУМОВ в 1936 году по заданию СУДАКОВА, сорвали установки эстокад в Батайске, Каменоломне и Тимашевской.

СМИРНОВ провел большую вредительскую работу по Таганрогскому депо, где имел надежного помощника в лице начальника депо КОЙНАША.

КОЙНАШ и СМИРНОВ окончательно развалили работу этого депо, благодаря чему КОЙНАША пришлось с работы снять, но СУДАКОВ его направил начальником депо в Батайск.

Я вам должен, кроме того, заявить, что участником организации являлся также начальник паровозного депо ст<анции> Кавказская МАРЧЕНКО, ближайший человек ЛИВШИЦА, который вел вредительскую работу в Кавказской и был связан по этой работе с ТОМЛЕНОВЫМ, а в последнее время с СУДАКОВЫМ.

Вопрос: Откуда вам известно, что МАРЧЕНКО является участником организации?

Ответ: О принадлежности МАРЧЕНКО к организации мне было известно от ЛИВШИЦА еще в 1934 или начале 1935 года. Позже это нашло подтверждение в моих разговорах с СУДАКОВЫМ, который отзывался о МАРЧЕНКО как о надежном человеке, активно действующим в организации.

В связи с этим разрешите мне сделать вам одно весьма существенное заявление.

Дело в том, что троцкистская организация включала в планы своей деятельности организацию крушений на дорогах.

Эта работа проводилась ТОМЛЕНОВЫМ и СУДАКОВЫМ по прямым заданиям ЛИВШИЦА. Крушения готовились организацией для того, чтобы выводить из строя паровозы, цистерны, вагоны, разрушать транспортное хозяйство, уничтожать ценные грузы. Все это входило в общий план организации, участники которой были взбешены успехами транспорта и шли на все, чтобы любой ценой срывать работу железных дорог.

СУДАКОВ, который, зная о моих близких отношениях с ЛИВШИЦЕМ и роли, которую я играл в организации, довольно откровенно мне об этих планах рассказывал.

На станции Кавказская вредительская и диверсионная работа была возложена на МАРЧЕНКО.

Для выполнения этой задачи МАРЧЕНКО привлекал контрреволюционно настроенных лиц из числа машинистов депо. Из этих лиц мне известен машинист КОЛОВАНОВ или КАЛОВАНОВ, злостный аварийщик, которого МАРЧЕНКО представил к премии.

Я должен заявить следствию, что МАРЧЕНКО под руководством СУДАКОВА добился значительных успехов в своей контрреволюционной деятельности и провел большую работу по разрушению паровозного парка.

Вопрос: Кто еще из машинистов, привлеченных МАРЧЕНКО к вредительской работе, вам известен?

Ответ: Больше я никого не знаю.

Вопрос: Фамилия ДЕЙНИЧЕНКО вам известна?

Ответ: Нет.

Вопрос: Вы показали в начале допроса, что участником троцкистской организации являлся бывший заместитель ЛИВШИЦА по Северо-Кавказской жел<езной> дороге МАЕВСКИЙ.

Что вам известно о его контрреволюционной деятельности?

Ответ: От ЛИВШИЦА, БЕРЛЯНДА, СУДАКОВА и др<угих> участников организации мне было известно, что МАЕВСКИЙ – скрытый троцкист, ведущий троцкистскую работу по заданиям ЛИВШИЦА. Это не скрывал от меня и сам МАЕВСКИЙ, в частности, он довольно откровенно мне об этом говорил в связи с делом РУДЕНКО, о котором я показывал раньше.

Какую конкретно работу вел МАЕВСКИЙ после разделения дорог на Северо-Кавказской железной дороге мне неизвестно.

Я только знаю со слов БЕРЛЯНДА, с которым виделся в 1936 году в Москве, что МАЕВСКИЙ поддерживает организационную троцкистскую связь с БУРШТЕЙНОМ.

БУРШТЕЙН ранее работал, насколько помню, в Туапсе и Краснодаре, а в последнее время являлся начальником Минераловодского отделения службы движения.

Вопрос: А что вам известно о контрреволюционной деятельности ВОЛОВИЧА, которого вы назвали в числе участников организации?

Ответ: ВОЛОВИЧ – это стопроцентный человек ЛИВШИЦА, абсолютно преданный ему и выполнявший все его задания.

Я уже показывал, что еще на Южной дороге он принимая участие в контрреволюционной деятельности ЛИВШИЦА, об этом мне говорил и ЛИВШИЦ, и сам ВОЛОВИЧ.

В Ростове ВОЛОВИЧ, по заданиям ЛИВШИЦА, сорвал ремонт пути 1936 года при колоссальных перерасходах на ремонтные работы и более чем наполовину сорвал план НКПС по мостовому хозяйству.

Из участников организации, кроме ЛИВШИЦА, ВОЛОВИЧ был связан с БЕРЛЯНДОМ, СУДАКОВЫМ и со мной.

С ЛИВШИЦЕМ ВОЛОВИЧ виделся последний раз в августе или сентябре 1936 года в Сочи, куда его специально вызывал ЛИВШИЦ.

ВОЛОВИЧ провел у ЛИВШИЦА тогда трое суток.

Вопрос: Вы говорите не все вам известное о контрреволюционной деятельности ЛИВШИЦА в Ростове.

Ответ: Я Вам показал то, что я знал как от самого ЛИВШИЦА, так и от других названных мною участников организации.

Могу к этому только добавить, что ЛИВШИЦ, по его словам, был в Ростове организационно связан с троцкистами КОЛОКОЛКИНЫМ, ВАРДАНИАНОМ и ГОГОБЕРИДЗЕ.

Я лично с ними встретился только один раз на банкете на квартире ЛИВШИЦА, когда он приезжал из Москвы делить Северо-Кавказскую дорогу.

На этом банкете присутствовали также МАЕВСКИЙ, ВОЛОВИЧ и СУДАКОВ, которые, распоясавшись, воспевали и восхваляли всячески ЛИВШИЦА, говорили: “Яков Абрамович наш подлинный вождь, он нас научил жить и работать”.

 

Записано с моих слов верно, мною прочитано.

 

Даниил Яковлевич АЛЕКСАНДРОВ.

 

ДОПРОСИЛИ:

 

НАЧ. УНКВД по АЗ.-ЧЕРН. КРАЮ –
КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 3 ранга (ЛЮШКОВ)

 

НАЧ. 6-го Отдела УГБ УНКВД АЧК –
КАПИТАН ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ (СОРОКОВ)

 

СОТРУДНИК 5-го Отдела ГУГБ –
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ (ЛИТВИНОВ)

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 1, Д. 279, Л. 50-59.