Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением протокола допроса А.В. Дзедзиевского

 

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) –

тов. СТАЛИНУ.

 

Направляю Вам протокол допроса от 15 ноября с<его> г<ода> арестованного ДЗЕДЗИЕВСКОГО А.В., участника контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации.

ДЗЕДЗИЕВСКИЙ – до ареста начальник Белгородского Эксплуатационного района Южной жел<езной> дороги – показал, что разрушительную работу на жел<езно>дор<ожном> транспорте он проводил по указаниям быв<шего> начальника Южной жел<езной> дороги Я. ЛИВШИЦА [1].

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАР
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР: Ежов (ЕЖОВ)

 

1 {ноября} XII 1936 г.

 

58811.

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д 258, Л. 119.


ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого ДЗЕДЗИЕВСКОГО Аркадия Викентьевича. –

от 15 ноября 1936 года.

 

ДЗЕДЗИЕВСКИЙ А.В., до ареста начальник астраханского пассажирского отделения Рязано-Уральской железной дороги, а в период с 1930 по 1934 г. – начальник Белгородского эксплуатационного района Южной ж<елезной> д<ороги>, 1887 г<ода> р<ождения>. С 1905 по 1907 г. – эсер, с 1916 по 1919 г. – левый эсер, с 1919 до дня ареста – член ВКП(б), с 1923 г. на Украине – в Киеве и Харькове вел троцкистскую работу.

 

Вопрос: В протоколе допроса от 2 ноября с<его> г<ода> Вы сказали, что ЛОГИНОВ дал Вам задание организовать троцкистские кадры и заняться подрывной работой на Белгородском отделении. Вы это подтверждаете?

Ответ: Да, подтверждаю.

Вопрос: Вы выполнили эти задания?

Ответ: Да.

Вопрос: Как Вы выполнили эти задания?

Ответ: При выполнении задания ЛОГИНОВА я исходил того принципа, что в целях контрреволюционной работы, которую вела наша троцкистско-зиновьевская организация, все средства хороши. Поэтому я организовал для проведения разрушительной работы группу не только из троцкистов, но использовал с этой целью другие враждебные элементы, находившиеся в решающих звеньях Белгородского узла: в депо и в эксплуатационном отделении.

Вопрос: Следовательно, для проведения разрушительной работы в Белгородском узле Вы организовали контрреволюционную троцкистскую группу?

Ответ: Да, это так. Но в организованную мною троцкистскую группу, как я выше показал, были привлечены не только троцкисты, но и другие враждебные элементы.

Вопрос: Назовите состав привлеченных Вами участников в к.-р. группу?

Ответ: Участниками организованной мною в Белгородском узле контрреволюционной группы являлись: 1) ХАЙМАН, Андрей помощник начальника паровозного депо, при чистке партии за политическую неграмотность был переведен кандидатом в

ВКП(б), до этого дважды исключался из партии: первый раз как провокатор и за службу в белой армии (ввиду недоказанности обвинении был восстановлен) и второй раз за развал работы в депо; 2) МАЗО, начальник эксплуатационного отделения; беспартийный, сын торговца, был судим за взятки и развал трудовой дисциплины; 3) ВЛАСОВ, заведующий отделом общественного питания, ранее был снят с должности машиниста за крушение поездов, член ВКП(б), троцкист; 4) ГАВРИЛОВ, секретарь парткома паровозного депо, до этого был снят с работы в Орловском Горкоме ВКП(б) за правый уклон; 5) КУЦЫН, мастер подсобного цеха депо, член ВКП(б), троцкист.

Вопрос: Вы назвали не всех участников к.-р. группы?

Ответ: Участников Белгородской к.-р. группы я назвал всех. Должен сказать, что кроме названных мною участников к.-р. группы мы для подрывной работы использовали группу меньшевиков, работавших в депо, и ряд других лиц, чуждых советской власти.

Вопрос: Назовите их?

