Проект заключения по акту приемки-сдачи дел по Секретариату ЦИК СССР

 

СОВ. СЕКРЕТНО.

 

Т.т. ЕЖОВУ и ШКИРЯТОВУ

 

Посылаю проект заключения по акту приемки-сдачи дел по Секретариату ЦИКа Союза ССР и прошу Ваших указаний.

 

5 мая 1935 года.                     З. Беленький (З. БЕЛЕНЬКИЙ)

 

 

РГАСПИ. Ф. 671, Оп. 1, Д. 105, Л. 41.


Сов. секретно.

Проект.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по приемо-сдаточному акту по Секретариату ЦИК Союза ССР в связи с освобождением от должности Секретаря ЦИК тов. ЕНУКИДЗЕ и назначением Секретарем ЦИК тов. АКУЛОВА.

 

Представленный за подписями т.т. Енукидзе и Акулова приемо-сдаточный акт отражает лишь формальное состояние дел по Секретариату ЦИК Союза. Произведенная выборочным порядком проверка обнаружила целый ряд грубейших недочетов, искажений и явно незаконных действий в работе аппарата ЦИК и подведомственных ЦИКу организаций, которые не нашли никакого отражения в представленном приемо-сдаточном акте и, следовательно, приемка и сдача дел представленным актом не обеспечивала их устранения.

Главнейшими безобразиями, обнаруженными проверкой, являются следующие:

1. Проверка личного состава аппарата Секретариата ЦИК Союза установила исключительную засоренность его чуждыми элементами. Это имело место в результате исключительно безответственного отношения к вопросу подбора кадров для аппарата ЦИК Союза и наличия системы подбора сотрудников по личным признакам и соображениям вместо тщательного делового подхода к подбору работников по признаку преданности и работоспособности, особо необходимого для высшего органа советской власти. В результате подобного безответственного отношения к подбору кадров Комиссия по проверке вынуждена была значительный процент чуждых людей удалить из аппарата ЦИК Союза.

2. Проверка установила исключительно безобразное и преступное состояние дел в Правительственной библиотеке, находящейся в ведении Секретариата ЦИК Союза, где почти весь аппарат оказался в руках враждебной кучки людей, использовавших эту Правительственную библиотеку для своих антисоветских целей. Пользование и хранение литературы, в том числе и секретной, а также порядки в этой библиотеке устанавливались не Секретариатом ЦИКа, а этой же контрреволюционной группой сотрудников, в результате чего эта библиотека стала гнездом контрреволюционных авантюр.

3. Финансовое состояние ЦИК Союза в приемо-сдаточном акте отражено также формально. Проверкой установлено безобразное, а в отдельных случаях преступное, расходование отдельных значительных сумм. Расходы секретного фонда за 1934-35 г.г. включают в себя целый ряд явно незаконных выдач, как всякого рода неизвестным, чуждым и даже враждебным контрреволюционным лицам, так и на цели, ничего общего не имеющие с работой ЦИК Союза. Из этого же фонда совершенно незаконно тратились значительные средства на различного рода нужды сотрудников и месткома ЦИК Союза, между тем как эти расходы в значительно меньшем объеме должны были производиться из соответствующей нормальной статьи сметы аппарата ЦИК Союза. Значительная часть расходов из указанного фонда производилась не в соответствии с какими-либо правительственными постановлениями, а скорее по принципу частно-благотворительного порядка. Проверкой установлено, что по указанному фонду Финансовое Управление ЦИК Союза имело сумму в 3.600 тыс. руб. переходящих остатков прошлых лет, что является явным нарушением финансовой дисциплины, поскольку эти суммы должны были быть своевременно сданы в доход казны.

Проверка финансирования ряда научных и учебных учреждений, подведомственных ЦИК Союза, также обнаружила факты нарушений финансовой дисциплины и бесконтрольность в расходовании отпускаемых средств. В нарушение установленных финансовых, правил Финансовое Управление ЦИК допустило невключение в бюджеты отдельных учреждений специальных средств, получаемых от отдельных статей доходов этих учреждений, и тем самым создало условия для бесконтрольного расходования этих денег. В 1934 году эти спецсредства, не попавшие в бюджет соответствующих учреждений, составили сумму в 2.350 тыс. руб. и в 1935 году – 1.619 тыс. руб. В итоге за счет этих скрытых сумм ряд учреждений за указанное время допустили у себя явно незаконные дополнительные штаты и расходы.

