Сообщение Л.З. Мехлиса И.В. Сталину и другим с приложением материалов о “вредительстве” Ю.Л. Пятакова

 

[На бланке Редакции газеты “Правда”]

 

Москва, 27 ноября 1936 г.

 

№ 345/с

 

ЦК ВКП(б) – ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

СНК СССР – ТОВАРИЩУ МОЛОТОВУ

НКТП СССР – ТОВАРИЩУ ОРДЖОНИКИДЗЕ

НКПС – ТОВАРИЩУ КАГАНОВИЧУ

НКВД СССР – ТОВАРИЩУ ЕЖОВУ

 

В редакцию “Правды” поступил материал от горного инженера Ковригина о вредительской деятельности Пятакова в области горного надзора.

Сообщение Ковригина как заслуживающее особого внимания посылаю Вам.

 

РЕДАКТОР “ПРАВДЫ” Л. Мехлис (Л. МЕХЛИС)

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 258, Л. 84.


В РЕДАКЦИЮ “ПРАВДЫ”

 

Прилагая к сему мою записку “О вредительской работе б<ывшего> зам<естителя> НКТП Пятакова“, прошу редакцию, если напечатание этой записки встретит затруднение, передать материал следственной власти.

 

ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР – КОВРИГИН.

 

25/XI 1936 г.

 

Верно: нрзб

 

Адрес: Москва, ул. Куйбышева, пр. Владимирова, д № 1, Центральное управление Горного надзора РСФСР. Ст<арший> горный инспектор Ковригин В.В. Тел. 9-40, доб. 30.

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 258, Л. 85.


О ВРЕДИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ б<ывшего> ЗАМ<ЕСТИТЕЛЯ> НАРКОМА НКТП

ПЯТАКОВА

 

Еще на шахтинском процессе гос<ударственный> прокурор т. Крыленко сказал, что вредительство было сильнее там, где был слаб горный надзор. (См. брошюру о шахтинском процессе).

То же самое подтверждает нам и последний Кемеровский процесс.

И без сомнения, если бы над союзной горной промышленностью был сильный и независимый Горный Надзор, он не допустил бы того безобразного состояния горных работ (разрушенной вентиляции, загазирования забоев, образования газовых мешков и пр.), какое наблюдалось в Кемерово и, по всей вероятности, своевременно сделал бы надлежащий вывод о вредительской работе техперсонала, приведшего горные работы в такое состояние.

К сожалению, горный надзор на предприятиях союзного значения отсутствовал или, говоря языком вредителя Пятакова, был передан самим трестам (самоконтроль).

Пятаков отлично понимал значение горного надзора и потому всемерно старался разрушить существующий независимый от него горный надзор РСФСР и УССР и старался не допустить создания единого, независимого, общесоюзного государственного Горного Надзора.

Приведем ряд фактов из работы Пятакова, направленной к ослаблению и дезорганизации горного надзора:

1. В заседании замов НКТП под председательством Пятакова от 27/II 1933 г. было постановлено: “Горный надзор, как таковой, упразднить”.

2. Вредитель Пятаков, как находящийся в руководстве НКТП, далеко не одинок, за ним шла немалочисленная и, по-видимому, не разгромленная до сего времени “пятаковщина”, имеющая значительное влияние в наркомате.

По всей вероятности, под влиянием пятаковщины 7/III 1934 г. был проведен за подписью т. Кагановича М.М. приказ № 314 “О реорганизации горного надзора”.   

Этим приказом функции по охране недр были переданы ГГГГУ, т.е. в недра самого наркомата (самоконтроль) и, значат, должны были стать на поводу у Пятакова.

Реализовать постановление об упразднении горнего надзора РСФСР и УССР Пятакову не удалось только потому, что для этого требовалось согласие правительства, а такового не последовало. (СНК РСФСР ответа не дал, а СНК УССР ответил отказом).