Ответ: 1) РАКИТЯНСКИЙ, мастер текущего ремонта, кандидат в члены ВКП(б), бывший меньшевик; 2) МИРОШНИЧЕНКО, помощник мастера текущего ремонта, беспартийный, бывший меньшевик; 3) ЛЫСЕНКО 1 (имени и отчества не помню), бригадир подъемочного ремонта, член ВКП(б), бывший меньшевик; 4) ОСТРОБРЕДОВ, начальник обменного пункта в Курске Белгородского вагонного участка, баптист, за жульничество осужден к 2 годам.

Вопрос: Это все?

Ответ: Кроме вышеуказанных мне известны: 1) ЛЫСЕНКО 2 (брат ЛЫСЕНКО 1, имени и отчества не помню), инструктор школы ФЗУ, б<ывший> член ВКП(б), бывший меньшевик, исключен из ВКП(б) по причинам, мне неизвестным; 2) ЛЫСЕНКО 3 (однофамилец первых двух), машинист-наставник, бывший активный эсер. Оба эти ЛЫСЕНКО в подрывной работе мною использованы не были, так как первый после исключения из партии был на подозрении, а второй при мне недолго работал в Белгороде.

Вопрос: Кого из белгородских троцкистов, кроме ранее перечисленных, Вы знали?

Ответ: Я знал активных троцкистов, членов ВКП(б), работавших машинистами: ЖУРАВЛЕВА, ДРОБОТА и КОПТЕВА.

Вопрос: Они являлись участниками Вашей к.-р. группы?

Ответ: Нет, они все трое были крепко скомпрометированы, ГПУ требовало выселения их из Белгорода, и привлечение таких троцкистов в нашу группу могло привести нас к провалу.

Вопрос: Как Вы организовали к.-р. группу в Белгороде?

Ответ: Наша контрреволюционная группа, как организационно оформившаяся, сложилась не сразу. С участниками группы – троцкистами я периодически завязывал разговоры на политические темы, постепенно вводил их в курс внутрипартийного положения в троцкистском разрезе и только после того, когда убеждался в том, что они стоят на троцкистских позициях, я излагал перед ними те задачи, которые стояли перед нами. Такие разговоры велись с ГАВРИЛОВЫМ, КУЦЫНЫМ, ВЛАСОВЫМ. С привлечением участников группы из прочего враждебного элемента дело обстояло несколько сложнее. В каждом отдельном случае надо было найти повод для того, чтобы намеченного к вовлечению в группу человека подчинить своему влиянию и сделать зависимым от меня. Так, когда ХАЙМАНА исключили из партии и отдали под суд за развал паровозного парка, я вмешался в это дело и добился восстановления его в партии и вынесения условного решения суда. Этим самым ХАЙМАНА я сделал своим, так сказать, “ручным” человеком, и впоследствии он выполнял мою волю.

ХАЙМАНА при своих перемещениях я забирал с собою, и в последний раз я его забрал, когда был переведен на Восточно-Сибирскую дорогу. Он работает и сейчас инспектором вагонной службы. Когда отдали под суд МАЗО, сына торговца, за взятки и развал трудовой дисциплины, я также вмешался в это дело и добился условного решения суда, поставив таким образом и МАЗО в полную от меня зависимость. Последовавшее затем с моей стороны поощрение подрывной работы ХАЙМАНА и МАЗО сделало их не только просто участниками нашей группы, но наиболее активными моими помощниками в разрушительной работе, так как они командовали в решающих звеньях белгородского узла; первый был помощником начальника депо, а второй – начальником эксплуатационного отделения.

Вопрос: Как Вы использовали в целях подрывной работы группу меньшевиков?

