ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
МИХАЙЛОВА Ивана Степановича
от 10 октября 1936 г.
МИХАЙЛОВ И.С., 1885 г<ода> рождения, до 1914 г. работал слесарем в главных Харбинских мастерских, 1914-1924 г. служил в царской армии и колчаковской ст<аршим> унтер-офицером, награжден всеми четырьмя степенями георгиевского креста; с 1929 г. член ВКП(б), исключен при проверке партдокументов как служивший в белой армии. Бывший бригадир вспомогательного цеха депо станции Новосибирск, уволен за срыв производственной работы.
ВОПРОС: Вы обвиняетесь в том, что были участником к.-р. троцкистской подрывной организации в депо ст<анции> Новосибирск.
Признаете это?
ОТВЕТ: Не признаю.
ВОПРОС: МАШТАКОВА Федора – слесаря инструментального цеха вы знаете?
ОТВЕТ: МАШТАКОВА я знаю по совместной работе с ним в депо.
ВОПРОС: Вам предъявляются показания троцкиста МАШТАКОВА, уличающие вас как участника к.-р. троцкистской организации в депо ст<анции> Новосибирск. Теперь вы признаете это?
ОТВЕТ: Вижу, что больше скрывать не могу. Я действительно с 1931 г. состоял в троцкистской группе в депо ст<анции> Новосибирск.
ВОПРОС: Назовите всех участников этой к.-р. троцкистской группы?
ОТВЕТ: Участниками нашей троцкистской группы были: САФРОНОВ Дмитрий Васильевич – мастер подъемочного цеха депо, СОБОЛЕВСКИЙ Леонид Всеволодович – бывший мастер вспомогательного цеха, а впоследствии дежурный по депо, ВОЛКОВ – бригадир точных приборов, МАШТАКОВ Федор – слесарь по изобретению и рационализации, БОЖКО – машинист, СМОЛЯННИКОВ – мастер промывочного цеха и я – МИХАЙЛОВ – бригадир вспомогательного цеха и НОСОВ А.Ф. – ст<арший> дежурный по депо ст<анции> Новосибирск.
ВОПРОС: Кто являлся руководителем вашей к.-р. троцкистской группы?
ОТВЕТ: Нами руководил САФРОНОВ.
ВОПРОС: Кто вас завербовал в троцкистскую группу?
ОТВЕТ: САФРОНОВ.
ВОПРОС: Как САФРОНОВ вас завербовал в к.-р. троцкистскую группу?
ОТВЕТ: САФРОНОВ знал, что я в царской армии был георгиевским кавалером всех четырех степеней, служил в белой армии, сражался против Красной армии, кроме того, он знал, что я неустойчивый член партии. Примерно в июне 1931 г. я однажды испортил 3 поршневых кольца, этот брак САФРОНОВ скрыл и обещал в будущем скрывать мой брак.
С этого у нас начался разговор о политике. САФРОНОВ рассказал мне о троцкизме. Тут же я дал САФРОНОВУ согласие работать с троцкистами.
ВОПРОС: Какие конкретно задачи перед вами поставил в то время САФРОНОВ по троцкистской работе?
ОТВЕТ: САФРОНОВ просто сказал, что мы как троцкисты должны работать плохо, “как на чужого хозяина”, и покрывать друг друга.
ВОПРОС: Говорите яснее: САФРОНОВ вам давал указания о подрывной работе в депо?
ОТВЕТ: Правильно. САФРОНОВ нам давал такие указания.
ВОПРОС: Дайте показания о практической подрывной работе к.-р. троцкистской организации в депо ст<анции> Новосибирск?
ОТВЕТ: В течение 1935 г. и 1936 г. мы саботировали выполнение всех приказов Наркома Путей Сообщения КАГАНОВИЧА.
Например: заплавление подшипников нами производилось способом, запрещенным приказом Наркома КАГАНОВИЧА.
Заплавление подшипников должно делаться только под шаблон, т.к. такой способ дает возможность баббиту лечь в подшипник плотной массой. Мастер промывочного цеха – троцкист СМОЛЯННИКОВ давал распоряжения заплавлять подшипники под скалку. При этом баббит намазывается тонкими слоями – неплотной массой, что способствовало отваливанию кусков пластинок баббита, отчего шейка пальца ската ложилась на оголенный бронзовый подшипник. Последний поэтому грелся, и шейка задиралась. Такое распоряжение СМОЛЯННИКОВ давал под видом желания быстрее заплавить подшипники, на деле это приводило к повторному длительному ремонту паровозов.
Троцкист СМОЛЯННИКОВ также практиковал переплавку совершенно пригодных для работы подшипников и, наоборот, – негодные подшипники заплавлению не подвергал, например:
В июне с<его> г<ода> в цех были принесены две пары поршневых и две пары центровых подшипников, заплавленных баббитом хорошего качества. Хотя эти подшипники были вполне пригодны для работы, троцкисты СМОЛЯННИКОВ и СОБОЛЕВСКИЙ настояли на том, чтобы эти подшипники были переплавлены. В результате эти подшипники были снова наплавлены под скалку и их качество ухудшалось. Таких случаев было много. Поршневые и золотниковые кольца по заказам часто не могли быть вовремя выполнены лишь только потому, что золотниковые крышки были закрыты и золотниковые кольца не вытащены. Это делало невозможным измерение диаметра цилиндров и дисков как золотниковых, так и поршневых колец.
