Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением протокола допроса Б.Е. Барского

 

Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

тов. СТАЛИНУ

 

Направляю протокол допроса БАРСКОГО, Бориса Евсеевича, бывшего начальника треста “Мосжелодорстрой” НКПС. По показаниям БАРСКОГО, в системе нового железнодорожного строительства НКПС МРАЧКОВСКИМ была создана контрреволюционная троцкистская организация, которая с 1931 года вела большую разрушительную работу.

БАРСКИЙ показал, что практической вредительской деятельностью организации руководили:

1) ШАТОВ (арестован) начальник строительства железнодорожной линии Нельды–Джезказган;

2) ШЕРМЕРГОРН (арестован), бывший начальник центрального управления нового железнодорожного строительства;

3) ИВАНОВ Алексей (арестован), бывший заместитель начальника центрального управления нового железнодорожного строительства и

4) КИВГИЛЛО (арестован), бывший заместитель начальника строительства железной дороги Москва-Донбасс.

БАРСКИЙ в своих показаниях вскрывает большую разрушительную работу, проведенную троцкистской организацией в новом железнодорожном строительстве.

Все названные БАРСКИМ участники вредительской троцкистской организации, за исключением ЛОХВИЦКОГО – начальника управления Наркомлегпрома – и разыскиваемого КАПЛАНА, – арестованы.

Следствие продолжается. –

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Протокол допроса БАРСКОГО от 2.1-1937 г.

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР: Ежов (ЕЖОВ)

 

10 января 1937 года.

 

№ 55187. 

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 268, Л. 123-124.


ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого БАРСКОГО Бориса Евсеевича

2-го января 1937 года

 

БАРСКИЙ Б.Е., 1890 года рождения, уроженец гор. Киева. С 1909 по 1918 год состоял в партии, левых с.-р., с 1918 по 1935 год член ВКП(б), исключен из ВКП(б) как троцкист, инженер-строитель; до 1928 года работал начальником военных сообщений РККА, а позднее последовательно занимал должности: председателя стройкомитета ВСНХ СССР, начальника треста “Мосжелдорстрой” НКПС и начальника Новосибирской экскаваторной ставили НКПС.

 

ВОПРОС: На протяжении всего следствия вы упорно скрываете свою принадлежность к к.-р. троцкистской организации и даете ложные показания. Ваше отрицание голословно. Следствие располагает неопровержимыми доказательствами, изобличающими вас в принадлежности к к.-р. троцкистской организации.

ОТВЕТ: Я понимаю, что дальнейшая борьба со следствием бесполезна, и сегодня я пришел на допрос с твердым решением дать правдивые показания о деятельности контрреволюционной троцкистской организации, участником которой я являюсь.

ВОПРОС: Кем и когда вы были вовлечены в к.-р. троцкистскую организацию?

ОТВЕТ: В к.-р. троцкистскую организацию я был вовлечен в 1929 году КИВГИЛЛО Павлом. Я в то время работал председателем Стройкомитета ВСНХ СССР, а КИВГИЛЛО был начальником, промсектора Стройкомитета.

ВОПРОС: При каких обстоятельствах вы были вовлечены в к.-р. троцкистскую организацию?

ОТВЕТ: В 1928 году, будучи уволен в резерв армии с должности начальника военных сообщений РККА, я долгое время чувствовал себя обиженным и болезненно переживал это увольнение, а когда в 1929 году мне предложили снять знаки военного различия, которые я продолжал носить как командир резерва, то у меня, помимо недовольства, стало развиваться чувство озлобленности против военного руководства армии. В этот период времени, работая председателем стройкомитета ВСНХ СССР, я установил связь с троцкистом КИВГИЛЛО Павлом, работавшим со мной, как я уже указал, начальником промсектора.

ВОПРОС: Где происходили ваши встречи и беседы с КИВГИЛЛО?

ОТВЕТ: Помимо встреч и бесед на службе в ВСНХ я бывал часто в 1929 и 1930 годах на квартире у КИВГИЛЛО, преимущественно там у вас и происходили беседы к.-р. характера.

ВОПРОС: Кто еще являлся участником этих бесед?

ОТВЕТ: Помимо меня и КИВГИЛЛО участниками к.-р. бесед являлись еще троцкисты ГОРОДЕЦКИЙ Михаил и ЛОХВИЦКИЙ Виктор, работавшие тогда, также в системе ВСНХ.

ВОПРОС: Следовательно, это были не случайные встречи и беседы, а совещания участников к.-р. троцкистской организации?

ОТВЕТ: Совершенно правильно.

ВОПРОС: Дайте подробные показания, какие вопросы обсуждались вами на этих совещаниях?

ОТВЕТ: Беседы наши носили к.-р. клеветнический характер по адресу руководства ВКП(б). Мы с исключительной злобой говорили о СТАЛИНЕ, считая его виновником удаления из СССР Троцкого. В это же время с особой теплотой отзывались о Троцком и ПЯТАКОВЕ. Критикуя политическую линию ВКП(б) по основным вопросам, мы считали неправильной проводимую политику в области индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Мы говорили о том, что данному руководству страны не справиться с трудностями, и хозяйственная политика ВКП(б) неизбежно закончится провалом.

ВОПРОС: Вы не даете правдивых показаний. Ваши нелегальные совещания не ограничивались только беседами к.-р. троцкистского характера.

ОТВЕТ: Да, я не сообщал еще о том, что на этих совещаниях происходила и читка нелегальной троцкистской литературы. Вспоминаю, что в 1929 году или в 1930 году на квартире у КИВГИЛЛО я вместе с КИВГИЛЛО и ЛОХВИЦКИМ читал брошюру Троцкого “Наши разногласия”. Документ этот был отпечатан на пишущей машинке.

ВОПРОС: Вам известен источник получения нелегальной троцкистской литературы?

ОТВЕТ: КИВГИЛЛО и ЛОХВИЦКИЙ как лицо, снабжавшее их нелегальной троцкистской литературой, назвали мне кого-то из лидеров к.-р. троцкизма. Кого именно, я сейчас не помню.

