ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
обвиняемого СТЕПАНОВА Валентина Федоровича
25 сентября 1936 года
СТЕПАНОВ Валентин Федорович, 1908 года рождения, уроженец г. Казани, сын фельдшера, русский, гр<аждани>н СССР, женат, образовано среднее, не судим. Состоял в ВКП(б), исключен в 1932 году за покровительство к.-р. элементам и развал работы в депо. Пом<ощник> нач<альника> паровозного отделения ст<анции> Тайга.
ВОПРОС: Вы до сего времени скрываете от следствия свое участие в к.-р. троцкистской организации депо ст<анции> Тайга Томской ж<елезной> д<ороги>. Будете ли вы говорить правду?
ОТВЕТ: Троцкистом я никогда не был и о существовании к.-р. троцкистской организации мне ничего неизвестно.
ВОПРОС: Вы врете. Следствием точно установлено ваше участие в к.-р. троцкистской организации. Требуем от вас показаний по атому вопросу.
ОТВЕТ: Я утверждаю, что членом к.-р. троцкистской организации я не являлся и вообще к.-р. троцкистских взглядов никогда не разделял.
ВОПРОС: С кем из троцкистов в депо ст<анции> Тайга вы были связаны?
ОТВЕТ: Никакой связи с троцкистами я не имел и не имею.
ВОПРОС: И вообще из троцкистов никого не знаете?
ОТВЕТ: Нет, не знаю.
ВОПРОС: А троцкиста ГОЛОВИНА Ефима Семеновича вы знаете?
ОТВЕТ: Да, ГОЛОВИНА знаю как троцкиста.
ВОПРОС: Откуда вы знаете ГОЛОВИНА?
ОТВЕТ: По совместной работе в дело ст<анции> Тайга до декабря месяца 1935 года.
ВОПРОС: Следствию известно, что с ГОЛОВИНЫМ вы были связаны не только знакомством по службе, но и как с членом к.-р. троцкистской организации. Будете ли вы после этого отрицать свое участие в подпольной троцкистской организации?
ОТВЕТ: Вижу, что следствию известна моя деятельность и участие в подпольной к.-р. троцкистской организации. Я не хочу отрицать этого и готов дать следствию исчерпывающие откровенные показания о той деятельности, которую я проводил до последнего времени как участник к.-р. троцкистской организации.
ВОПРОС: Когда и кем вы были вовлечены в к.-р. троцкистскую организацию?
ОТВЕТ: В конце 1934 года бывшим начальником депо ст<анции> Тайга ЗАХАРОВЫМ Петром Яковлевичем, который теперь работает на ст. Барнаул Томской ж<елезной> д<ороги>.
ВОПРОС: Как вы познакомились с ЗАХАРОВЫМ?
ОТВЕТ: С ЗАХАРОВЫМ я познакомился в 1930 году когда я прибыл в депо ст<анции> Тайга и стал работать помощником машиниста.
ВОПРОС: Изложите обстоятельства, при которых вы были
вовлечены в к.-р. троцкистскую организацию?
ОТВЕТ: В 1932 году я был назначен дежурным депо ст<анции> Тайга и, часто общаясь с ЗАХАРОВЫМ, поддерживал с ним хорошие отношения. В разговорах со мной ЗАХАРОВ неоднократно высказывал свое несогласие с политикой, проводимой партией по различным вопросам жизни страны и доказывал необходимость организации борьбы с ней, приводя в пример своего брата Николая, который впоследствии в 1934 году за к.-р. троцкистскую деятельность был исключен из Новосибирского Транспортного института и сослан в лагеря. В 1932 году я был исключен из рядов ВКП(б) за покровительство к.-р. элементам и питал злобу к партии за такое ко мне отношение. Я целиком и полностью разделял взгляды ЗАХАРОВА.
В конце 1934 года ЗАХАРОВ в своем служебном кабинете сообщил мне, что в депо прибыл парторг ГОЛОВИН – троцкист, с которым он близко познакомился, и что они приступают к развертыванию к.-р. троцкистской работы. ЗАХАРОВ спросил, как я смотрю на это дело и согласен ли я их поддержать. Я ответив утвердительно.
ВОПРОС: Дайте показания о составе к.-р. троцкистской организации в депо ст<анции> Тайга?
ОТВЕТ: В депо ст<анции> Тайга из членов к.-р. троцкистской организации мне известны следующие лица: 1) ЗАХАРОВ Петр Яковлевич, бывший начальник депо ст<анции> Тайга, член ВКП(б); 2) ГОЛОВИН Ефим Семенович, бывший парторг депо, снят с работы в начале 1936 года как пособник троцкистов, но в партии он был оставлен; 3) БОЛОТОВ, бывший член ВКП(б), бывший ст<арший> диспетчер паровозного отделения ст<анции> Тайга; 4) КОМЛЕВ Михаил – бывший член ВКП(б), диспетчер паровозного отделения.