3. Узнав, что многие республиканские краевые и областные СНК и исполкомы выносят постановление об усилении работы горного надзора на всех горных предприятиях, не исключая и союзных, Пятаков стал протестовать перед СНК СССР, а также перед СНК КАССР ближайшего района его работы (см. п<ись>мо Пятакова на имя пред<седателя> СНК КАССР т. Исаева).

В результате протеста Пятакова СНК КАССР свое первоначальное постановление изменил так: “Постановление СНК КАССР от 29/VII 1935 г. за № 839-21 в отношении предприятий союзного значения отменить”.

Теперь снова торжествует вредитель: независимый от него горный надзор РСФСР не может разоблачать злоупотребления в промышленности, руководимой Пятаковым.

4. Пятаков учитывал, что Горное Положение Союза является основой для правильной, целесообразной и авторитетной работы Горного Надзора. Но так как это Положение во многом устарело (отстало от жизни) и недостаточно четко регламентирует горный надзор (его место и права), Пятаков сначала на протяжении ряда лет тормозил выработку нового закона, а когда дальше уже продолжать волокиту стало нельзя, взял в недра НКТП руководство по выработке нового закона так называемых “основных начал об использовании месторождений полезных ископаемых в СССР”.

Первая редакция “основных начал” была забракована СНК СССР и возвращена в НКТП для переработки.

Переработка попала опять-таки в руки Пятакова.

“Основные начала” в новой редакции в марте 1936 г. при письме Пятакова были представлены в СНК СССР и здесь ждут своего рассмотрения и утверждения.

По существу этого законопроекта ЦУГН уже дал свой отзыв, но он официально не попал в СНК СССР.

Здесь совершенно кратко укажем главные недочеты “основных начал”:

1. “Начала проектируют организацию Междуведомственного комитета недр и при нем многоликого органа по горно-маркшейдерскому контролю и технике безопасности.

Комитет недр, несмотря на то, что он в законопроекте назван “междуведомственным”, помещен в НКТП и работает под председательством нач<альника> геологоразведочного управления, т.е. сотрудника НКТП, в то время, как, по существу, комитет этот должен быть надведомственным и находиться под руководством высшего правительственного органа (напр<имер>, при СНК СССР).

2. Горный надзор, находящийся при Комитете недр, не должен быть, как мы уже указывали, многоликим, но единый союзного значения, объединяя в себе контроли: геологический, горнотехнический, маркшейдерский и по технике безопасности.

“Основными началами” Пятакова все эти установки искажены, поэтому “основные начала” должны быть изъяты из СНК СССР и переданы с новыми установками на разработку комиссии, имеющей, по существу, междуведомственный характер.

5. Пятаков после того, как ему не удалось окончательно уничтожить независимый от него Горный надзор РСФСР и УССР, прибегнул к новому приему ослабления Горного надзора – он начал собирать у себе в наркомате разорванные части Горного надзора и надзор по технике безопасности опять-таки в целях стать хозяином положения. При этом новому ведомственному органу он стремился придать всесоюзное значение (см. записку т. Гриндлера на имя т. Рухимовича от 5/IX 1936 г.).

Мы уже отметили, что Пятакова сопровождала “пятаковщина”. На этом остановимся подробнее, указав несколько фактов, где, по-видимому, действовала и продолжает действовать пятаковщина.

а) Газета “За индустриализацию” не печатала статей о Горном надзоре вне пятаковского духа.

б) В “Горном журнале” задерживается помещение отчета о докладе т. Ульянова и Гендлера о реорганизации Горного надзора и специальная статья (уже набранная для печати) т. Ульянова.

в) Задерживаются работы подкомиссии горно-научно-технического общества по вопросу о пересмотре “основных начал” и реорганизации горного надзора.

 

ВЫВОДЫ:

 

Для исправления последствий вредительской работы Пятакова следует:

1) Разгромить до конца пятаковщину.

2) Изъять из СНК СССР вредительский законопроект “Основные начала”.

3) Поручить Междуведомственной комиссии под руководством СНК СССР выработать новый законопроект по горному делу.