Ответ: Мысль о возможности использования группы меньшевиков для подрывной работы пришла мне в связи с тем, что я обратил внимание на вредительскую работу б<ывшего> меньшевика РАКИТЯНСКОГО. Я знал, что РАКИТЯНСКИЙ высококвалифицированный работник, тем не менее он систематически выпускал из ремонта недоброкачественно отремонтированные паровозы, разрушая паровозный парк вредительской чеканкой дымогарных труб и т.д. В связи с этим я познакомился поближе с работой других б<ывших> меньшевиков – МИРОШНИЧЕНКО и ЛЫСЕНКО. Оказалось, что и они ведут разрушительную работу в депо. Об организационном блоке с меньшевиками я говорить не решился, но сделал все, чтобы они сами видели, что подрывная их работа мне известна, но что они могут ее продолжать в том же духе. Мало того, я почти открыто становился в их защиту в тех случаях, когда они проваливались на каких-либо “мелочах”. РАКИТЯНСКОГО я назначил мастером, я защитил его и тогда, когда он попался с краденым керосином. Участнику нашей группы ГАВРИЛОВУ, секретарю парткома депо, было сделано мною указание, чтобы он взял под свое покровительство РАКИТЯНСКОГО и создавал бы ему условия для подрывной работы.

Вопрос: Какую подрывную работу Вы провели в Белгородском узле?

Ответ: Прежде всего, в целях конспирации подрывной работы я решил создать в узле условия, которые являлись бы своего рода “дымовой завесой”. Тако и “дымовой завесой” являлся развал трудовой дисциплины. Что бы ни случилось в результате нашей подпольной – крушение поезда, прием поезда на занятый путь, порча паровозов в пути, недоброкачественный ремонт и т.д. – все это можно было отнести за счет развала трудовой дисциплины. Ввиду этого я не только не боролся за укрепление дисциплины, а всячески поощрял все то, что разваливало ее. Я поощрял взяточничество, очковтирательство, пьянство, невыходы на работу и т.д. Даже самые злостные нарушители трудовой дисциплины в большинстве случаев оставались безнаказанными.

Развал трудовой дисциплины достиг таких размеров, что крупнейшие крушения поездов с человеческими жертвами были не диковиной, из-за неправильного перевода стрелок пускали пассажирские поезда на товарные, товарные в хвост трудовым и т.д.

Участник к.-р. группы ХАЙМАН разбазаривал продуктовые талоны и за этот счет организовывались пьянки. В противовес лозунгу партии: “Кадры решают все” мы организовали травлю ударников, при премировании – ударников обходили и вызывали среди них недовольство. Помню, особенному гонению подвергали добросовестно работавшего помощника начальника эксплуатационного отделения ПУГОЛОВКИНА. Грубо отказывали в выдаче рабочим спецодежды, развалили через участника нашей группы ВЛАСОВА общественное питание, – и всё это делалось с целью вызывать недовольство рабочих на советскую власть. Зато всячески поощрялись лодыри, аварийщики и симулянты. Им выдавались лучшие паровозы для разрушения, они материально лучше обеспечивались (тогда действовали еще продуктовые талоны) и т.д.

В производственной жизни района ставили своей задачей совершать крушения поездов, срывать перевозки, особенно в напряженный осенне-зимний период, зашивать узлы и направления и увеличивать паровозное кладбище разбитыми и разрушенными паровозами.

Вопрос: Расскажите подробно, какую разрушительную работу проводили в паровозном депо ХАЙМАН, ГАВРИЛОВ и КУЦЫН?

