Протокол допроса Н.П. Михетко

 

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвин<яемого> МИХЕТКО, Николая Прокопьевича,

От 1-го ноября 1936 года.

 

МИХЕТКО Н.П., рождения 1896 года, ур<оженец> г. Минска, белорус, гр<аждани>н СССР, беспартийный, в 1924 г. в Манчжурии состоял в ВКП(б) в подпольной организации и выбыл по собственному желанию. С 1918 по 1932 г. работал рабочим и бригадиром вагонного участка в Бухеду и Харбине. Прибыл в СССР в 1932 году. В момент ареста работал в вагонном участке ст<анции> Свердловск дороги им. Л.М. КАГАНОВИЧА.

 

Вопрос: При допросе 26/Х вы неполностью сообщили следствию о своей шпионско-диверсионной работе на дороге им. Л.М. КАГАНОВИЧА по заданию японской разведки. Требуем от вас исчерпывающих показаний о вашей диверсионно-развед<ывательной> работе?

Ответ: Я уже показал, что при моей переброске на территорию Советского Союза агенты японской разведки ОЛЕГОВ и НАГАУЧИ поставили передо мною три задачи:

1) Собирать шпионские сведения о продвижении войск на Дальний Восток и другие сведения, представляющие интерес для японской разведки;

2) в момент войны организовать ряд крупных крушений воинских поездов, поджоги крупных складов военного значения;

3) произвести заражение питьевой воды в пунктах питания воинских частей бактериями холеры, чумы и сибирской язвы. Наряду с этим, от ОЛЕГОВА и НАГАУЧИ я получил задание производить разрушительную работу на железной дороге вне зависимости от войны, в том месте, где я смогу обосноваться. Обо всем этом я достаточно подробно рассказал следствию.

Вопрос: Следствие требует от вас откровенных показаний о том, что практически вами сделано во исполнение этих заданий, полученных от японской разведки?

Ответ: Возвратившись в СССР и устроившись на ст<анции> Свердловск, я начал присматриваться к людям с той целью, чтобы определить, кого можно вовлечь в развед<ывательную> работу и использовать для выполнения заданий по подрывной и разрушительной деятельности.

В конце 1932 года или в начале 1933 года я установил связь с машинистом-наставником ФИЛИППОВИЧ<ЕМ> и завербовал его. Несколько позднее ФИЛИППОВИЧЕМ был завербован дежурный по депо ШУЛИКИН, и в 1934 г. он завербовал машиниста депо ст<анции> Свердловск БУРЯ.

Вопрос: При допросе 24/Х вы показали, что ШУЛИКИН и БУРЯ были завербованы лично вами. Чем объяснить это противоречие в ваших показаниях?

Ответ: При предыдущих допросах я неточно выразился. БУРЯ и ШУЛИКИН были завербованы ФИЛИППОВИЧЕМ, но поскольку задание на вербовку в депо давал ФИЛИППОВИЧУ я, то я и сказал, что они были завербованы мною.

Должен сказать, что при вербовке ФИЛИППОВИЧА последний сообщил мне, что он в 1929 году сам был завербован японской разведкой и имеет аналогичные задание собирать сведения о количестве и мощности паровозного парка по главной Сибирской магистрали, о продвижении воинских поездов на Д<альний> Восток, а также вести подрывную работу на железной дороге. При этом ФИЛИППОВИЧ заявил, что он втянул в работу дежурного по депо ШУЛИКИНА, который также был завербован японской разведкой при его аресте в Харбине в 1929 году.

Вопрос: Вы говорите неправду. Вам были даны явки японской разведкой к ФИЛИППОВИЧУ и ШУЛИКИНУ?

Ответ: Нет, явок к ФИЛИППОВИЧУ и ШУЛИКИНУ я лично не получал, явку к ФИЛИППОВИЧУ, ШУЛИКИНУ и ко мне имел ТРУБИЕВ, прибывший с КВЖД с заданием от японской разведки в 1933 году.

Вопрос: Откуда вам это известно? 

Ответ: Мне это известно со слов самого ТРУБИЕВА.

Вопрос: ТРУБИЕВ установил связь с ФИЛИППОВИЧЕМ и ШУЛИКИНЫМ?

Ответ: Нет. По-моему, ТРУБИЕВ с ФИЛИППОВИЧЕМ и ШУЛИКИНЫМ личной связи не установил, так как, когда я ему сообщил о том, что я связан с ФИЛИППОВИЧЕМ, то ТРУБИЕВ мне сказал, что в целях конспирации он с ним устанавливая связи не будет, и поручил мне поддерживать эту связь.

Вопрос: Как практически вы договорились о шпионско-развед<ывательной> и подрывной работе с ФИЛИППОВИЧЕМ?

Ответ: Поскольку при вербовке ФИЛИППОВИЧА выяснилось, что он является также агентом японской разведки и имеет задания, аналогичные тем, которые получил я от ОЛЕГОВА и НАГАУЧИ, мы договорились о том, что он возьмет на себя организацию подрывной работы в депо и сбор сведений о составе паровозного парка и прохождении воинских поездов на Дальний Восток.

