С<овершенно> секретно
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
тов. МОЛОТОВУ
При сем направляю показания арестованного бывшего начальника Южно-Уральской железной дороги КНЯЗЕВА от 4 и 14 декабря 1936 года, в которых он показывает о своей контрреволюционной диверсионной деятельности, а также шпионской работе в пользу японских разведывательных органов.
ПРИЛОЖЕНИЕ: По тексту.
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР Ежов (ЕЖОВ)
21/XII 36 г.
№ 59119
экз<емпляр> Ст<алина> сожжен.
[Резолюция Сталина: Разослать членам ЦК ВКП(б)]
РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 263, Л. 2.
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
от 4-го декабря 1936 г.
КНЯЗЕВ, Иван Александрович, 1893 года рождения, служащей, образование среднее. С 1917 по 1918 г. примыкал к левым эсерам. С 1918 по 1936 г. член ВКП(б). Быв<ший> нач<альник> Южно-Уральской ж<елезной>д<ороги>, в момент ареста работал в НКПС.
ВОПРОС: В протоколе от 27.XI-1936 года вы показали, что от члена организации ЛИВШИЦ<А> вами было получено задание совершить ряд диверсионных актов, направленных непосредственно против рабочих и Красной армии; что практически вами было сделано в этом направлении?
ОТВЕТ: По возвращении из Москвы, установки, полученные мною от ЛИВШИЦ<А> на совершение ряда крушений с человеческими жертвами с целью нанесения удара непосредственно по рабочим и по Красной армии я в разное время передал участникам организации ДОЛМАТОВУ, ЩЕРБАКОВУ, ЛЕВИНУ, БОЧКАРЕВУ.
ВОПРОС: Как реагировали участники организации на переданные вами установки ЛИВШИЦ<А>?
ОТВЕТ: Установки ЛИВШИЦ<А> были всеми приняты как директива троцкистской организации. Особенно энергично поддержал эти установки ЛЕВИН. Он мне заявил, что “ЛИВШИЦ, видно, умнейший человек и действует весьма правильно. Давно нужно было начать разжигать огонь снизу. Чем злее будет народ, тем легче действовать”. ЛЕВИН сказан, что у него для этой цели есть подходящий человек на ст<анции> Шумиха – МАРКЕВИЧ, и что он договорится с ним стукнуть именно по Красной армии. Через некоторое время, примерно дней через 15 или 20, ЛЕВИН мне сообщил, что им дана установка МАРКЕВИЧУ, и он все сделает.
ВОПРОС: Что же практически сделал МАРКЕВИЧ по установкам ЛЕВИНА?
ОТВЕТ: В октябре месяце 1936 года МАРКЕВИЧ организовал крушение воинского поезда, следовавшего с красноармейцами на Дальний Восток.
ВОПРОС: Расскажите подробно, что это за крушение, а также где и когда оно произошло?
ОТВЕТ: Это крушение произошло 27-го октября на ст<анции> Шумиха с воинским поездом № 504. Крушение произошло от того, что поезд № 504 был умышленно принят на занятый путь и вследствие этого на ходу врезался в стоявший на пути товарный поезд. В результате крушения было убито 29 красноармейцев и 29 ранено. Кроме того, было разбито несколько вагонов и поврежден паровоз “ФД”.
ВОПРОС: Назовите непосредственных организаторов и исполнителей этого крушения?
ОТВЕТ: Непосредственными организаторами этого крушения являлись участники организации МАРКЕВИЧ – начальник станции Шумиха и его помощник РЫКОВ. Прямыми исполнителями крушения являлись члены организации – старший стрелочник КОЛЕСНИКОВ и младший стрелочник БЕЗГИН.
ВОПРОС: Каким образом это крушение практически было организовано указанными лицами?
ОТВЕТ: Всех подробностей сговора по вопросу об организации крушения поезда № 504 я не знаю. Мне хорошо известно лишь то, что инициатором организации крушения был МАРКЕВИЧ. За несколько дней до организации крушения МАРКЕВИЧ дал прямую директиву члену организации дежурному по станции РЫКОВУ и стрелочникам КОЛЕСНИКОВУ и БЕЗГИНУ организовать крушение воинского поезда. При этом МАРКЕВИЧ предложил совершить крушение путем приема поезда на занятый путь и предупредил участников группы, что само крушение нужно обставить таким образом, чтобы не вмешать в это дело непосредственно членов организации, а использовать какого-нибудь неопытного стрелочника и его сделать непосредственным виновником. По инициативе старшего стрелочника КОЛЕСНИКОВА было предложено использовать ученицу стрелочницу ЧУДИНОВУ.
ВОПРОС: Откуда вам известно, что именно МАРКЕВИЧ являлся организатором крушения?
ОТВЕТ: Мне об этом рассказал участник организации дежурный по станции Шумиха ВАГАНОВ непосредственно на месте крушения, когда я прибыл туда для расследования причин крушения.