Ответ: Преследуя вышеуказанные цели – совершение крушений поездов и увеличение паровозного кладбища – под моим руководством участники нашей к.-р. группы ХАЙМАН, ГАВРИЛОВ, КУЦЫН, а также использованные нами в подрывной работе меньшевики РАКИТЯНСКИЙ, МИРОШНИЧЕНКО, ЛЫСЕНКО проводили в депо Белгород следующую разрушительную работу: сорвали спаренную езду на паровозах и установили обезличку; совершенно упразднили пользование воздушными песочницами, что приводило поезда к авариям, буксованиям, длительным остановкам и преждевременному износу скатов; искусственно вызывали течь дымогарных труб; портили пресс-масленки и инжектора; на паровозы ставились негодные части и детали, особенно поршневые и золотниковые кольца; паровозы с негодным ремонтом сталкивали из депо под поезда, а машинистов, отказывавшихся ехать на них, заставляли выезжать под угрозой увольнения; ввиду того, что, как правило, ремонт паровозов по записям машинистов не выполнялся, машинистов не допускали к приемке своих паровозов из ремонта; обманывали машинистов, заявляя им, что ремонт выполнен; держали паровозников в дежурных комнатах по 8-10 часов, паровозники затем отказывались от поездов; смесь углей для паровозов производили неправильно; срывали обеспечение ремонта паровозов запасными частями, а запасные части, которые изготовлялись в подсобном цеху под руководством участника нашей группы КУЦЫНА, были непригодны для постановки на паровозы. Все это приводило к срыву подготовки паровозного парка к зиме, паровозы систематически портились в пути следования и доставлялись в депо резервом, численно увеличили действующий парк паровозов сверх нормы за счет запаса, эксплуатационный оборот паровозов не выполнялся.

Вопрос: Они Вас информировали о своей разрушительна работе?

Ответ: Нет, и в этом не было необходимости, так как я почти ежедневно сам бывал на производстве и видел, что разрушительная работа всеми указанными лицами проводилась успешно.

Вопрос: Какую разрушительную работу проводил в эксплуатационном хозяйстве МАЗО?

Ответ: По службе движения под моим руководством МАЗО проводил следующую подрывную работу: саботировал выполнение регулировочных приказов, срывал обмен вагонами, засчитывал, с целью маскировки подрывной работы, сданными на другие

дороги вагоны, которые фактически сданы не были, срывал погрузку важнейших грузов, показывая в то же время погруженными вагоны, которые фактически погружены не были; важнейшие участки, особенно Купянский, умышленно забивались поездами с целью дезорганизации движения; особенно злостно такая забивка поездами практиковалась в периоды напряженных осенне-зимних перевозок и во время снежных заносов; срывал эксплуатационный оборот паровозов, вызывая их под неготовые поезда; вредительски формировал маршруты, которые неизбежно должны были переформировываться на ближайших распорядительных станциях; с целью поощрения аварийщиков неправильно делал анализы крушений; защищал аварийщиков, принимавших поезда на занятые пути; умышленно, без всяких поводов, объявлял конвенции по Купянскому направлению; срывал выполнение норм оборота вагонов и держал систематически завышенный парк вагонов.

Вопрос: МАЗО Вас информировал о проведенной разрушительной работе?

Ответ: Нет, и в этом не было необходимости, так как я сам видел, какую подрывную работу проводил МАЗО.

Вопрос: Какую разрушительную работу проводил в вагонном хозяйстве ОСТРОБРЕДОВ?

Ответ: По вагонному хозяйству под моим руководством использованный нашей к.-р. группой для подрывной работы ОСТРОБРЕДОВ, являвшийся начальником обменного пункта в Курске (Белгородского вагонного участка), неправильно браковал здоровые вагоны и, наоборот, пропускал в поездах больные вагоны с дефектами, угрожавшими безопасности движения поездов. Разрушительная работа, проводившаяся ОСТРОБРЕДОВЫМ, прервалась в 1933 г. ввиду того, что его осудили за жульничество, но он успел провести большую подготовительную работу для продолжения разрушения вагонного парка, так как ОСТРОБРЕДОВ укомплектовал штат обменного пункта враждебными элементами.

Вопрос: Какую разрушительную работу Вы проводили в путевом хозяйстве?

Ответ: В то время мы недооценивали значения путевого хозяйства в общей системе нашей к.-р. разрушительном деятельности и поэтому не успели даже изучить кадры, которые можно было бы привлечь для подрывной работы.

Вопрос: Вы ЛОГИНОВА информировали о ходе выполнения его задания по организации в Белгородском узле троцкистских кадров и о проводившейся разрушительной работе.