ВОПРОС: Вы пытаетесь скрыть связь участников вашей организации с руководителями к.-р. троцкистского центра?

ОТВЕТ: Вспоминаю, что КИВГИЛЛО и ЛОХВИЦКИЙ говорили мне, что нелегальную троцкистскую литературу они получают от РАДЕКА.

ВОПРОС: Продолжайте ваши показания.

ОТВЕТ: В конце 1929 года, будучи председателем стройкомитета ВСНХ СССР, я за ряд преступных действий получил по партийной линии строгий. выговор с предупредившем, вынужден был уйти с работы на учебу и по окончании некоторый период времени работал на заводе рядовым инженером. В 1931 году КИВГИЛЛО перетащил меня из промышленности на железнодорожный транспорт, и <я> получил назначение на руководящую работу в трест “Мосжелдорстрой” НКПС, который входил в систему центрального управления нового железнодорожного строительства. Здесь вскоре КИВГИЛЛО ввел меня в состав к.-р. троцкистской организации, существовавшей уже в системе нового железнодорожного строительства НКПС.

ВОПРОС: Когда и при каких обстоятельствах КИВГИЛЛО предложил вам войти в состав к.-р. троцкистской организации?

ОТВЕТ: Я уже показал, что КИВГИЛЛО знал меня как участника к.-р. троцкистской организации еще в 1929 году. В 1931 году в одной из бесед в служебном кабинете в Главжелдорстрое КИВГИЛЛО сообщил мне, что в управлении нового железнодорожного строительства существует к.-р. троцкистская организация, назвав мне при этом как участников организации ИВАНОВА Алексея и БЕЛОКОНЕВА Андрея.

ВОПРОС: А еще кого вам назвал КИВГИЛЛО как участников к.-р. троцкистской организации?

ОТВЕТ: В этот раз больше он мне никого не назвал. Несколько позже я узнал и остальных участников к.-р. троцкистской организации.

ВОПРОС: Назовите всех известных вам участников к.-р. троцкистской организации.

ОТВЕТ: Как участники к.-р. троцкистской организации в новом железнодорожном строительстве НКПС мне известны:

КИВГИЛЛО Павел, занимавший должность помощника начальника управления нового железнодорожного строительства, а позднее – заместителя начальника строительства железной дороги Москва-Донбасс;

ИВАНОВ Алексей, занимавший должность помощника начальника управления нового железнодорожного строительства;

ШАТОВ Владимир, заместитель Наркома Путей Сообщения по строительству, а позднее начальник строительства железной дороги Москва-Донбасс;

ШЕРМЕРГОРН Дирк, сначала заместитель, а затем начальник центрального управления нового железнодорожного строительства;

МРАЧКОВСКИЙ Сергей, начальник железнодорожного строительства вначале на БАМе, а затем в Казахстане;

КАЛЬВАРСКИЙ Александр, начальник экскаваторного треста НКПС;

БЕЛОКОНЕВ Андрей, занимавший должность начальника производственного отдела управления нового железнодорожного строительства, позднее – заместитель начальника строительства завода в Улан-Удэ;

СОЛЬКИН Андрей, занимавший последовательно должности: главного инженера управления нового железнодорожного строительства, начальника научно-исследовательского института строительства и начальника Омского строительно-монтажного треста НКПС;

ЭЙДМАН Самуил, заместитель начальника треста “Мосжелдорстрой”, а позднее – начальник производственного отдела Новосибирского строительно-монтажного треста;

КАЗАКОВ Аристарх, занимавший должность заместителя начальника научно-исследовательского института строительства, а позднее заместитель начальника строительства в Казахстане, у МРАЧКОВСКОГО;

КРЕНИЦЫН Г., инженер экскаваторного треста;

РАБИНОВИЧ Лазарь, занимавший должность начальника планового отдела центрального управления, а позднее – начальника экскаваторных работ на строительстве железной дороги Риддер–Рубцовка и

Я – БАРСКИЙ, занимал должность начальника треста “Мосжелдорстрой”, а позднее начальника Новосибирском экскаваторной станции.

ВОПРОС: Вы назвали не всех известных вам участников к.-р. троцкистской организации.

ОТВЕТ: Я назвал всех, кого вспомнил. Если вспомню кого еще, то обещаю назвать.

ВОПРОС: Кто осуществлял руководство вашей к.-р. троцкистской организацией?

ОТВЕТ: Общее руководство нашей к.-р. троцкистской организацией осуществлял МРАЧКОВСКИЙ Сергей, периодически приезжавший в Москву, а практической деятельностью руководил сначала КИВГИЛЛО, а затем после его отъезда на строительство железной дороги Москва-Донбасс руководство перешло к ИВАНОВУ, ШЕРМЕРГОРНУ и ШАТОВУ.

ВОПРОС: На основании чего вы утверждаете, что МРАЧКОВСКИЙ осуществлял общее руководство к.-р. троцкистской организацией в новом железнодорожном строительстве?

ОТВЕТ: Один из руководителей нашей к.-р. троцкистской организации ИВАНОВ Алексей в первой половине 1933 года в одной из бесед в его служебном кабинете в Главжелдорстрое информировал меня, что общее руководство к.-р. троцкистской организацией в новом железнодорожном строительстве осуществляет МРАЧКОВСКИЙ Сергей, а всей работой к.-р. троцкистских организаций в стране руководит троцкистско-зиновьевский центр.

ВОПРОС: Кого из руководителей к.-р. троцкистско-зиновьевского центра вам назвал ИВАНОВ?

ОТВЕТ: Он мне никого не назвал, а я спрашивать его об этом не считал удобным.

ВОПРОС: На основании чего вы утверждаете, что КИВГИЛЛО, ИВАНОВ, ШЕРМЕРГОРН и ШАТОВ являлись руководители к.-р. троцкистской организации в новом железнодорожном строительстве?