ВОПРОС: Вы с ВАГАНОВЫМ лично знакомы?
ОТВЕТ: Нет, лично я с ним не знаком, но о его участии в организации знал со слов ЛЕВИНА.
ВОПРОС: Почему именно ВАГАНОВ сообщил вам эти подробности об организации крушения, а не сам МАРКЕВИЧ?
ОТВЕТ: К моменту моего приезда на ст. Шумиха МАРКЕВИЧ и все члены группы, принимавшие участие в организации крушения, были уже арестованы. ВАГАНОВ же был полностью в курсе организации крушения, но арестован не был, так как в этот день он как должностное лицо на станции не дежурил.
ВОПРОС: ВАГАНОВ вам передал сообщение по своей инициативе или по поручению МАРКЕВИЧА?
ОТВЕТ: ВАГАНОВ меня встретил, как только я сошел на платформу, и, выбрав удобный момент, сказал, что он ДСП ВАГАНОВ, и что ему нужно немедленно со мной переговорить. Я сразу понял, что он хочет о чем-то меня предупредить, вернее, прямо понял, что ВАГАНОВ хочет предупредить меня о том, что крушение было совершено участниками группы, и чтобы я имел это в виду.
ВОПРОС: Где вы встретились с ВАГАНОВЫМ?
ОТВЕТ: С ВАГАНОВЫМ я встретился в станционной уборной, выбрать какое-либо другое место для разговоров без риска навлечь на себя подозрения было невозможно, так как я все время находился не один, и, кроме того, обстановка была такой, что все действовали быстро и решительно, и задерживаться где-либо в другом месте на станции, тем более с дежурным, которого все считали лицом, не имеющим никакого отношения к этому крушению, было просто невозможно.
ВОПРОС: Что конкретно вам рассказал ВАГАНОВ об организации крушения?
ОТВЕТ: В кратком отрывистом разговоре, который произошел между нами, ВАГАНОВ мне сообщил, что крушение произведено участниками организации МАРКЕВИЧЕМ, ЕЖОВЫМ, КОЛЕСНИКОВЫМ и БЕЗГИНЫМ. Что МАРКЕВИЧ и РЫКОВ его – ВАГАНОВА сознательно не привлекли к непосредственной организации крушения, чтобы иметь возможность предупредить ЛЕВИНА или меня в случае их ареста.
Далее ВАГАНОВ мне сообщил, что МАРКЕВИЧ предупредил его обязательно передать, что все участники организации между собой заранее договорились, что будут отрицать свою виновность и, в крайнем случае, признавать халатность. Тогда же ВАГАНОВ сообщил, что с внешней стороны дело обставлено хорошо, что непосредственной виновницей крушения является ученица стрелочница ЧУДИНОВА, которая никакого отношения к организации не имеет и была лишь использована в этом деле как неопытный работник.
ВОПРОС: Что вам говорил ВАГАНОВ о технике организации этого крушения, произведенного МАРКЕВИЧЕМ и другими членами группы?
ОТВЕТ: При первой встрече ВАГАНОВ подробностей организации крушения мне не рассказывал. При второй встрече, состоявшейся в этот же день, он рассказал мне, что за 2-3 перегона до Шумихи дежурным по станции РЫКОВЫМ было получено извещение от диспетчера ст<анции> Челябинск о том, что на ст<анцию> Шумиха следует поезд № 504. Получив это извещение и определив по номеру, что идет воинский поезд, РЫКОВ известил МАРКЕВИЧА, что “идет воинский поезд, сейчас начнем действовать”. После этого РЫКОВ вызвал к себе старшего стрелочника КОЛЕСНИКОВА и предупредил его, что идет воинский поезд и что нужно его свалить. РЫКОВ дал указания КОЛЕСНИКОВУ поставить на разделку стрелок ученицу ЧУДИНОВУ и дать ей неправильное задание с таким расчетом, чтобы она сделала стрелку на занятый путь. КОЛЕСНИКОВ предупредил об этом БЕЗГИНА, и стали действовать. Когда было получено извещение со станции Чистая о выходе поезда № 504, РЫКОВ официально вызвал по телефону стрелочные посты и отдал распоряжение о приготовлении приема поезда на свободный четвертый путь. Получив это распоряжение, старший стрелочник КОЛЕСНИКОВ, как и было намечено по плану, послал приготовить стрелки неопытную ученицу-стрелочницу ЧУДИНОВУ, дав ей явно неверное распоряжение.
ВОПРОС: Какое именно?