Ответ: Нет.

Вопрос: Это ложь. Получив от ЛОГИНОВА задание, Вы не могли его не информировать?

Ответ: Категорически заявляю, что ЛОГИНОВА я не информировал.

Вопрос: Кого же Вы информировали?

Ответ: Я информировал ЛИВШИЦА лично и через БЕРЛЯНДА, который являлся его секретарем.

Вопрос: Почему и через БЕРЛЯНДА? Разве БЕРЛЯНД был участником к.-р. троцкистской организации?

Ответ: Нет, не был.

Вопрос: Почему же Вы его информировали о к.-р. троцкистской работе?

Ответ: Потому что БЕРЛЯНД как секретарь ЛИФШИЦА был близкий ему человек.

Вопрос: Перестаньте говорить ерунду. Отвечайте, почему Вы информировали БЕРЛЯНДА о к.-р. троцкистско-зиновьевской работе?

Ответ: Да, действительно, БЕРЛЯНД являлся участником к.-р. троцкистско-зиновьевской организации. Я был с ним в хороших личных отношениях и хотел скрыть его участие в нашей организации.

Вопрос: Откуда Вам известно, что БЕРЛЯНД является участником Вашей организации?

Ответ: Это мне известно от самого БЕРЛЯНДА. Правда, он не говорил мне об этом прямо, да в этом не было и необходимости. БЕРЛЯНД знал от меня, что я являюсь активным троцкистом, что по троцкистской работе я был связан с ЛИВШИЦЕМ, и в частных между нами беседах я у становил, что БЕРЛЯНД в курсе всей работы нашей организации.

Вопрос: Где, когда и какие разговоры о троцкистской работе происходили между Вами и БЕРЛЯНДОМ?

Ответ: Я часто бывал в кабинете у БЕРЛЯНДА, бывал с ним на различных банкетах в Харькове. Я ему рассказывал о моей прежней троцкистской работе совместно с ЛИВШИЦЕМ, о подрывной работе, проводившейся мною в Белгороде, о своей связи по троцкистской работе с АВЕРБАХОМ. БЕРЛЯНД мне говорил о внутрипартийном положении с троцкистских позиций, о расстановке ЛИВШИЦЕМ троцкистских кадров в управлении Южной дороги, о личном участии его, БЕРЛЯНДА, в расстановке этих кадров. Конкретно помню наш разговор по поводу того, что меня разоблачили как троцкиста в Обкоме ЦЧО. БЕРЛЯНД на это мне ответил: “Ничего страшного здесь нет – хозяин поедет в Обком, и все будет в порядке”.

Вопрос: Вы спрашивали у БЕРЛЯНДА, откуда ему все это известно?

Ответ: Нет, не спрашивал, потому что для меня было совершенно очевидно, что он знал все от ЛИВШИЦА.

Вопрос: ЛИВШИЦА лично Вы информировали о Вашей к.-р. работе?

Ответ: О своей связи и разговорах с ЛИВШИЦЕМ по троцкистской организационной работе я раньше уже показал. О подрывной своей работе в Белгороде я его лично редко информировал, потому что это он знал и без того как начальник дороги. Кроме того, все то, что я говорил БЕРЛЯНДУ, я был убежден, что БЕРЛЯНД передавал ЛИВШИЦУ.

Вопрос: А кто информировал ЛОГИНОВА о Вашей к.-р. работе?

Ответ: ЛИВШИЦ.

Вопрос: Откуда это Вам известно?

Ответ: От БЕРЛЯНДА.

Вопрос: Что Вам еще говорил БЕРЛЯНД о работе к.-р. троцкистской организации?

Ответ: Кроме того, что я выше показал, я не помню. Если вспомню, я об этом сообщу.

Вопрос: На допросе 2 ноября с<его> г<ода> Вы хотели назвать бывших активных троцкистов, которыми окружил себя ЛИВШИЦ Я.А., когда он был начальником Южной дороги. На зовите их?