Вопрос: Только ли двоих людей, т.е. ШУЛИКИНА и БУРЮ, завербовал ФИЛИППОВИЧ?

Ответ: В 1935 г. ФИЛИППОВИЧ мне сообщил, что он завербовал начальника депо ст<анции> Свердловск ФЕДОТОВА, причем при вербовке обнаружилось, что ФЕДОТОВ уже является членом троцкистской организации, существующей на дороге, и ведет работу по ее заданиям. ФИЛИППОВИЧ откровенно рассказал ФЕДОТОВУ, что он является агентом японской разведки, и они договорились о совместных действиях.

Вопрос: Что практически было сделано группой ФИЛИППОВИЧА в области шпионской и подрывной вредительской деятельности?

Ответ: В конце 1935 года я получил от ФИЛИППОВИЧА сведения о составе паровозного парка на главной Сибирской магистрали по депо Свердловск-пасс<ажирское>, Пермь, Камышлов и Тюмень и о прохождении воинских поездов на Дальний восток. Эти сведения мною были переданы ТРУБИЕВУ.

Вопрос: Скажите более точно, какие именно сведения о составе паровозного парка и о продвижении воинских поездов на Дальний Восток вы передали ТРУБИЕВУ?

Ответ: Воспроизвести полностью этих сведений я не могу, но приблизительно помню, что в этих сведениях сообщалось, что депо Свердловск имеют 25 стойл, что паровозный парк состоит из 85 паровозов разных серий, в том числе до 25 мощных пассажирских; в депо Пермь около 80 паровозов, из них имеется 30 пассажирских. По Тюмени я помню только общую цифру в 70 паровозов. В этих же сведениях было указано, что за 1934 год прошло на Дальний Восток около 200 воинских составов. Помню хорошо, что в сведениях, которые передал мне ФИЛИППОВИЧ, сообщалось о прохождении поездов на Дальний Восток с подводными лодками и тяжелой артиллерией. Какое количество артиллерии там было указано, я не помню, а лодок, кажется, было указано 25. Цифру поездов, проследовавших в 1935 году, назвать не могу, но она была меньше цифры 1934 г.

Вопрос: Каким образом и от кого ФИЛИППОВИЧЕМ были получены сведения о составе паровозного парка и о продвижении воинских поездов?

Ответ: ФИЛИППОВИЧ мне говорил, что сведения о составе паровозного парка депо Свердловск и о прохождении воинских поездов он собрал через машинистов ст<анции> Свердловск и использовал свои личные наблюдения. Кроме того, в этом деле ему оказал большую помощь начальник депо ФЕДОТОВ, который знал численность паровозного парка и в других депо дороги.

Что касается сведений о прохождении воинских составов на Дальний Восток, то ФИЛИППОВИЧ мне говорил, что они сопровождаются машинистами-наставниками и через них всегда можно добыть эти сведения, совершенно не расшифровывая себя.

Вопрос: Эти сведения ТРУБИЕВЫМ были отправлены за границу?

Ответ: Со слов ТРУБИЕВА я знаю, что эти сведения им были переданы японской разведке через приезжавшего к нему для связи человека.

Вопрос: Фамилию этого человека вам называл ТРУБИЕВ

Ответ: Нет, фамилии его он мне не называл.

Вопрос: Какая подрывная и вредительская деятельность была проделана группой ФИЛИППОВИЧА и ФЕДОТОВА в депо ст<анции> Свердловск?

Ответ: Со слов ФИЛИППОВИЧА мне известно, что ему удалось совместно с ФЕДОТОВЫМ дезорганизовать работу депо Свердловск. В частности, ФИЛИППОВИЧ говорил, что им совместно с ФЕДОТОВЫМ систематически производился срыв спаренной езды на пассажирских паровозах и строенной езды на товарных; что ФЕДОТОВ умышленно делал частые перемещения машинистов с одних паровозов на другие и этим самым создавал обезличку в обслуживании паровозного парка и ухудшал уход за паровозами; что все маневровые и передаточные паровозы в депо Свердловск совершенно обезличены, персонального прикрепления машинистов к ним не произведено и как следствие этого – маневровые и передаточные паровозы находятся в крайне скверном состоянии. Кроме того, ФИЛИППОВИЧ говорил, что он и ФЕДОТОВ систематически выталкивают под поезда больные и неисправные паровозы. Для того, чтобы скрыть эту вредительскую деятельность, по директиве ФЕДОТОВА запись повторного ремонта паровозов в депо не производится, так как ФЕДОТОВ противился тому, чтобы машинисты делали эти записи. ФИЛИППОВИЧ говорил, что в результате его деятельности и деятельности ФЕДОТОВА процент больных паровозов в депо ст<анции> Свердловск доведен до 20 при норме в 15%; что трудовая дисциплина в депо совершенно развалена; что квалифицированных машинистов и ремонтных мастеров ФЕДОТОВ умышленно выгнал из депо, и в результате на ремонт и вождение паровозов ставятся малоопытные машинисты и помощники. Вследствие этого в 1935 г. имел место случай, когда машинист воинского поезда КАСАТКИН проехал закрытый светофор разъезда Глубокое и чуть было не врезался в хвост другого товарного поезда. Особенно активную подрывную работу, по словам ФИЛИППОВИЧА, вел машинист БУРЯ, который систематически, умышленно рвал поезда в пути следования, производил неоднократные разрезы стрелок, дезорганизовывал движение поездов и, в частности, бросал поезда в пути следования.