ВОПРОС: Откуда вам известно о БОЛОТОВЕ и КОМЛЕВЕ как участниках к.-р. троцкистской организации?
ОТВЕТ: О том, что БОЛОТОВ и КОМЛЕВ являются членами нашей организации, мне ЗАХАРОВ сообщил в начале 1935 года. Я знал, что БОЛОТОВА ЗАХАРОВ перетащил из Красноярска в депо ст<анции> Тайга, откомандировав взамен его 2-х машинистов, ПОНОМАРЕВА и АГАПОВА. В 1932 году БОЛОТОВ был исключен из ВКП(б) как троцкист. КОМЛЕВ также исключен из ВКП(б), но за что именно, я не знаю.
ВОПРОС: Кто руководил вашей к.-р. троцкистской организацией?
ОТВЕТ: ЗАХАРОВ Петр Яковлевич и ГОЛОВИН Ефим Семенович. Как я уже показал выше, ЗАХАРОВ в конце 1934 года сообщил мне, что с приездом ГОЛОВИНА они повели работу по созданию к.-р. троцкистской организации. Я лично получал от ЗАХАРОВА установки по к.-р. троцкистской работе.
ВОПРОС: Какую практическую деятельность вела ваша к.-р. троцкистская организация?
ОТВЕТ: Путем агитации мы старались дискредитировать руководство партии и правительства, главным образом, обвиняя СТАЛИНА в том, что, проводя политику индустриализации страны, он лишает рабочих возможности улучшения материального положения. В момент развертывания стахановского движения среди работников паровозного отделения – мы заявляли, что это мероприятие партии направлено к выжиманию соков из рабочего класса. Троцкист БОЛОТОВ обвинял партийную печать в том, что она в целях обмана рабочих сообщает о рекордных достижениях ложные сведения. Он приводил в пример автоматчика Костю ВОРОНЦОВА и говорил, что выработка, которой он достиг в производстве, печатью раздута. Я лично среди работников депо, а позднее среди работников паровозного отделения говорил о том, что сталинская политика в итоге приводит к тому, что жизнь становится хуже, чем было даже при царизме,
ВОПРОС: Следствию известно, что ваша к.-р. троцкистская организация была связана с троцкистами Управления Томской ж<елезной> д<ороги>. Признаете это?
ОТВЕТ: Действительно, организация была связана с троцкистами, работавшими в Управлении Томской ж<елезной> д<ороги> ГОРШКОВЫМ Константином – бывшим нач<альником> паровозной службы и ЖИТКОВЫМ Михаилом Алексеевичем – начальником локомотивной группы паровозной службы Управления дороги.
ВОПРОС: Кто персонально был связан с ЖИТКОВЫМ и ГОРШКОВЫМ?
ОТВЕТ: С ГОРШКОВЫМ и ЖИТКОВЫМ был лично связан ЗАХАРОВ, который неоднократно бывал в Новосибирске. Сам ЖИТКОВ изредка приезжал в Тайгу и встречался с ЗАХАРОВЫМ.
ВОПРОС: Уточните, когда и от кого вам стало известно что ГОРШКОВ и ЖИТКОВ являются членами к.-р. троцкистской организации?
ОТВЕТ: В конце 1935 года ЗАХАРОВ при даче мне к.-р. троцкистских установок ссылался на этих лиц, от которых, по его словам, исходили указания по развертыванию проводимой нами к.-р. троцкистской деятельности.
ВОПРОС: Какие именно установки вы получали от ЗАХАРОВА?
ОТВЕТ: Осенью 1935 года ЗАХАРОВ мне передал, что настало время к тому, чтобы переходить к более реальным формам борьбы с партией. ЗАХАРОВ говорил, что “агитация отжила свой век, и теперь рабочие нуждаются в более сильных доказательствах”. На мой вопрос, как нужно понимать “сильные доказательства”, ЗАХАРОВ заявил, что мы должны создать такие условия, которые бы вызывали недовольство среди рабочих, главным образом паровозных и поездных бригад. Кроме того, саботировать развитие стахановского движения, срывать ремонт паровозов с тем, чтобы вывести локомотивные хозяйство из строя, добиваться замедления оборота паровозов и срывать работу по графику, дезорганизуя этим движение.
ВОПРОС: Это что, установки самого ЗАХАРОВА, или он их получал от троцкистов из Управления дороги?
ОТВЕТ: Нет, это установки не ЗАХАРОВА. Осенью 1935 г. ЗАХАРОВ мне сообщил, что им получены указания от ГОРШКОВА и ЖИТКОВА о развертывании подрывной работы на транспорте, причем троцкисты ЖИТКОВ и ГОРШКОВ мотивировали это необходимостью компрометации руководства Кагановича, который “ломает на транспорте уложившиеся за многие годы порядки”. Вообще все мы, троцкисты, назначение на транспорт Кагановича встретили враждебно и организовали борьбу против его мероприятий на транспорте.