Ответ: ЗОРИН, заместитель ЛИВШИЦА, БЕРЛЯНД – секретарь ЛИВШИЦА; ГОЛЫБРОДСКАЯ, начальник отдела кадров; ЛЕВИ, начальник планового отдела; ЗИНОВЬЕВ, начальник финансового отдела; ЛИБЕНЗОН – начальник отдела труда; БРЕЙМАН – сотрудник финансового отдела; АВЕРБАХ – начальник Дебальцевского эксплуатационного района. Кроме того, мне известно, что ЛИВШИЦ использовал для троцкистской работы КАНЕВСКОГО – начальника материального отдела и ГРЕБЕНЮКА – начальника строительного отдела.

Вопрос: Перечисленные Вами троцкисты являлись участниками Вашей организации?

Ответ: Мне это неизвестно, кроме БЕРЛЯНДА и АВЕРБАХА, о которых я показал раньше.

Вопрос: Лжете. А о каких троцкистских кадрах Вы говорили с БЕРЛЯНДОМ?

Ответ: Да, действительно, мне БЕРЛЯНД говорил о ЗОРИНЕ, ГОЛЫБРОДСКОЙ, ЛЕВИ, ЗИНОВЬЕВЕ, ЛИБЕНЗОНЕ и БРЕЙМАНЕ как об участниках к.-р. троцкистской организации на Южной дороге. О некоторых из них я и сам догадывался. Был такой случай. Когда Обком ЦЧО разоблачил меня как троцкиста, я был вызван в Харьков к парторгу дороги. Во время беседы со мной в кабинете парторга вошла ГОЛЫБРОДСКАЯ – пришла ли она по своей инициативе или ее прислал ЛИВШИЦ, я не знаю, – но при выходе из кабинета она спросила у меня: “В чем дело?” Я кратко ее обо всем информировал. В ответ на это она с упреком мне сказала: “А тебе нужно было говорить им об этом?” После этого я зашел в кабинет к ЛИВШИЦУ и информировал его о состоявшейся со мной беседе в кабинете парторга. ЛИВШИЦ мне ответил: “Иди работай, все уладим”.

Вопрос: Еще о ком Вы знали сами?

Ответ: О ЗОРИНЕ. С ЗОРИНЫМ я всегда был осторожен, но однажды мне ЛИВШИЦ сказал, что<бы> по вопросу о работе Комиссии Обкома ЦЧО, работавшей в Белгороде в связи с моим разоблачением, я без всякого стеснения обращался к ЗОРИНУ. Из этого я заключил, что ЛИВШИЦ обо мне как участнике организации сказал ЗОРИНУ. Действительно, когда я обратился к ЗОРИНУ по указанному выше вопросу, ЗОРИН резко изменил свое отношение ко мне и принял горячее участие в защите меня.

Вопрос: КАНЕВСКИЙ и ГРЕБЕНЮК являлись участниками Вашей организации?

Ответ: Этого я не знаю. КАНЕВСКИЙ – член ВКП(б), по-моему, самый близкий человек к ЛИВШИЦУ. КАНЕВСКИЙ лично способствовал разрушительной работе, проводившейся мною в Белгороде. Из этого я делал вывод, что КАНЕВСКИЙ безусловно является участником нашей организации. ГРЕБЕНЮК – бывший петлюровский офицер, близко стоял к участникам нашей организации и с ведома ЛИВШИЦА проводил самую злостную подрывную работу.

Вопрос: Какую подрывную работу проводили участники к.-р. организации на Южной дороге?

Ответ: Мне известна только та часть подрывной работы, которая касалась Белгорода и способствовала моей разрушительной работе в Белгороде.

Вопрос: А именно?