Особо недопустимым является полное отсутствие контроля со стороны Финансового Управления над расходованием средств, отпускаемых учреждениям, подведомственным ЦИК. Финансовое Управление, отпуская средства, почти не производило никакой проверки по существу произведенных расходов. Между тем, самая поверхностная проверка, произведенная в нескольких учреждениях, показала наличие безобразнейших фактов бесхозяйственного расходования отпущенных средств. Так, например, Комиссия по составлению индексов научной литературы, получив от ЦИК Союза в течение ряда лет примерно 1.200 тыс. руб., за все эти годы выпустила всего лишь несколько, библиографических справочников, которые но качеству своему крайне малоценны как устаревшие, а в отдельных своих частях являются вредными и антисоветскими. Музей Ленинского Комсомола в Ленинграде механически финансировался ЦИКом вплоть до апреля 35г., между тем как фактически этот музей перестал существовать уже с января 35 г. Ряд аналогичных примеров свидетельствует о чисто формальном подходе к финансированию подведомственных ЦИК учреждений и об отсутствии элементарного контроля над отпускаемыми средствами, что породило в ряде случаях бесхозяйственное, а порой и преступное расходование отпущенных средств.

4. Проверка установила отсутствие элементарного контроля и руководства работой научных учреждений подведомственных ЦИК Союза. Ряд учреждений оказался в системе ЦИК по совершенно неизвестным причинам, не имея на то никакого основания. Включение в ведение ЦИК Союза отдельных учреждений происходило часто в порядке случайных решений Секретариата или личных распоряжений Секретаря. Так, например, по совершенно неизвестным причинам в системе ЦИК Союза оказались такие организации, как Комиссия по составлению индексов научной литературы, биологический Музей и Институт им. Тимирязева, Музей народоведения, Ассоциация почвоведов, и т.д. Пребывание подобных учреждений в системе ЦИК объяснялось руководителями этих учреждений, главным образом, возможностью легкого получения средств на свое существование. Эти учреждения, кроме денежной, никакой связи с ЦИКом не имели и никакого руководства над собой не чувствовали.

5. В работе хозяйственного Управления ЦИК также установлен целый ряд фактов неправильных и произвольных материальных выдач, являющихся результатом отсутствия жесткой системы регламентирующей порядок обслуживания лиц, прикрепленных к обслуживанию Хоз<яйственного> Управления ЦИК. Помимо этого, Хоз<яйственное> Управление в стремлении беспредельно расширять свои хозяйства обросло различного рода хозяйственными учреждениями и предприятиями, значительно превышающими потребности Хоз<яйственного> Управления по обслуживанию определенного контингента ответственных работников.

Исходя из результатов выборочной проверки работы Секретариата ЦИК Союза и подведомственных ему органов предлагаем внести соответствующие исправления и дополнения в приемочно-сдаточный акт, а также в целях устранения отмеченных проверкой безобразий предлагаем провести следующие мероприятия:

1) Утвердить работу и выводы Комиссии по проверке аппарата Секретариата ЦИК Союза;

2) Немедленно упорядочить работу Правительственной библиотеки путем:

а) приспособления библиотеки исключительно для нужд правительственных учреждений, находящихся в Кремле, с воспрещением обслуживания библиотекой индивидуальных нужд сотрудников Кремлевских учреждений. Все материалы, книги и справки из этой библиотеки должны выдаваться только по требованию правительственных учреждений, находящихся в Кремле, за подписью лиц, специально на то учреждениями уполномоченных;

б) читальный зал библиотеки ликвидировать;

в) список лиц, имеющих право на получение в библиотеке иностранной литературы, а также изданий, конфискованных в СССР, подлежит утверждению ЦК ВКП(б);

г) в соответствии со значительным сокращением объема работы библиотеки сократить штат библиотеки с 21 человека до 5-7 чел.

3) Предложить Президиуму ЦИК Союза в месячный срок пересмотреть все учреждения и организации, находящиеся в ведении ЦИК и передать в соответствующие ведомства те из них, которые прямого отношения к ЦИК Союза не имеют, в частности:     

а) немедленно ликвидировать Комиссию по составлению индексов научной литературы как организацию, состоящую сплошь из чуждых и враждебных советской власти людей и безответственно и бесцельно израсходовавших значительную сумму денег, а все материалы этой комиссии передать Критико-Библиографическому Ин<ститу>ту при НКПросе РСФСР, на который возложить работу по составлению библиографических справочников;

б) в месячный срок передать Академии Наук Союза Биологический Музей и Биологический Ин<ститу>т им. Тимирязева, поскольку эти учреждения ведут параллельную работу в своей области с соответствующей ассоциацией Академии Наук;

в) немедленно передать в ведение Президиума Академии Наук Союза Советскую Секцию Международной Ассоциации почвоведов, поскольку эта общественно-научная организация никакого отношения к Президиуму ЦИК не имеет и по характеру своей работы должна находиться в системе Академии Наук;

г) в месячный срок передать Центральному Управлению Народно-Хозяйственного Учета при Госплане СССР Всесоюзный Ин<ститу>т Изобразительной статистики, поскольку этот Институт должен явиться неотъемлемой составной частью общестатистического органа Союза;

д) немедленно передать в ведение НКПроса РСФСР Музей Народоведения, в системе которого этот Музей находился до весны 34 г. и по совершенно необоснованным причинам оказавшийся в системе ЦИК Союза;

е) принять к сведению, что Музей Ленинского Комсомола в Ленинграде в результате проверки комиссии решением соответствующих органов ликвидирован.