О подрывной деятельности ШУЛИКИНА мне известно, что в октябре месяце 1935 г. во время проезда Председателя ЦИК СССР КАЛИНИНА через Свердловск ШУЛИКИН в подшипник паровоза, предназначенного для подачи под поезд, с которым следовал вагон КАЛИНИНА, насыпал в буксы песку. Этот факт был обнаружен паровозной бригадой, и были приняты своевременные меры, предотвратившие поручу подшипника в пути. Об этом случае также рассказывал ФИЛИППОВИЧ.

Вопрос: Какую конкретно подрывную работу вы должны были провести в момент войны?

Ответ: В момент войны группа ФИЛИППОВИЧА должна была совершить ряд крушений воинских поездов, идущих на Дальний Восток. Я же лично должен был организовать вывод из строя механических цехов №№ 1 и 2 УЗТМ.

Вопрос: Каким образом вы предполагали совершить крушение поездов?

Ответ: О технике совершения крушений я подробно разговаривал с ФИЛИППОВИЧЕМ и мы приходили к такому выводу, что лучше всего крушения произвести без употребления взрывчатых веществ, изыскание которых сопряжено с большими трудностями и может повлечь за собой раскрытие нашей организации. Мы считали наиболее реальным методом устройство крушений непосредственно при помощи машинистов – участников организации.

Вопрос: Каким путем вы предполагали организовать крушение воинских поездов при помощи машинистов – участников организации?

Ответ: Мы останавливались на двух наиболее подходящих с нашей точки зрения способах: 1) путем резкого торможения состава на быстром ходу, на закруглении, с применением контрпара. В этом случае крушение совершенно неминуемо; 2) вторым способом, который мы считали реальным, это был обрыв состава на быстром ходу поезда при следовании на большом уклоне. В этом случае оборванная часть вагонов, развивая большую скорость, неминуемо наскочит на переднюю часть состава и крушение произойдет неизбежно. При этом имелось в виду, что машинист, умышленно оборвавший состав, может сознательно замедлить ход головной части состава и тем самым способствовать крушению.

Вопрос: Каким образом вы предполагали практически совершить вывод из строя механических цехов Уралмашзавода?

Ответ: Как я уже показывал ранее, для этой цели мною был завербован мой знакомый электромонтер ЮХНО Александр, тоже возвращенец с КВЖД.

Разрабатывая лично возможный план вывода из строя цехов УЗТМ, я предполагал сделать это путем устройства пожара какого-либо цеха в крыше этого цеха. Но когда на эту тему стал говорить с ЮХНО, то ЮХНО мне сказал, что произвести поджог цехов с крыши в данное время невозможно, так как они сейчас делаются бетонные и огнеупорные, но что вывести из строя любой цех и даже ряд цехов сразу можно будет путем создания короткого замыкания линии высокого напряжения, путем вывода из строя цеховой подстанции или генератора ТЭЦ. ЮХНО говорил, что для этого достаточно разрегулировать защиту масленого выключателя и после этого сделать короткое замыкание на линии высокого напряжения. По словам ЮХНО, от такого замыкания обязательно произойдет разрушение масленого выключателя цеховой подстанции, а возможно и вывод из строя генератора на ТЭЦ. Таким образом будет полностью остановлена работа в одном цехе, а если выйдет из строя генератор ТЭЦ, то остановится ряд цехов.

Вопрос: Имел ли ЮХНО возможность проникнуть на цеховые подстанции?

Ответ: ЮХНО работал в качестве монтера по моторам и имел доступ во все цеха, за исключением ТЭЦ.

Вопрос: Какие еще разрушительные действия вы должны были произвести во время войны?

Ответ: Больше никаких мероприятий в этом направлении нами практически не намечалось, за исключением заражения жел<езно>дор<ожных> водоемов и пунктов питания воинских частей бактериями острозаразных болезней, о чем я уже показал при предыдущих допросах.

 

Протокол мною прочитан, записано с моих слов правильно –

 

(МИХЕТКО)

 

ДОПРОСИЛ: 

 

НАЧ. 1. ОТД. ТО УНКВД СВЕРД. ОБЛ.
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВ. БЕЗОПАСНОСТИ – (ШАРИКОВ)

 

ВЕРНО: –

 

СТАРШИЙ ИНСПЕКТОР УАО ГУГБ Голанский (ГОЛАНСКИЙ)

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 254, Л. 42-51.