Ответ: На станции Приколотное, Белгородского района, в 1932 г. по проекту, утвержденному ЛИВШИЦЕМ, ГРЕБЕНЮК строил оборотное депо. Это депо было рассчитано на маломощные паровозы системы “ОВ”, в то время как таких паровозов у нас на участке не было. Паровозы же серии “ЭМ” в депо не вмещались, цеплялись за ворота. Пришлось постройку ломать, переделывать, поднимать крышу, но и после переделки оно не соответствует той серии паровозов, которая обращается на Белгородском участке.

Вопрос: Еще какие факты Вам известны?

Ответ: ГРЕБЕНЮК по предложению ЛИВШИЦА построил в Белгороде угольную эстакаду таким образом, что она чрезвычайно содействовала нашей подрывной работе. Бункера у эстакады забивались, люки не открывались, ввиду вредительской конструкции эстакада систематически выбывала из строя, вследствие чего уголь подавался вручную, паровозы непроизводительно простаивали под набором угля по несколько часов.

Вопрос: Откуда Вам известно, что строить вредительски эстакаду ГРЕБЕНЮКУ дал задание ЛИВШИЦ?

Ответ: О том, что эстакада выйдет именно такой, как ее построили, т.е. вредительской, я знал еще до ее постройки, по проекту, составленному ГРЕБЕНЮКОМ. Так как я не знал, известно ли ЛИВШИЦУ это обстоятельство, я ему сообщил, указав и на те последствия, которые дает эта эстакада. ЛИВШИЦ заявил мне категорически, что эстакада должна быть достроена именно по этому проекту.

Вопрос: Что еще Вам известно о подрывной деятельности к.-р. организации на Южной дороге?

Ответ: Неприкосновенный запас паровозов, находившийся в Белгороде в распоряжении НКПСа, был нами разбазарен, как я выше показывал, без разрешения НКПС с ведома ЛИВШИЦА и ЗОРИНА.

Вопрос: Еще что Вам известно?

Ответ: КАНЕВСКИЙ присылал в Белгород заведомо негодное литье для поршневых и золотниковых колец, без испытания, что не позволяло использовать полную мощность паровозов. КАНЕВСКИЙ присылал в Белгород заведомо негодную смазку для пресс-масленок и цилиндров, кроме того в этой смазке была большая примесь песку.

Вопрос: Еще что Вам известно?

Ответ: Всего я не помню. Если вспомню, я дам об дополнительные показания.

Вопрос: В протоколе допроса от 2 ноября с<его> г<ода> Вы показали, что в 1932 г. при встрече с ЛОГИНОВЫМ в Харькове Вы получили от него задание по подготовке и осуществлению террористических актов над руководителями партии и правительства путем совершения крушений поездов и что это задание Вы приняли. Вы это подтверждаете?

Ответ: Да, подтверждаю.

Вопрос: Тогда же Вы показали, что подготовительную работу к совершению террористических актов Вы не проводили. Почему?

Ответ: Я считал, что участники нашей Белгородской группы к этому не подготовлены. Кадры белгородских троцкистов нужно было проверить на их к.-р. разрушительной работе.

Вопрос: Следовательно, проверка троцкистских кадров на разрушительной работе являлась одновременно и подготовкой к террористическим актам?

Ответ: Да.

Вопрос: Какую дальнейшую подготовительную работу по террору Вы проводили?

Ответ: Никакой.

 

Допрос прерывается.

 

Протокол мною прочитан, записано с моих слов верно –

 

ДЗЕДЗИЕВСКИЙ. –

 

ДОПРОСИЛИ:

 

НАЧ. 3 ОТДЕЛЕНИЯ ТО ГУГБ –
КАПИТАН ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ (СИНЕГУБОВ)

 

ПОМ. НАЧ. 3 ОТДЕЛЕНИЯ ТО ГУГБ (ВОРОБИН)

 

Верно:

 

СТ. ИНСПЕКТОР УАО ГУГБ Голанский (Голанский)

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д 258, Л. 120-136.


[1] Здесь и далее в документе используется вариант написания фамилии – “Лифшиц”.