ВОПРОС: Какую конкретно подрывную работу проводила ваша к.-р, троцкистская организация на ст<анции> Тайга?
ОТВЕТ: В сентябре месяце 1935 года, когда был получен приказ Кагановича о создании паровозных отделений, и ЗАХАРОВ был назначен начальником отделения, он перевел туда троцкистов: БОЛОТОВА, КОМЛЕВА и меня. Мне он заявил, что создание паровозного отделения надо использовать для того, чтобы сорвать работу всех депо, входивших в отделение. Эти указания я передал БОЛОТОВУ и КОМЛЕВУ, которые вместе со мною свели работу паровозного отделения к простой фиксации и дублированию работы дежурных по депо, а основную работу по борьбе за оборот паровозов и за его эффективное использование – саботировали.
Паровозный парк депо ст<анции> Тайга мы довели до 110 паровозов при потребности только в 40. Этим самым мы вынуждали Управление дороги увеличивать паровозный парк депо ст<анции> Тайга за счет других дорог. Приходившие с других дорог паровозы мы выбрасывали на линию, где они простаивали от 3-х до 5-ти суток на одном плече.
Больше того, мы разрешали производство маневровых работ на полевых станциях поездными паровозами до самого последнего времени, чем еще больше увеличивали время их оборота. Мы дезорганизовали очередность постановки паровозов в ремонт и добились такого положения, когда паровозы пачками выходили из строя. В январе месяце 1936 года из Болотинского депо 50% паровозов было постановлено в ремонт в Тайгинское, Беловское и Топкинское депо.
Руководство дороги требовало составления графиков оборота паровозов и борьбы за их выполнение. Я от ЗАХАРОВА получил указания – графиков не составлять, а если они будут составлены, свести дело к простой формальности. В марте месяце 1936 года по предложению нач<альника> депо ст<анции> Тайга ПРЕСНЯКОВА, очень честного человека, был составлен график на плече Тайга – Болотная, так как к этому времени положение на этом участке несколько выправилось. Нужно было его закрепить четкой организованной работой. От ЖИТКОВА – ЗАХАРОВ получил указания: сорвать это начинание, и оно было сорвано тем, что я, БОЛОТОВ и КОМЛЕВ стали на это плечо выбрасывать разные паровозы без ограничения, чем в первые же дни график был сломан, и мы больше по нему не работали.
ВОПРОС: Дайте показания, какая проводилась вашей троцкистской организацией подрывная работа в депо ст<анции> Тайга?
ОТВЕТ: В депо ст<анции> Тайга мы, троцкисты, выпускали паровозы с неоконченным и недоброкачественным ремонтом. Это вызывало частые поломки в пути. Кроме того, нами срывалась плановая подача паровозов в ремонт.
Непосредственным исполнителем этого являлся скрытый троцкист – мастер подъемки САФРОНОВ Дмитрий.
ВОПРОС: Откуда вам известно, что САФРОНОВ Дмитрий является троцкистом?
ОТВЕТ: Со слов ЗАХАРОВА.
ВОПРОС: Какие еще директивы о проведении подрывной работы в депо на ст<анции> Тайга вы получали от троцкистов Управления дороги ГОРШКОВА и ЖИТКОВА?
ОТВЕТ: В начале 1936 года по прямым указаниям ГОРШКОВА был ликвидирован весь запас паровозов, вплоть до пассажирских. У нас имелось в запасе 5 пассажирских паровозов серии “Су”. ГОРШКОВ предложил выбросить их на Томскую ветку под товарные поезда, а паровозы серии “Эм” снять оттуда и перевести на главную линию. Этим окончательно забивалось движение.
ЖИТКОВЫМ в самый последний момент проводилась та же линия саботажа постановки паровозов в запас. Перед арестом в начале сентября с<его> г<ода> я был у ЖИТКОВА в Новосибирске. По поручению начальника дороги он писал приказ о постановке паровозов в запас с указанием номеров паровозов и включил пункт, который давал право начальникам депо и паровозных отделений на месте пересмотреть целесообразность отставления этих паровозов в запас. Это давало возможность саботировать немедленное выполнение приказа или вовсе его не выполнять. При подписании приказа начальник дороги ВАНЬЯН это заметил и вычеркнул приписку троцкиста ЖИТКОВА, несмотря на это по отделениям ЖИТКОВЫМ был спущен приказ без исправлений, в его редакции.
Допрос прерывается.
Записано с моих слов правильно, мною прочитано, в чем и расписываюсь –
СТЕПАНОВ.
ДОПРОСИЛИ:
НАЧ. ТО УГБ УНКВД ЗСК –
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ГУМИНСКИЙ)
НАЧ. О/П ТО УГБ ст. ТАЙГА –
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ШАМАРИН)
ВЕРНО:
СТ. ИНСПЕКТОР ТО УГБ –
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ГУЛЯКЕВИЧ)
ВЕРНО:
РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 243, Л. 28-36.