ОТВЕТ: По работе в к.-р. троцкистской организации на протяжении целого ряда лет я был непосредственно связан с КИВГИЛЛО, ИВАНОВЫМ и ШЕРМЕРГОРНОМ и получал от них установки по к.-р. троцкистской деятельности. ШАТОВ как один из руководителей нашей к.-р. троцкистской организации мне стал известен в первой половине 1932 года со слов КИВГИЛЛО. Проинформировал меня об этом КИВГИЛЛО во время одной из наших встреч в служебном помещении Главжелдорстроя НКПС.

ВОПРОС: Кто вам назвал остальных из перечисленных вами лиц как участников контрреволюционной троцкистской организации?

ОТВЕТ: В 1931 году КИВГИЛЛО назвал мне ИВАНОВА и БЕЛОКОНЕВА как участников организации. Спустя непродолжительное время, также в 1931 году, во время беседы в служебном помещении Главжелдорстроя БЕЛОКОНЕВ назвал мне как участников контрреволюционной троцкистской организации РАБИНОВИЧА, СОЛЬКИНА и ЭЙДМАНА. КАЛЬВАРСКОГО как участника контрреволюционной троцкистской организации мне назвал в начале 1935 года ЭЙДМАН и передал при этом установки КАЛЬВАРСКОГО на проведение вредительских актов в экскаваторном хозяйстве на новом железнодорожном строительстве. КРЕНИЦЫН был связан с КАЛЬВАРСКИМ и тоже входил в нашу организацию.

ВОПРОС: С кем вы лично были связаны по контрреволюционной троцкистской работе?

ОТВЕТ: Я имел связь со всеми названными мною участниками контрреволюционной троцкистской организации, но наиболее близкая связь осуществлялась с КИВГИЛЛО, а затем после его ареста в 1933 году с ИВАНОВЫМ и ШЕРМЕРГОРНОМ.

ВОПРОС: Дайте показания о практической деятельности к.-р. троцкистской организации в новом железнодорожном строительстве, участником которой вы являлись?

ОТВЕТ: Практическая деятельность нашей к.-р. троцкистской организации в основном заключалась в следующем:

а) в резкой к.-р. критике проводимой политики ВКП(б) и культивировании ненависти к руководству ВКП(б) и советского правительства;

б) в разрушительной работе на железнодорожном транспорте в области нового строительства.

Успешность к.-р. троцкистской деятельности обеспечивалась тем, что все названные мною участники напей организации занимали руководящие командные должности в новом железнодорожном строительстве.

ВОПРОС: Какую цель ставила перед собой ваша к.-р. троцкистская организация, проводя разрушительную работу в новом железнодорожном строительстве?

ОТВЕТ: Вначале КИВГИЛЛО, а позднее уже в 1933 году – ИВАНОВ мотивировали переход к вредительству следующим образом: мы, троцкисты, должны развернуть разрушительную работу для того, чтобы дискредитировать политику ВКП(б) и вызвать недовольство в партии; мы должны всеми способами стремиться к замене руководства ВКП(б) и сделать все для обеспечения прихода к власти троцкистов.

ВОПРОС: Уточните, какими способами мыслилось осуществить замену руководства ВКП(б)?

ОТВЕТ: Я уже сказал, что мы, троцкисты, считали, что дискредитация политики ВКП(б) путем широко развернутой вредительской деятельности вызовет недовольство в рядах ВКП(б), что и приведет с течением времени к замене руководства ВКП(б).

ВОПРОС: Вы не даете правдивых показаний и уклоняетесь от ответа. Ведь вам известно, что троцкисты перешли к методам террористической борьбы с руководством ВКП(б)?

ОТВЕТ: Категорически утверждаю, что это мне неизвестно.

ВОПРОС: К этому вопросу мы еще вернемся, а сейчас дайте показания, какую вредительскую деятельность в новом железнодорожном строительстве осуществляла контрреволюционная троцкистская организация?

ОТВЕТ: Наша контрреволюционная троцкистская организация в новом железнодорожном строительстве развернула большую вредительскую работу. Технические изыскания новых железнодорожных линий и вторых путей умышленно производились небрежно, и обычно оставались нерешенными вопросы: водоснабжения, балластные карьеры, исследование грунтов, увязки с экономикой районов и с эксплуатационными задачами существующих железных дорог. Строительство новых дорог обычно начинали без проектов и смет; уже впоследствии в процессе хода строительства кое-как заканчивались проекты и сметы. Материальное снабжение всегда шло бессистемно. Умышленно строили плохо и дорого. Установленные правительством сроки строительства, как правило, всегда срывалась. В планы с вредительской целью включалось строительство железнодорожных линий, мостов и других сооружений, целесообразность стройки которых по тому времени не вызывалась первоочередными нуждами страны. По обыкновению, строительство этих объектов начинали, расходовались миллионы рублей и затем строительство консервировалось. ШАТОВ и ШЕРМЕРГОРН давали участникам нашей контрреволюционной организации установку строить “впрок”. Это означало: сначала строить земляное полотно и искусственные сооружения, затем под каким-нибудь предлогом строительство консервировать. Практически это означало омертвление затраченного капитала и постепенное разрушение построенного земляного полотна и искусственных сооружений. Вредительская деятельность нашей контрреволюционной троцкистской организации причинила стране многомиллионные убытки.

ВОПРОС: Какие конкретные факты вредительства вам известны?

ОТВЕТ: Мне известны следующие конкретные факты вредительства, проведенные нашей контрреволюционной организацией в новом железнодорожном строительстве:

а) строительство второго пути железнодорожной линии Рузаевка-Сызрань полностью было закончено в 1931 году, на что израсходовали миллионы рублей. Спустя непродолжительное время по указанию ШАТОВА и ШЕРМЕРГОРНА значительная часть построенного пути была разобрана за ненадобностью;

б) строительство второго пути на участке Пенза-Сызрань в 1931 году полностью было закончено по земляным работам и искусственным сооружениям и затем ШАТОВЫМ и ШЕРМЕРГОРНОМ на несколько лет было законсервировано;

в) строительство железнодорожной линии Лосиноостровская-Бельково фактически сводилось к бесцельной трате денег под видом экспериментальной работы, а фактически оно было совершенно не нужно;

г) строительство железнодорожной линии Рубцовка–Риддер производилось в течение 1931-1932 г.г., а затем в 1934 году строительство дороги повели но другому направлению, бросив за ненадобностью большие участки уже построенного земляного полотна и искусственных сооружений.