4) В целях упорядочения финансового хозяйства ЦИК Союза предложить Президиуму ЦИК:

а) немедленно ликвидировать так называемое Хозяйственно-финансовое совещание при Секретариате ЦИК как незаконно созданный орган, незаконно присвоивший себе право производства тех или иных расходов от имени Президиума ЦИК. Установить систему, категорически запрещающую расходование каких бы то ни было сумм, не предусмотренных бюджетом, без специального постановления Президиума ЦИК;

б) категорически запретить расходование средств из особого фонда на нужды и цели, не предусмотренные сметой, или на расходы, которые должны проводиться по нормальному бюджету ЦИК Союза;

в) пересмотреть в 2-хдекадный срок все сметы подведомственных ЦИК учреждений, в которых не включены так называемые спецсредства, и запретить всем без исключения подведомственным ЦИК учреждениям расходовать указанные спецсредства на дополнительный аппарат и на другие дополнительные расходы, не предусмотренные утвержденной основной расходной сметой;

г) немедленно сдать в доход казны 3.600 тыс. руб., незаконно задержанные в особый фонд, как переходящие суммы прошлых лет;

д) создать при Секретариате ЦИК Союза контрольную группу по производству систематических ревизий и проверки фактического состояния расходов подведомственных ЦИК учреждений. Обеспечить проведение такой системы финансирования, при которой автоматически прекращалось бы финансирование той или другой организации в случае обнаружения фактов нарушения финансовой дисциплины или наличия бесхозяйственного расходования отпускаемых средств и материалов.

5) Утвердить прилагаемый контингент работников, обслуживаемых Хозяйственными Управления ЦИК, в части домов отдыха, курортов и пр. (см. приложение №1) и запретить Хоз<яйственному> Управлению ЦИК какие бы то ни было отступления от установленного порядка без разрешения Секретаря ЦИК.

6) Сократить хозяйства Хоз<яйственного> Управления ЦИК и передать соответствующим организациям дома отдыха и хозяйства по прилагаемому при сем списку (см. приложение №2).

7) Предложить Хоз<яйственному> Управлению ЦИК установить жесткий контроль над расходованием материалов и продуктов в подведомственных ему хозяйствах и домах и ликвидировать всякого рода расходы материалов и продуктов на цели, не вытекающие из непосредственного обслуживания подведомственных ему домов.

8) В целях обеспечения секретности почты, поступающей в Кремль, предложить НКВДелу в декадный срок организовать единую экспедиционную службу для всех учреждений, находящихся в Кремле, ликвидировав ныне существующие службы самокатчиков отдельных учреждений.

 

 

РГАСПИ. Ф. 671, Оп. 1, Д. 105, Л. 42-46.


Приложение № 1

 

Контингент лиц, обслуживаемых Хоз<яйственным> Управлением ЦИК Союза в части домов отдыха, курортн<ой> помощи и пр.

 

1. Члены и кандидаты ЦК ВКП(б)

2. Завед<ующие> отделами ЦК

3. Члены Бюро КПК и КСК

4. Первые Секретари ЦК Нацкомпартий, Обкомов и Крайкомов

5. Члены Президиума ЦИК Союза

6. Наркомы Союзных Наркоматов и их заместители и начальники Главн<ых> Управлений и Комитетов СНК Союза.

7. Командующие военными Округами.

8. Лица по специальному решению ЦК и Президиума ЦИК Союза.

 

 

РГАСПИ. Ф. 671, Оп. 1, Д. 105, Л. 47.


Приложение № 2

 

Список хозяйств, подлежащих передаче из ведения Хоз<яйственного> Управлен<ия> ЦИК Союза соответствующим организациям:

 

1. Дом. отдыха им. 17-го партсъезда в Гаграх, д/о “Нагорное” под Москвой, дачу № 132 в Хорошевском Бору, д/о “Су-ук-су” в Крыму – передать Лечебной Комиссии при НКЗдраве.

2. Дом Отдыха “Ликани” – передать Закавказскому СНК’у.

3. Дом Отдыха “Увильды” – передать Челябинскому Облисполкому.

4. Дом Отдыха “Чемал” – передать Зап<адно->Сиб<ирскому> Краевому Исполкому.

5. Дом Отдыха “Крутой берег” – передать Ленинградскому Облисполкому.

6. Дом Отдыха “Чимган” – передать Совнаркому Узбекистана.

7. Пионерский лагерь “Манькина-Гора” – передать дирекции Гос<ударственного> Акад<емического> Большого театра.

8. Дом Отдыха “Суханово” – передать Союзу Архитекторов.

9. Совхоз “2-я пятилетка” в Курской обл<асти> – передать Наркомзему Союза.

 

 

РГАСПИ. Ф. 671, Оп. 1, Д. 105, Л. 48.