СМОЛЯННИКОВ таким путем часто тормозил выполнение заказов. Кроме того, мастер СМОЛЯННИКОВ при даче заказов на детали не давал точный их размер. При этом, если он давал уменьшенный размер, то детали совершенно изготовлялись негодные, а если преувеличенный – то детали приходилось перетачивать. СМОЛЯННИКОВ давал неправильные размеры деталей: крейцкопфные вкладыши, кулисные, дышловые и шарнирные втулки и др.
Таким образом, одна и та же работа оплачивалась два раза, и на виновных взысканий не накладывалось.
Мастер подъемочного цеха САФРОНОВ также практиковал дачу неправильных размеров нужных деталей, что влекло за собой непроизводительную трату рабочей силы в механическом цехе, загрузку механического оборудования, порчу материала и задержку паровозов в ремонте сверх установленного времени.
ВОПРОС: Как поступали с браком, который получался в результате вредительской работы?
ОТВЕТ: Мастер подсобного цеха – троцкист СОБОЛЕВСКИЙ создал такие условия, что бракодельство расцветало. Брак прикрывался бригадирами, а если ими и составлялся акт для взысканий с бракоделов, то акты, переданные мастеру СОБОЛЕВСКОМУ, исчезали, и меры никакие не принимались. Для учета брака и бракоделов в цеху была специальная книга, но ее СОБОЛЕВСКИЙ заменил составлением акта на отдельных листочках.
ВОПРОС: А штрафы применялись к бракоделам?
ОТВЕТ; Да, применялись. Но участник нашей троцкистской группы СОБОЛЕВСКИЙ штрафную политику проводил с таким расчетом, чтобы поощрять бракоделов. Он установил такой порядок, что за изготовленную деталь бракоделу оплачивали полностью причитающуюся оплату за работу, а при составлении акта на брак этой же детали – с бракодела удерживалось не более 10-14% расценки на работу. За испорченный же материал вовсе ничего не удерживалось. Между прочим, в подъемочном и промывочном цехах, где находились троцкисты СМОЛЯННИКОВ и САФРОНОВ, не было никакого учета брака и контроля за качеством выполнения работ. И, естественно, в этих цехах рабочие не чувствовали никакой ответственности за качество работы. Вообще же надо сказать, что вследствие условий, созданных троцкистом СОБОЛЕВСКИМ в подсобном цехе, полная дезорганизация работы вносилась с самого начала рабочего дня, т.к. очень часто плана работы на смену не было, материал для работы смен не подготовлялся. Это вызывало суетню в цехе, простои мастеровых и, как следствие этого, большое с их стороны недовольство. Бывали случаи, когда бригадиры запаздывали на работу, тогда мастеровые непосредственно каждый обращались к диспетчеру или к мастеру. Это оттягивало начало рабочего дня в некоторых случаях на час и больше и, конечно, отражалось на заработке рабочих.
ВОПРОС: Задержка деталей в подсобном цехе часто имела место?
ОТВЕТ: САФРОНОВЫМ это было введено в систему, так как он ввел такую практику, что детали, снятые с паровозов для обработки или изготовления новых, оставались в подъемном цехе до утра следующего дня. Это приводило к тому, что утром эти детали не включались механическим цехом в обработку, так как начало работы мех<анического> цеха в 7 час<ов> утра, а детали подавались подъемочным цехом, как правило, в 10 часов утра и позже. Кроме этого САФРОНОВ, давая детали на обработку, не указывал очередности их изготовления. Отсюда получалось так, что детали необходимые срочно подъемочному цеху для стоящих на ремонте паровозов, мех<аническим> цехом задерживались. В то же время детали, нужные во вторую очередь, обрабатывались мех<аническим> цехом немедленно.
Троцкист СОБОЛЕВСКИЙ – мастер этого цеха – отлично знает, какую следует соблюдать очередность в обработке деталей, но этой очередности он не придерживался. Следует также сказать, что троцкист САФРОНОВ создавал такие условия, что большинство паровозов, выходящих из подъемочного ремонта, после небольшого пробега, вновь остановились в ремонт из-за горения буксовых подшипников и дышловых втулок. Это объясняется неправильной центровкой скатов, что совершенно не контролировалось САФРОНОВЫМ.
Бывали и другие случаи, когда паровозы выпускались со старыми поршневыми кольцами, которые после непродолжительной работы паровоза приходилось менять на новые. Это также вызывало лишний простой паровоза в ремонте. Такое положение является результатом прямой подрывной работы участников нашей троцкистской группы.
ВОПРОС: Какая еще проводилась подрывная работа к.-р. троцкистской организации в депо ст<анции> Новосибирск?
ОТВЕТ: Эта работа проводилась каждый день и на каждом шагу. О конкретных фактах вспомнить трудно. О всем, что я припомню, я сообщу следствию.
Допрос прерывается.
Показания с моих слов записаны правильно и мною прочитаны –
МИХАЙЛОВ.
ДОПРОСИЛ:
НАЧ. 1-го ОТД-НИЯ ТО УГБ УНКВД ЗСК
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (Веледерский)
О/УПОЛН. ТО УГБ УНКВД ЗСК –
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (Кортунков)
ВЕРНО:
СТ. ИНСПЕКТОР ТО УГБ УНКВД ЗСК –
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (Гулякевич)
РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 248, Л. 70-76.