 

Приложение: Копия письма Пятакова в СНК Союза ССР (без даты), тоже на имя т. Исаева от 3/Х 1935 г.

 

СТАРШИЙ ГОРНЫЙ ИНСПЕКТОР
ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРНОГО
НАДЗОРА РСФСР, ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР (Ковригин)

 

25/XI 1936 г.

 

Верно: нрзб

 

Адрес:

г. Москва, ул. Куйбышева, пр. Владимирова, д. 1.
ЦУГН-РСФСР. Тел. 9-40 доб. 30.

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 258, Л. 86-90.


НАРОДНЫЙ КОМИССАР ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СНК КАССР ТОВ. ИСАЕВУ.

 

3/Х 1935 г.

 

Совет Народных Комиссаров Казахской АССР постановлением от 29/VII 1935 г. за № 839/21 обязал предприятия союзного значения, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых, заключить договора на горные отводы с Центр. Казахским горным округом, представлять при заключении этих договоров планы поверхности и планы подземных разработок, организовать ячейки содействия Горному надзору и представлять Горному надзору отчетные данные. Вместе с тем СНК Каз. АССР предложил кредитным учреждениям выдавать средства на разработку месторождений лишь после предъявления справки Горного округа о заключении союзными предприятиями указанных выше договоров.

НКТП находит постановление СНК КазАССР от 29/VII 1935 г. неправильным по следующим основаниям: согласно ст. ст. 12 и 30 Горного Положения Союза ССР (сб<орник> зак<онов> 1927 г. № 68, ст. 688), право распоряжения месторождениями союзного значения и выполнение функций Горного надзора в отношении этих месторождений и союзных предприятий осуществляется ВСНХ Союза ССР или непосредственно, или через Высший Совет Народного Хозяйства союзных республик.

В связи с реорганизацией ВСНХ СССР, ликвидацией ВСНХ Союзных республик и образованием в дальнейшем республиканского Наркомата местной промышленности распоряжение месторождениями и выполнение функций Горного надзора, в точном соответствии с указанными статьями Горного положения, сосредоточено в НКТП.

Ввиду этого и на основании ст<атьи> 131 Горного Положения, в силу которого основные правила о порядке и способах производства горных работ в отношении охраны недр, геологического и технического контроля и маркшейдерского дела издаются ВСНХ СССР, приказами НКТП от 7/III 1934 г. № 314 и от 23/I 1935 г. № 107, заявки о предоставлении горных отводов предоставляются заинтересованными предприятиями в Главное Геологическое Управление НКТП, отводы же полезных ископаемых до известного размера (5-10 га) предоставляются ГГУ, а в прочих случаях приказами НКТП.

Этими же приказами функции по охране недр сосредоточены в ГГУ, для чего в его составе и трестах ГГУ образованы специальные органы горно-геологического и маркшейдерского контроля, функции же горнопромышленного надзора по техническому контролю возложены на соответствующие главки и подведомственные им горнопромышленные тресты.

Таким образом, постановление СНК Каз<ахской> АССР от 29/VII 1935 г., возлагающее на Каз<ахский> Горный округ, не входящий в систему НКТП, распоряжение месторождениями и функции горного надзора в отношении союзных предприятий, вынесено с нарушением ст. 12, 130 и 131 Горного положения Союза ССР.

Это постановление неправильно, в частности, в отношении предприятий золотой промышленности, поскольку все месторождения золото, в том числе и Каз. АССР, сданы в разработку предприятий золотой промышленности на основании договора, заключенного еще 27/XI 1929 г. с трестом Союззолотоплатина.

На основании изложенного НКТП просит отменить постановление СНК Каз<ахской> ССР от 29/VII 1935 г. в отношении предприятий союзного значения.

 

ЗАМ. НАРКОМА ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (Пятаков)

 

3/Х 1935 г.

 

Копия с подлин<ным> верна: 

 

Делопроизводитель: (П. Новожилова)

 

Верно: нрзб

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 258, Л. 91-93.