ВОПРОС: Какую вредительскую работу вы лично проводили?

ОТВЕТ: Работая сначала заместителем начальника, а затем начальником треста “Мосжелдорстрой”, я проводил вредительскую работу на строительстве пути на участке Рузаевка–Сызрань и на строительстве железной дороги Вязьма–Брянск. Вредительство заключалось в основном в том, что мною была дана высокая стоимость строительства, низкое качество и были сорваны установленные правительством сроки окончания работ. Помимо этого, по установкам ШАТОВА и ШЕРМЕРГОРНА, я сдал в 1933 году в эксплуатацию железную дорогу Вязьма–Брянск с большим количеством недоделок и, кроме того, еще в таком состоянии, что в последующем необходима была перестройка всего хозяйства этой дороги, т.е. нужно было перестроить депо, пассажирские здания, пакгаузы и т.д. Дорогу мне удалось сдать в эксплуатацию благодаря тому, что председателем комиссии по приему дороги являлся один из руководителей нашей контрреволюционной троцкистской организации ИВАНОВ Алексей.

ВОПРОС: Чем закончилась ваша работа в качестве начальника треста “Мосжелдорстрой” НКПС?

ОТВЕТ: Моя вредительская работа на новом железнодорожном строительстве к концу 1933 года стала заметна для окружающих. Чтобы избежать провала и замести следы, один из руководителей нашей к.-р. троцкистской организации ШЕРМЕРГОРН поставил вопрос о снятии меня с должности. Приказом Наркома путей сообщения я был снят с должности начальника треста с запрещением в течение 2-х лет занимать руководящие должности на железнодорожном транспорте. Несколько месяцев я работал инспектором при начальнике строительства Рубцовка–Риддер, а затем в 1934 году ШЕРМЕРГОРН вместе с КАЛЬВАРСКИМ, игнорируя приказ Наркома, вновь назначили меня на ответственную должность в качестве начальника новосибирской экскаваторной станции, где я и работал до 1936 года.

ВОПРОС: Какие установки вам дал ШЕРМЕРГОРН, посылая вас на работу в Новосибирск?

Ответ: ШЕРМЕРГОРН поручил мне связаться в Новосибирске с ЭЙДМАНОМ Самуилом и вместе с ним продолжать вредительскую роботу по срыву нового железнодорожного строительства.

ВОПРОС: Где вам ШЕРМЕРГОРН передал эту установку?

ОТВЕТ: В своем служебном кабинете в Цужелдорстрое НКПС. Это было днем во второй половине декабря месяца 1934 года.

ВОПРОС: Вы связались с ЭЙДМАНОМ?

ОТВЕТ: Да, связался. Приехав в Новосибирск в первых числах января месяца 1935 года, я зашел в “Сибстройпуть” к ЭЙДМАНУ и в его служебном кабинете передал ему полученную мною установку от ШЕРМЕРГОРНА. ЭЙДМАН сообщил мне при этом, что через несколько дней, по вызову ШЕРМЕРГОРНА, он выезжает в Москву и по возвращении даст мне конкретные указания по троцкистской работе.

ВОПРОС: Какие установки вам дал ЭЙДМАН по своем возвращении из Москвы?

ОТВЕТ: Из Москвы ЭЙДМАН возвратился в феврале месяце 1935 года. На второй день после его приезда я зашел к нему в служебный кабинет в “Сибстройпути”. Здесь он информировал меня о том» что КАЛЬВАРСКИЙ Александр, занимавший в то время должность начальника экскаваторного треста, является участником к.-р. троцкистской организации. ЭЙДМАН сообщил мне, что КАЛЬВАРСКИЙ поручил ему предать мне установку на проведение вредительской работы в экскаваторном хозяйстве. Установка КАЛЬВАРСКОГО по вредительству в изложении ЭЙДМАНА сводилась к следующему:

1) разбрасывать экскаваторы по объектам строительства и эксплуатации, не концентрируя их на решающих участках работ;

2) не принимать никаких мер к получению скреплений для рельс, чтобы вызвать простои экскаваторов;

3) не ремонтировать существующих мастерских и не создавать новых мастерских на объектах строительства для того, чтобы, при отсутствии ремонтных средств, при незначительной поломке экскаваторы выходили из строя;

4) не организовывать подготовки кадров для работы на экскаваторах, обходиться мало обученными кадрами для того, чтобы при их помощи портить механизмы.

ВОПРОС: Вы приняли эту установку КАЛЬВАРСКОГО о вредительстве?

ОТВЕТ: Да, принял.

ВОПРОС: И выполнили?

ОТВЕТ: Да, выполнил.

ВОПРОС: О чем вас информировал ЭЙДМАН после возвращения из Москвы в феврале месяце 1935 года?

Я уже показал, что ЭЙДМАН информировал меня о том, что КАЛЬВАРСКИЙ является участником к.-р. троцкистской организации, и передал мне при этом установки КАЛЬВАРСКОГО на вредительство.

Больше меня ЭЙДМАН ни о чем не информировал и никаких установок не передавал.

ВОПРОС: Вы говорите неправду. Следствию известно, что помимо передачи конкретных установок на вредительство ЭЙДМАН информировал вас о составе троцкистско-зиновьевского террористического центра. Настаиваю на даче правдивых показаний.

ОТВЕТ: Я это категорически отрицаю. О наличии троцкистско-зиновьевского центра, как я уже показал, мне было известно еще в 1933 году от ИВАНОВА Алексея. Состав же участников центра мне неизвестен, и ЭЙДМАН мне никого не называл.

ВОПРОС: С кем из лидеров к.-р. троцкизма были связаны участники вашей к.-р. троцкистской организации?