ОТВЕТ: Для того, чтобы принять поезд на 4-й путь, нужно было переделать только одну стрелку № 12, следующая стрелка № 14, лежавшая на пути движения поезда № 504, находилась в нормальном для приема поезда положении. КОЛЕСНИКОВ же, зная об этом, умышленно распорядился переделать стрелки № 12 и 14 и вернуть ему ключи. Стрелочница ЧУДИНОВА это распоряжение КОЛЕСНИКОВА выполнила. Дав неправильное распоряжение ЧУДИНОВОЙ, КОЛЕСНИКОВ пошел вслед за ней, чтобы лично проверить как она его выполнит. ЧУДИНОВА в присутствии КОЛЕСНИКОВА, находившегося от нее в 5-6 метрах, выполнила его распоряжение, т.е. передала обе стрелки, в том числе и стрелку № 14, открыв таким образом проход не на 4 свободный, а на 8-й занятый путь, где стоял состав с хопперами с рудой. Убедившись в том, что ЧУДИНОВА стрелки перевела неправильно, КОЛЕСНИКОВ, чтобы не навлечь на себя и других участников организации подозрений, а свалить всю вину на ЧУДИНОВУ, оставил ее у входной стрелки, а сам ушел. Стрелочник БЕЗГИН также удалился под предлогом якобы собирать стекла у стрелок. В результате поезд потерпел крушение.
ВОПРОС: Знали ли вы, что крушение воинского поезда № 504 было организовано участниками вашей организации, до приезда на ст. Шумиха?
ОТВЕТ: Поскольку мне ЛЕВИН говорил, что МАРКЕВИЧ по его заданию подготовит крушение воинского поезда, то я догадывался что это крушение является результатом деятельности нашей организации, но окончательно в этом убедился только по приезде на ст<анцию> Шумиха.
ВОПРОС: Пытались ли вы повлиять на расследование этого крушения в сторону оправдания участников организации?
ОТВЕТ: Ввиду того, что расследование велось непосредственно органами НКВД, и обстановка в момент расследования была крайне неблагоприятной для какого-либо смягчения остроты виновности членов организации, то я этого и не делал. При расследовании я подчеркивал преступный характер действий начальника станции и стрелочников, но, рассматривая все эти действия как преступную халатность, диспетчера БЫКОВА я пытался даже полностью обелить как совершенно невиновного в крушении, с этим согласились и другие члены комиссии, но РЫКОВ все же был предан суду. Линии на защиту всех участников организации как лиц, не виновных в крушении, брать было невозможно, это с одной стороны, а с другой – в этом не было никакой необходимости, так как все участники организации сами заранее сговорились полностью отрицать злонамеренный характер действий, повлекших крушение.
ВОПРОС: Вам предъявляется акт, составленный и подписанный вами и членами комиссии: ПОЛЯКОВЫМ и ТРУФИНОВЫМ о крушении воинского поезда № 504, происшедшем 27.Х-35 г. на ст<анции> Шумиха. Является ли это крушение, описанное в предъявленном вам акте, тем самым, о котором вы даете показания?
ОТВЕТ: Предъявленный мне акт был составлен на месте крушения на ст<анции> Шумиха, и в нем описывается крушение воинского поезда № 504, происшедшее 27.Х-36 г., т.е. то крушение, о котором я даю следствию настоящие показания.
ВОПРОС: Кому из членов организации вы сообщили о крушении воинского поезда на ст<анции> Шумиха, устроенном троцкистской организацией?
ОТВЕТ: Об этом крушении как о крушении, устроенном нашей организацией, знал и ДОЛМАТОВ и БОЧКАРЕВ. ЛЕВИН мне говорил, что он информировал их обо всем подробно.
Я лично подробно рассказал об этом крушении в феврале месяце 1936 года члену организации ТУРОК при встрече с ним на станции Свердловск. В конце апреля, будучи в Москве на заседании Совета при Наркоме Путей Сообщения, я рассказал об этом крушении члену организации ЛИВШИЦ<У>; ввиду того, что это крушение было организовано по заданию ЛИВШИЦА, вытекавшему из его установки: “ударить по населению, по рабочим, по Красной армии”, то разговор носил откровенный характер. Я подробно информировал ЛИВШИЦ<А> о всех деталях организации этого крушения и о его тяжелых последствиях, о том, что в результате крушения погибло 29 бойцов Красной армии, ехавших на дальний Восток, и 29 бойцов было ранено.
ВОПРОС: Как отнесся ЛИВШИЦ к вашей информации об этом крушении?
ОТВЕТ: ЛИВШИЦ одобрил наши действия. Я помню, он сказал: “Теперь иначе нельзя. Нужно бить по населению, по рабочим, а ударить по армии – это особенно важно. Надо всеми средствами подрывать веру в силу советской власти и партии у населения, иначе ни о какой борьбе против Сталина и говорить невозможно”.
При этой же встрече я информировал ЛИВШИЦ<А> о проведенной мною подрывной вредительской деятельности на дороге.
Записано с моих слов правильно и мною прочитано –
КНЯЗЕВ. –
ДОПРОСИЛ:
ПОМ. НАЧ. УНКВД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ЧИСТОВ)
ВЕРНО:
ПОМ. НАЧ. 3 отд. ОТДЕЛА ТРАНСПОРТА и СВЯЗИ ГУГБ
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Наседкин (НАСЕДКИН)
РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 263, Л. 3-11.