Копия с копии

Март или апрель 1936 г.

 

СНК СОЮЗА ССР

 

13 января т<екущего> г<ода> НКТП представил в СНК СССР проект Основных начал об использовании месторождений полезных ископаемых в Союзе СССР.

Распоряжением СНК № 930-28 от 25/II т<екущего> г<ода> НКТП предложено переработать проект с учетом имеющихся по проекту замечаний Наркомзема, Наркомпищепрома, Наркомфина Союза ССР, ВЦСПС и СНК РСФСР.

Представляя проект Основных начал в измененной редакции, НКТП сообщает:

1. Проект (ст. 3) предусматривает уничтожение существующего на основании Горного положения 1927 г. деления месторождений полезных ископаемых на союзные, республиканские и местные и включение всех месторождений Союза ССР в единый государственный фонд.

Установление единого фонда месторождений полезных ископаемых вызывается тем, что указанное деление месторождений не оправдало себя на практике. При выполнении горных работ, предусмотренных первой и второй пятилеткой, явилась необходимость допустить для этих работ выделение наиболее крупных и месторождений независимо от того, входили ли они по списку, установленному на основании Горного положения, в состав месторождений союзного, республиканского или местного значения. Так, многие месторождения республиканского значения разрабатываются сейчас союзными предприятиями (хибинские апатиты, хибинские хромистые железняки, карагандинские месторождения угля и пр.).

В то же время отдельные месторождения, числящиеся по спискам союзными, разрабатываются предприятиями республиканского значения. Особенно резкое изменение произошло в значении месторождений общераспространенных ископаемых, отнесенных Горным Положением к местным месторождениям. Так, многие из общераспространенных ископаемых являются сырьем для союзной промышленности (некоторые известняки для химпромышленности и пр.) и в силу этого приобрели союзное значение.

При таких условиях дальнейшее сохранение деления месторождений на союзные, республиканские и местные является нецелесообразным и не соответствующим интересам развития горной промышленности.

Все указанные выше ведомства (НКЗем, НКФ, ВЦСПС, НКПищепром) и СНК РСФСР, давшие свои замечания по проекту НКТП, не возражают против предлагаемого изменения Горного положения и установления единого фонда месторождений полезных ископаемых в Союзе ССР.

2. Распоряжение единым государственным фондом месторождений полезных ископаемых осуществляется по проекту (ст. ст. 4-6) Наркомтяжпромом и состоящим при нем Междуведомственным комитетом. К компетенции Междуведомственного комитета отнесено предоставление месторождений в эксплуатацию предприятиям и организациям обобществленного сектора и дальнейшее их перераспределение.

Такой порядок предоставления месторождений обуславливается происшедшей реорганизацией промышленности. Разукрупнение наркоматов, образование наркоматов местной промышленности и подчинение НКВД и НКПС крупных строительств привело к тому, что разработка месторождений производится в настоящее время не исключительно предприятиями системы НКТП, но и в известной мере предприятиями других ведомств. В связи с этим, в целях лучшего учета потребностей в месторождениях полезных ископаемых в соответствии с планом развития всех отраслей народного хозяйства, проектом и устанавливается порядок распределения месторождений через Междуведомственный комитет при НКТП, в котором представлены все заинтересованные ведомства и учреждения.

Против указанного порядка предоставления месторождений полезных ископаемых перечисленные выше ведомства не возражают.

Признает целесообразным образование Междуведомственного комитета и СНК РСФСР. Однако СНК РСФСР настаивает на образовании комитета не при Наркомтяжпроме, а при Госплане СССР.

НКТП не может согласиться с предложением СНК РСФСР. Месторождения ископаемых, имеющие первостепенное значение для народного хозяйства (уголь, нефть, рудные ископаемые и пр.), состоят в ведении НКТП и разрабатываются его предприятиями. НКТП осуществляет через органы Главгеологии учет запасов полезных ископаемых в Союзе ССР и охрану месторождений (горно-маркшейдерский контроль и геологический надзор). Постановлением СНК СССР от 27/II 1936 г. Государственная горнотехническая инспекция по технике безопасности горной промышленности передана из ВЦСПС в ведение НКТП.