ОТВЕТ: Мне известно, что помимо связи с МРАЧКОВСКИМ участники нашей к.-р. троцкистской организации имели связь и с другим лидерами к.-р. троцкизма, так, например: ШАТОВ и ШЕРМЕРГОРН были связаны с ПЯТАКОВЫМ, а КИВГИЛЛО – с ПЯТАКОВЫМ и РАДЕКОМ.

ВОПРОС: Вы продолжаете изворачиваться и не говорите правды. Нам точно известно, что вы знали не только о наличии троцкистско-зиновьевского террористического центра, но знали и персональный состав этого центра. Теперь вы будете это отрицать?

ОТВЕТ: Я понимаю теперь, что запирательство бесполезно, и скажу правду. В феврале или марте месяцах 1935 года, по возвращении из Москвы ЭЙДМАН, информируя меня о существовании троцкистско-зиновьевского центра, назвал мне как руководителей этого центра: МРАЧКОВСКОГО, СМИРНОВА, КАМЕНЕВА, ЗИНОВЬЕВА, ПЯТАКОВА и РАДЕКА. Беседа происходила днем в служебном кабинете ЭЙДМАНА в “Сибстройпути” в присутствии ФОЙХТА.

ВОПРОС: Кто такой ФОЙХТ?

ОТВЕТ: ФОЙХТ работал заместителем начальника строительного участка в тресте “Сибстройпуть”, ранее в период 1923-1930 г.г. он работал на строительстве Турксиба и с тех пор весьма близок с ЭЙДМАНОМ, ШАТОВЫМ и ШЕРМЕРГОРНОМ; ФОЙХТ – непримиримый противник советской власти и на строительстве железнодорожной линии Эйхе–Сокур занимался вредительством. Как участника к.-р. троцкистской организации его мне никто не назвал, но для меня совершенно ясно, что он является участником к.-р. троцкистской организации и вел к.-р. работу под руководством ЭЙДМАНА.

ВОПРОС: Какие еще установки помимо перехода к вредительству ваша к.-р. троцкистская организация получила от троцкистско-зиновьевского террористического центра?

ОТВЕТ: ЭЙДМАН в марте месяце 1935 года в одной из бесед информировал меня, что троцкистско-зиновьевский центр перешел к террористическим методам борьбы с руководством ВВП(б), и что решено в первую очередь убить СТАЛИНА и ВОРОШИЛОВА. ЭЙДМАН при этом передал, что на данном этапе только переход к

террору обеспечит приход нас, троцкистов, к власти.

Беседа происходила в служебном кабинете ЭЙДМАНА в “Сибстройпути” во второй половине дня в присутствии ФОЙХТА.

ВОПРОС: Вы согласны были с переданной ЭЙДМАНОМ установкой троцкистско-зиновьевского террористического центра о переходе на путь террористической борьбы с руководством ВКП(б)?

ОТВЕТ: Нет, не был согласен.

ВОПРОС: Что вам известно о практической подготовке террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства?

ОТВЕТ: О практической подготовке террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства мне ничего не известно.

ВОПРОС: Вы опять продолжаете говорить неправду. Нам точно известно, что вы знали о практической подготовке террористических актов над руководителями ВКП(б). Дайте правдивые показания.

ОТВЕТ: Я категорически утверждаю, что мне ничего не известно о практической. подготовке террористических актов над руководителями ВКП(б) и советского правительства.

ВОПРОС: Какую роль в к.-р. троцкистской организации играл ШЕРМЕРГОРН?

ОТВЕТ: ШЕРМЕРГОРН являлся одним из руководителей нашей троцкистской организации. Являясь начальником центрального управления, он предоставлял руководящие командные должности на новом железнодорожном строительстве участника<м> нашей организации и всемерно способствовал им в деле успешного ведения к.-р. и подрывной работы на железнодорожном строительстве. У меня <было> много встреч и бесед с ШЕРМЕРГОРНОМ по различит вопросам. Беседы наши носили контрреволюционный характер, но мне трудно их все вспомнить. Хорошо сохранились в памяти несколько встреч и бесед с ШЕРМЕРГОРНОМ в его служебном кабинете: одна беседа по вопросу частых комиссионных обследований строительства, другая беседа в связи со снятием меня с должности начальника треста за развал работы. В этих беседах мы со злобой и к.-р. клеветой говорили о руководстве партии, считая, что в партии нет демократии, а все держится на зажиме. В одной из таких наших бесед принимал участие троцкист БЕЛОКОНЕВ, а в другой – ЗАЙОНЧИК, нач<альник> технического отдела Цужелдорстроя.

ЗАЙОНЧИК также является участником нашей к.-р. троцкистской организации. Он очень близок с ШЕРМЕРГОРНОМ, последний ему многое доверял, и ЗАЙОНЧИК многое знал о деятельности нашей организации, в частности ЗАЙОНЧИКУ хорошо известна вся вредительская деятельность, которую проводила наша организация в новом железнодорожном строительстве, и он к этому имел прямое отношение, так как ШЕРМЕРГОРН во всем с ним советовался.

У меня сохранилась в памяти одна беседа с ШЕРМЕРГОРНОМ и ЗАЙОНЧИКОМ в служебном кабинете ШЕРМЕРГОРНА. Это было в конце 1933 года, когда я был снят с должности начальника треста “Мосжелдорстрой”. Я был очень озлоблен и вначале ругал быв<шего> Наркомпути АНДРЕЕВА, а затем наша беседа приняла характер злостной к.-р. клеветы на руководство ВКП(б). Мы считали, что демократия задушена и что все в стране подчинено бюрократическому шаблону.

Здесь для меня стало совершенно ясно, что ЗАЙОНЧИК также является участником к.-р. троцкистской организации.

ВОПРОС: Дайте показания об известной вам к.-р. деятельности участника вашей организации СОЛЬКИНА?

