Докладная записка М.И. Кахиани И.В. Сталину, Н.И. Ежову и Л.М. Кагановичу о И.Н. Маевском

 

Копия.

 

т. КАГАНОВИЧУ.

т. Кахиани, пожалуй, прав.

И. Ст.

 

1214/2.II-37 г.

 

Уполномоченный КПК по

Северо-Кавказскому краю.

30.1.37 г. № 2.

 

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. И.В. СТАЛИНУ.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИССИИ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ и
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ – тов. Н.И. ЕЖОВУ.

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ – т. Л.М. КАГАНОВИЧУ.

 

О начальнике Северо-Кавказской железной дороги МАЕВСКОМ И.Н.

 

В связи с крайне плохой работой Северо-Кавказской железной дороги по моему поручению наш ответственный контролер тов. Даниличев занимался выяснением вопроса о том, имеются ли у бывшего начальника Северо-Кавказской железной дороги Лившица остатки связей с Северо-Кавказской железной дорогой и, в частности, был ли он в какой-либо мере связан с нынешним начальником дороги Маевским И.Н.

Проверкой установлены следующие данные, которыми мы располагаем и о которых считаем необходимым поставить Вас немедля в известность.

Еще в 1931 году, когда Лившиц был начальником Южной дороги, он назначил Маевского своим заместителем. В феврале 1932 г. Маевский был назначен начальником Омской дороги, а когда Маевского сняли с этого поста и исключили его из партии, Лившиц его всячески защищал. Затем при разборе дела Маевского в ЦКК Маевский был восстановлен в партии с объявлением ему выговора.

При переходе Лившица на Северо-Кавказскую дорогу (до ее разделения) Маевский неслучайно опять оказался заместителем Лившица.

В феврале 1931 г. Наркомом Путей Сообщения т. Андреевым Маевский был снят с работы с понижением в должности. Лившиц после этого предоставил ему отпуск, а сам сумел добиться оставления Маевского на прежней должности.

Связь Маевского с Лившицем этим не ограничивается. Маевский отлично знал, что начальник вагонной службы Северо-Кавказской дороги Докторов и некоторые другие работники усердно старались, чтобы Минводскому вагонному депо было присвоено имя Лившица. Маевский к этому относился сочувственно. В 1936 году в этом депо был вывешен портрет Лившица, а у входа в депо второй огромный его портрет во весь рост. Эти портреты некоторое время висели в депо даже после снятия Лившица с должности зам<естителя> наркома Путей Сообщения, а в парткоме депо хранились до нашей проверки. При посещении Минводского депо Маевский разъяснял рабочим, что Лившиц является “шефом” депо.

Крайне интересны и заслуживают внимания сведения, сообщенные проводницей вагона Маевского тов. Кольвах Е.Я., членом ВКП(б) с 1930 года нашему ответ<ственному> контролеру т. Даниличеву. Кольвах рассказала следующие факты: в 1935 г. после назначения Маевского начальником Северо-Кавказской дороги он в своем вагоне ездил в Москву. В Москве в вагоне же им не раз устраивались обеды и выпивки с участием следующих лиц: Лившица, Томленова (бывший начальник паровозной службы НКПС), Коневского (зав<едующий> базой НКПС), Бреймана (троцкист, которого Маевский выдвигал к себе вторым заместителем), Брилиант (секретарь Лившица) и других. Во время этой поездки Маевский был на квартире у Лившица.

В декабре 1935 г. Маевским была устроена специальная поездка в Москву для встречи нового года. Тов. Кольвах заявила, что она сама вместе с проводником относила на квартиру Лившица подарки от Маевского. И при этой поездке в вагоне собирались те же самые лица.

В 1936 г. Маевский перед октябрьскими праздниками еще раз ездил в Москву с фруктами в подарок Лившицу, но на этот раз Лившица в Москве не оказалось, он был уже снят с работы.

По сообщению тов. Кольвах, в сентябре 1936 г. на ст<анции> Дербент – Маевский дважды встречался с Розенцвейгом. В одну из таких бесед с Розенцвейгом Маевский при входе в вагон выставил охрану в лице своего секретаря Филиппенко, чтобы в вагон никто не мог войти (Филиппенко – бывш<ий> секретарь Лившица на Южной дороге, переданный впоследствии Маевскому). Встает вопрос: почему на ст<анции> Дербент происходили такие дружеские встречи двух начальников дорог и велись такие конспиративные разговоры?

По предложению нашего отв<етственного> контролера тов. Даниличева тов. Кольвах сообщила немедленно обо всех этих фактах начальнику ДТУ ГУГБ тов. Вронскому.

Нам известно, что Маевский пишет теперь в своих заявлениях, что кроме деловых взаимоотношений никакой другой связи у него с Лившицем не было. Приведенные нами факты говорят, что такого рода заявления Маевского не соответствуют действительности. Маевский здесь проявляет неискренность и двурушничает, пытаясь скрыть следы связей с Лившицем и другими троцкистскими негодяями.

Необходимо подчеркнуть, что Северо-Кавказская железная дорога работает теперь крайне плохо, и ее положение изо дня в день ухудшается. Только в январе 1937 г. было 13 крупных крушений с закрытием перегонов на длительное время.

В самые последние дни, 27 января 1937 г., на станции Киан произошло крупное крушение с большим количеством жертв (убитых 49 чел., раненых 95 чел.). Характерно отметить, что такое же крупное крушение на той же станции Киан произошло в конце 1935 г., как и теперь, с поездом орденоносца Золотарева. Тогда начальником дороги был Маевский, а начальником политотдела дороги – разоблаченный впоследствии как троцкист Колоколкин, который, кстати сказать, как и Маевский, был “выдвиженцем” Лившица.

В связи со всем этим считаю необходимым поставить вопрос о немедленном отстранении Маевского от работы и о детальном выяснении его связей с троцкистским бандитом, шпионом и негодяем – Лившицем.

 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ КПК при ЦК ВКП(б)

по Северно-Кавказскому краю М. КАХИАНИ.

 

П.С. Прилагается газета “Магистраль нефти” от 28 января, где в передовой как раз правильно освещается вопрос о последнем крушении на ст<анции> Киан.

 

М.К.

 

Верно: Хряпкина

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 277, Л. 75-78.