Наконец, все крупные поисковые и разведочные работы ведутся геологоразведочными трестами НКТП.

При осуществлении НКТП указанных функций подчинение Междуведомственного комитета другому органу было бы явно нецелесообразным, так как означало бы совершенно искусственное выделение вопросов распределения месторождений из всей совокупности вопросов по распоряжению и использованию месторождений. Только сосредоточение в одном ведомстве функций по распределению месторождений и указанных выше функций, выполняемых НКТП, создает достаточную гарантию правильности их распределения и использования.

3. Проектом учтены замечания Наркомзема СССР. Именно: уточнен порядок возмещения пользователем участков поверхности убытков, вызванных производствами разведок – ст<атья> 15 проекта; предусмотрено право колхозов на использование месторождений полезных ископаемых, находящихся на землях других колхозов – ст<атья> 24; установлено, что изъятие от колхозов участков поверхности для разработки месторождений может производиться не иначе, как порядком, установленным действующими законами об изъятии земель для нужд государственных и общественных надобностей (ст<атья> 31).

При редактировании статей 5, 6, 28 и 30 также учтены замечания Наркомзема.

Предложение СНК РСФСР в части порядка изъятия участков поверхности у колхозов совпадает с предложением Наркомзема, как указано выше в проекте (ст<атья> 31).

4. Проект возлагает на НКТП охрану месторождений, надзор за правильным их использованием, руководство и контроль за безопасностью горных работ и надзор за соблюдением правил промсанитарии (ст<атья> 36 проекта).

Указанные функции осуществляются НКТП через органы горно-маркшейдерского и геологического надзора и горнотехническую инспекцию по технике безопасности (ст<атьи> 37-39 проекта).

Сосредоточение в НКТП функций по охране месторождений обуславливается необходимостью обеспечить как соответствие производства разведочных и горных работ геологическому характеру месторождений, так и наиболее полное использование месторождений. Руководящим органом по геологической службе в Союзе ССР является НКТП. Разработка всех наиболее крупных и богатых месторождений полезных ископаемых ведется предприятиями системы НКТП. Поэтому указанные выше условия действительной охраны месторождений выполнимы лишь при подчинении Наркомтяжпрому горно-маркшейдерского и геологического надзора.

Влияние других ведомств, заинтересованных в правильной постановке охраны недр, обеспечивается по проекту предоставлением Междуведомственному комитету при НКТП права установления основных правил охрены месторождений (ст<атья> 6 проекта). Постановлением СНК СССР от 27/II 1936 г. Наркомтяжпрому предана из ВЦСПС Государственная горнотехническая инспекция. В соответствии с этим в проекте предусмотрены основные функции, выполняемые инспекцией (ст<атья> 39).

При сосредоточении в НКТП функций по охране месторождений и по технике безопасности горных работ является совершенно нецелесообразным дальнейшее сохранение округов горного надзора УССР и РСФСР, и они должны быть ликвидированы, тем более что они оторваны от оперативной работы по эксплуатации месторождений и в силу этого не имеют необходимой авторитетности.

Указанные выше ведомства, давшие заключения по проекту, не возражают против изложенного порядка охраны месторождений.

5. НКФ СССР возражает против предусматриваемой проектом отмены взимания платы за разработку полезных ископаемых (ст<атья> 27) по тем основаниям, что соответствующие поступления включены на 1936 г. в местные бюджеты. Эти замечания учтены, и в вводный закон включена статья, устанавливающая отмену платы за разработку ископаемых лишь с 1 января 1937 года.

 

ЗАМ. НАРОДНОГО КОМИССАРА
ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (Пятаков)

 

Верно: нрзб

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 258, Л. 94-99