ОТВЕТ: СОЛЬКИН являлся участником нашей к.-р. троцкистской организации. Мне известна его вредительская деятельность в период 1932-34 г.г., когда он работал начальником научно-исследовательского института строительства НКПС. Вредительство шло по линии разработки норм и типовых вопросов проектирования. В результате вредительской деятельности СОЛЬКИНА было проведено следующее:

1) нормы на строительстве были сильно завышены, благодаря чему излишне расходовались большие денежные средства и материалы;

2) институт вредительски разработал вопрос о типовых поперечниках и рекомендовал производить строительство вторых путей на разных уровнях с существующей линией. Такое строительство осуществлялось на железнодорожной линии Рузаевка–Сызрань и на железной дороге Москва–Донбасс. Это строительство практически привело к массовым оползням, к систематическому перерыву движения поездов и сильно затрудняло снегоборьбу;

3) по указаниям института на железнодорожной линии Вязьма–Брянск, имевшей оборонное значение, зимой производились работы по сооружению насыпей. Впоследствии эти насыпи расползлись и для восстановления их требовались большие затраты денежных средств и материалов, к тому же нарушалось нормальное движение поездов;

4) институт благодаря вредительской деятельности СОЛЬКИНА израсходовал большие денежные средства, не дав ничего полезного для железнодорожного транспорта.

ВОПРОС: Какую роль в контрреволюционной троцкистской организации играл ИВАНОВ?

ОТВЕТ: ИВАНОВ Алексей являлся одним из руководителей нашей контрреволюционной троцкистской организации. Он являлся наиболее озлобленным по отношению руководства ВКП(б) и Советского правительства. Вспоминаю беседу с ним в 1933 году в служебном вагоне при поездке по железнодорожной линии Вязьма–Брянск, когда он с исключительной злобой говорил о СТАЛИНЕ, считая его виновником всех его личных переживаний и того тяжелого положения, в котором оказались мы, троцкисты. ИВАНОВ доказывал, что руководство ВКП(б) осуществляется единоличной диктатурой СТАЛИНА, которая ведет страну к гибели. Встреч и бесед с ИВАНОВЫМ у меня было много в период 1932-33 г.г. вплоть до его ареста в 1934 году.

Наши беседы носили резко выраженный контрреволюционный характер. В 1933 году в служебном кабинете ИВАНОВА, обсуждая создавшееся на Украине положение в связи с неурожаем и недостатком хлеба, мы в резком контрреволюционном духе критиковали политическую линию ВКП(б) в области коллективизации сельского хозяйства, считая проводимую политику гибельной для страны. В одной из других бесед, обсуждая решение советского правительства о продаже Восточно-Китайской железной дороги, также в контрреволюционном духе критиковали это решение, считая, что дорогу продали за гроши, испугавшись неизбежных столкновений с японцами. Политику ВКП(б) и советского правительства в области индустриализации мы также критиковали в контрреволюционном духе, считая ее неправильной. Аналогичные беседы контрреволюционного характера у нас нередко были и по другим вопросам.

ВОПРОС: Что вам известно о контрреволюционной вредительской деятельности КАЛЬВАРСКОГО?

ОТВЕТ: КАЛЬВАРСКИЙ являлся активным участником нашей контрреволюционной троцкистской организации. Вплоть до своего ареста в 1935 году он работал начальником экскаваторного треста НКПС и, используя свое служебное положение, стянул в аппарат треста и на экскаваторное работы на строительство троцкистские кадры. КАЛЬВАРСКИЙ проводил большую вредительскую работу на новом железнодорожном строительстве в области срыва механизации работ и разрушения экскаваторного хозяйства. С его вредительской деятельностью я вплотную столкнулся в 1935 году, когда работал у него в подчинении на должности начальника Новосибирской экскаваторной станции. В этот период времени моя вредительская работа тесно переплеталась с вредительской работой КАЛЬВАРСКОГО.

ВОПРОС: Назовите конкретные факты вредительской деятельности КАЛЬВАРСКОГО?

ОТВЕТ: Новосибирская экскаваторная станция в своем хозяйстве имела 90 экскаваторов, около 60 мотовозов и другое механическое оборудование. С первых дней организации станции КАЛЬВАРСКИЙ развернул большую вредительскую работу. Экскаваторы поступали в большинстве без запасных частей. Ремонтных средств никаких создано не было. При незначительных поломках механизмы выходили из строя. Кадры машинистов и районных механиков экскаваторных работ присылались непроверенные и плохо обученные. Они срывали работу на строительстве и портили. механизмы. Помню хорошо, как КАЛЬВАРСКИЙ прислал мотовозы, которые долгое время стояли в бездействии, так как узкоколейные рельсы и скрепления присланы были значительно позже. Вредительская деятельность КАЛЬВАРСКОГО направлена была к срыву строительных работ, к разрушению механизмов.

ВОПРОС: Что вам известно о вредительской деятельности РАБИНОВИЧА?

ОТВЕТ: РАБИНОВИЧ являлся участником нашей контрреволюционной троцкистской организации. В 1935 году, работая начальником экскаваторных работ на строительстве жел<езно>дор<ожной> линии Рубцовка–Риддер, он проводил там большую вредительскую работу. РАБИНОВИЧ создал на строительстве контрреволюционную группу в составе ИВЧЕРА, ГРИГОРЬЕВА и ЦВАЛЬ и вместе с ними срывал производство строительных работ, умышленно довел отчетность до хаотического состояния и привел к полному развалу экскаваторные работы. Помимо этого РАБИНОВИЧ умышленно создавал тяжелые производственные условия для рабочих, в результате чего неоднократно возник<а>ли недовольства больших групп рабочих и развивалась текучесть рабочей силы.

ВОПРОС: При каких обстоятельствах и кем РАБИНОВИЧ был послан на строительство ж<елезно>д<орожной> линии Рубцовка–Риддер?

ОТВЕТ: В начале 1933 года РАБИНОВИЧ, работая в Москве начальником экскаваторной станции, был разоблачен как троцкист и исключен из ВКП(б); чтобы сохранить РАБИНОВИЧА в организации и на известный период времени как-то спрятать его, – один из руководителей нашей контрреволюционной организации направил РАБИНОВИЧА на строительство Рубцовка–Риддер. При этом ШЕРМЕРГОРН дал РАБИНОВИЧУ установку быть осторожным при ведении троцкистской работы на строительстве и стремиться к тому, чтобы восстановиться в ВКП(б).

ВОПРОС: На основании чего вы это утверждаете?

ОТВЕТ: Я уже показал, что в декабре месяце 1933 года я был снят с должности нач<альника> треста “Мосжелдорстрой” за развал работы. Моя вредительская деятельность стала заметна для окружающих, и, чтобы избежать окончательного провала, я уехал для работы на строительство на периферию,

В октябре 1934 года ШЕРМЕРГОРН назначил пеня начальником Новосибирской экскаваторной станции. А когда я приехал в Москву в декабре 1934 года, то ШЕРМЕРГОРН в своем служебном кабинете сообщил мне, что в ближайшее время он пришлет мне в помощь для троцкистской работы еще кого-либо из участников нашей организации.

В марте месяце 1335 года ко мне в Новосибирск приехал РАБИНОВИЧ с путевкой на должность начальника экскаваторных работ строительства Рубцовка–Риддер. РАБИНОВИЧ в беседе в моем служебном кабинете передал мне указания ШЕРМЕРГОРНА и КАЛЬВАРСКОГО о том, чтобы я в интересах нашей к.-р. троцкистской организации принял все меры к тому, чтобы помочь ему – РАБИНОВИЧУ восстановиться в ВКП(б) и что его обязали троцкистскую работу вести более конспиративно.

ВОПРОС: Чем закончилась работа РАБИНОВИЧА на строительстве Риддер–Рубцовка?

ОТВЕТ: Установки ШЕРМЕРГОРНА и КАЛЬВАРСКОГО о том, чтобы вести троцкистскую работу весьма конспиративно, РАБИНОВИЧ не выполнил. Он так увлекся и так широко развернул вредительскую работу на строительстве Риддер–Рубцовка, что вскоре быв арестован. Вместе с ним были арестованы, а затем осуждены ЦВАЛЬ, ИВЧЕР и ГРИГОРЬЕВ.

ВОПРОС: Какую вредительскую работу вы провели в бытность вашу начальником Новосибирской, экскаваторной станции НКПС?

ОТВЕТ: По установкам КАЛЬВАРСКОГО как участника нашей контрреволюционной троцкистской организации я вел вредительскую работу, направленную к срыву строительных работ и к разрушению экскаваторного хозяйства. Конкретно в этом направлении мною было проведено следующее:

1) механизмы я не сосредотачивал на решающих участках строительства, а разбрасывал по строительным участкам второстепенного значения, и этим самым механизация строительных работ не давала должного эффекта и срывались сроки строительства;

2) имея возможности, я саботировал создание ремонтных мастерских. В результате в короткий срок много экскаваторов и мотовозов вышло из строя;

3) мною сознательно ничего не было сделано для подготовки на месте кадров экскаваторщиков;

4) были созваны тяжелые бытовые и производственные условия для машинистов и механиков экскаваторных работ. Для них не было зимнего жилья, заработная плата была низкая, в связи с этим развивалось недовольство и текучесть.

ВОПРОС: контрреволюционная троцкистская организация, участником которой вы являетесь, провела большую разрушительную работу на строительстве ж<елезно>д<орожной> линии Эйхе–Сокур. Какие факты этой разрушительной работы вам известны?

ОТВЕТ: На строительстве ж<елезно>д<орожной> линии Эйхе–Сокур наша к.-р. троцкистская организация действительно проводила большую |разрушительную работу. Непосредственное участие во вредительской работе принимали участники нашей организации ОБЕРТАЛЛЕР, ФОЙХТ, ЭЙДМАН, ШЕРМЕРГОРН и я – БАРСКИЙ.

По указаниям ШЕРМЕРГОРНА и ЭЙДМАНА к строительству приступили в 1935 году, не имея законченного профиля линии. Предварительные изыскания были так проведены, что совершенно не изучены были грунты, а устройство искусственных сооружений по проекту предусмотрено было там, где нельзя было строить. Вопрос о балластных карьерах не был. решен, не были подсчитаны и объемы работ. Успешность вредительских актов обеспечивалась тем, что участники нашей к.-р. троцкистской организации на строительстве этой ж<елезно>д<орожной> линии занимали руководящее должностное положение, так, например: ОБЕРТАЛЛЕР был начальником строительства, а ФОЙХТ – его заместителем; ЭЙДМАН и ШЕРМЕРГОРН руководили строительством, первый как начальник производственного отдела треста “Сибстройпуть”, а второй – как уполномоченный Центрального управления нового ж<елезно>д<орожного> строительства, и я – БАРСКИЙ как начальник экскаваторной станции.

Сначала нами была сорвана вся подготовка для работы экскаваторов и умышленно занижена их потребность. Затем были сорваны земляные работы в самый благоприятный летний период времени, что вынудило производить земляные работы в зимнее время. Широко развернутые земляные работы и укладка верхнего строения пути в зимнее время выполнены были недоброкачественно, излишне затрачено было несколько миллионов рублей, и сроки строительства были сорваны.

ВОПРОС: Из ваших показаний устанавливается, что ШЕРМЕРГОРН руководил контрреволюционной троцкистской деятельностью и в Новосибирском строительно-монтажном тресте?

ОТВЕТ: Совершенно правильно. ШЕРМЕРГОРН руководил контрреволюционной троцкистской деятельностью и в Новосибирске.

ВОПРОС: Следовательно, ШЕРМЕРГОРН был связан с к.-р. троцкистской организацией в Новосибирске?

ОТВЕТ: Да.

ВОПРОС: Вы являлись участником к.-р. троцкистской организации в Новосибирске?

ОТВЕТ: Да, я входил в состав контрреволюционной троцкистской организации в Новосибирске.

ВОПРОС: Назовите всех известных вам участников названной вами контрреволюционной троцкистской организации?

ОТВЕТ: В состав контрреволюционной троцкистской организации в Новосибирске входили:

ЭЙДМАН, Самуил, занимавший должность начальника производственного отдела треста “Сибстройпуть”;

ОБЕРТАЛЛЕР – начальник строительства ж<елезно>д<орожной> линии Эйхе–Сокур;

ФОЙХТ – зам<еститель> начальника строительного участка на железнодорожной линии Эйхе–Сокур;

ТОЛОЧКИН – работник треста “Сибстройпути”;

КАПЛАН – из управления Томской ж<елезной> д<ороги> и

я – БАРСКИЙ. Других участников организации не знаю.

ВОПРОС: Кто еще известен вам из руководителей контрреволюционной троцкистской организации в Новосибирске?

ОТВЕТ: Общее руководство нашей контрреволюционной троцкистской организацией осуществлял ШЕРМЕРГОРН, а повседневной практической деятельностью руководил ЭЙДМАН Самуил.

ВОПРОС: На основании чего вы это утверждаете?

ОТВЕТ: ШЕРМЕРГОРНА как одного из руководителей контрреволюционной троцкистской организации в новом железнодорожном строительстве я знаю еще с 1932 года. Из тех установок, которые я получил от ШЕРМЕРГОРНА при командировании меня для работы в Новосибирск, для меня совершенно ясно, что он руководил всей практической деятельностью нашей контрреволюционной троцкистской организации в Новосибирске. Еще больше я в этом убедился, когда во второй половине 1935 года он несколько месяцев был в командировке в Новосибирске и руководил нашей вредительской работой на строительстве железнодорожной линии Эйхе–Сокур. С ШЕРМЕРГОРНОМ постоянную связь держал ЭЙДМАН.

В феврале или марте месяце 1935 года ЭЙДМАН подтвердил еще, что ШЕРМЕРГОРН руководит контрреволюционной троцкистской деятельностью на новом железнодорожном строительстве и что он, ЭЙДМАН, получает от него установки.

С ЭЙДМАНОМ я непосредственно был связан в Новосибирске и знаю его как руководителя названной мною контрреволюционной троцкистской организации.

ВОПРОС: На основании чего вы утверждаете, что ОБЕРТАЛЛЕР и ТОЛОЧКИН являются участниками названной вами к.-р. троцкистской организации в Новосибирске?

ОТВЕТ: ОБЕРТАЛЛЕРА и ТОЛОЧКИНА как участников к.-р. троцкистской организации мне назвал ЭЙДМАН. Беседа об этом происходила в середине 1935 года в служебном кабинете ЭЙДМАНА в “Сибстройпути”. Несколько позже в 1935 году я был лично связан по троцкистской работе с ФОЙХТОМ и ОБЕРТАЛЛЕРОМ.

ВОПРОС: При каких обстоятельствах вами была установлена связь с ОБЕРТАЛЛЕРОМ?

ОТВЕТ: В середине 1935 года ЭЙДМАН поручил мне установить связь с участником нашей к.-р. троцкистской организации ОБЕРТАЛЛЕРОМ и вместе с ним вести разрушительную работу на строительстве ж<елезно>д<орожной> линии Эйхе–Сокур. В начале августа месяца 1935 года я поехал на строительство, установил связь с ОБЕРТАЛЛЕРОМ и передал ему установки ЭЙДМАНА на вредительство. ОБЕРТАЛЛЕР сказал мне, что он знает обо мне от ЭЙДМАНА, что давно уже ждет меня, и просил помочь ему шире развернуть вредительскую работу на строительстве. В результате совместной деятельности ОБЕРТАЛЛЕРА, ФОЙХТА, ЭЙДМАНА, ШЕРМЕРГОРНА и меня – БАРСКОГО, как я уже показал выше, строительство ж<елезно>д<орожной> линии Эйхе–Сокур было сорвано.

ВОПРОС: О чем вас еще информировал ОБЕРТАЛЛЕР?

ОТВЕТ: ОБЕРТАЛЛЛЕР информировал меня, что он послан для работы на ж<елезно>д<орожный> транспорт БОГУСЛАВСКИМ, непосредственно связан с ним и по контрреволюционной троцкистской работе получает от него установки.

ВОПРОС: Следовательно, контрреволюционная троцкистская организация, участником которой вы являетесь, помимо связи с ШЕРМЕРГОРНОМ, имела еще непосредственную связь и с БОГУСЛАВСКИМ?

ОТВЕТ: Совершенно правильно.

ВОПРОС: Кто осуществлял эту связь?

ОТВЕТ: С БОГУСЛАВСКИМ имели непосредственную связь по контрреволюционной троцкистской работе ЭЙДМАН и ОБЕРТАЛЛЕР.

ВОПРОС: Что вам известно о роли БОГУСЛАВСКОГО в к.-р. троцкистской организации?

ОТВЕТ: В августе месяце 1935 года на строительстве железнодорожной линии Эйхе–Сокур ОБЕРТАЛЛЕР информировал меня, что существует Сибирский троцкистский центр, которой руководит всей практической деятельностью контрреволюционных троцкистских организации в Сибири. В качестве одного из руководителей этого центра ОБЕРТАЛЛЕР назвал мне БОГУСЛАВСКОГО.

ВОПРОС: Кого еще из руководителей Сибирского контрреволюционного троцкистско-зиновьевского центра вам помимо БОГУСЛАВСКОГО назвал ОБЕРТАЛЛЕР?

ОТВЕТ: Больше ОБЕРТАЛЛЕР мне никого не назвал и кроме БОГУСЛАВСКОГО мне никто из руководителей Сибирского контрреволюционного троцкистско-зиновьевского центра не известен.

 

Допрос прерывается.

 

Протокол допроса читал, ответы на поставленные мне вопросы записаны верно, в чем и расписываюсь –

 

БАРСКИЙ.

 

ДОПРОСИЛИ:

 

Нач. 6 отдела ГУГБ НКВД –
КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2 РАНГА (ШАНИН)

 

НАЧ. IV ОТДЕЛЕНИЯ 6 ОТДЕЛА ГУГБ НКВД –
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ХАРХАРДИН)

 

ВЕРНО:

 

ПОМ. НАЧ. 3 ОТД. 6-го ОТДЕЛА ГУГБ НКВД
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВ. БЕЗОПАСН. Наседкин (НАСЕДКИН)

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 268, Л. 125-152.