Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением заявления и протокола допроса И.Н. Маевского

 

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

тов. СТАЛИНУ.

 

Направляю при этом копию протокола допроса И.Н. МАЕВСКОГО – бывшего начальника Северо-Кавказской железной дороги.

МАЕВСКИЙ сознался в принадлежности к антисоветской троцкистской организации, о чем подал прилагаемое заявление.

МАЕВСКИЙ показывает о проведенной им как на быв<шей> объединенной дороге, так и на Северо-Кавказской дороге большой вредительской работе и называет ряд участников организации – своего заместителя БРАУДЭ, начальника паровозной службы ПУСТОВОЙТОВА и других.

Вместе с тем МАЕВСКИЙ проявляет упорство в отношении своих организационных связей по антисоветско-троцкистской работе в других местах, а также в отношении лиц, непосредственно им завербованных.

МАЕВСКИЙ старается скрыть и обойти вопросы, связанные с организацией крушений на Северо-Кавказской железной дороге и, в частности, с последним крушением.

Одновременно прилагаю копию протокола МУЧНИКОВА от 5 февраля и протоколы очных ставок БУРШТЕЙНА с ДОМБРОВСКИМ и БУРШТЕЙНА с МУЧНИКОВЫМ.

Считаю необходимая арестовать БРАУДЭ – зам<естителя> начальника Северо-Кавказской дороги, АХАПКИНА – начальника депо Минеральные Воды и ПУСТОВОЙТОВА – начальника паровозной службы Северо-Кавказской жел<езной> дор<оги>.

ПРИЛОЖЕНИЕ: По тексту.

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР –
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Ежов (ЕЖОВ)

 

14 февраля 1937 года.

 

55784 

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 283, Л. 49-50.


НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР

ГЕНЕРАЛЬНОМУ КОМИССАРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

тов. ЕЖОВУ

ЧЕРЕЗ КАПИТАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ тов. УШАКОВА

 

От МАЕВСКОГО Ив<ана> Никол<аевича>

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Не желая затягивать следствие по примеру РАДЕКА, ЛИВШИЦА и др<угих>, хочу довести до Вашего сведения, что яд контрреволюции троцкизма, который ЛИВШИЦ впитывал в меня начиная с момента моей защиты, т.е. 1934 г., когда усиленно всякими способами и методами воспитал во мне к нему и его “действиям” безграничное доверие, стал участником вредительской работы на транспорте. Хочу сказать, что я становлюсь на путь искреннего раскаяния не вследствие одного желания заслужить право на снисхождение, а вследствие того, что я ужаснулся от злодейских последствий работы этой организации, в которую ЛИВШИЦ меня вовлек. Я хочу полностью целиком не только вскрыть всю троцкистскую организацию на транспорте и С<еверо->К<авказской> дороге, но помочь правительству наибыстрейшим образом ликвидировать последствия нашего вредительства.

Подаю настоящее заявление <в> первый день допроса до предъявления мне следствием каких-либо фактов из моей деятельности.

 

И. МАЕВСКИЙ.

 

7 февраля 1937 года

г. Пятигорск.

 

верно:

 

Секретарь 6 О ГУГБ НКВД нрзб

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 283, Л. 51.


ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого МАЕВСКОГО, Ивана Николаевича

г. Пятигорск.

от 8 февраля 1937 года.

 

Вопрос: Вы подали 7 [1] февраля 1937 года заявление на имя Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР т. ЕЖОВА о том, что хотите чистосердечно признаться в своей антисоветской троцкистской и вредительской деятельности на транспорте.

Дайте показания о своей практической вредительской разрушительной работе?

Ответ: Как участник антисоветской троцкистской организации, действовавшей по директивам ЛИВШИЦА, я на С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороге> провел большую вредительскую разрушительную работу, которая выражается в следующем:

1. Систематическое ухудшение состояния паровозного хозяйства, которое доведено на главных участках до крайне тяжелого состояния.

2. Систематическая дезорганизация движения поездов, в результате чего срывались погрузка и наливка.

3. Чтобы вызвать недовольство рабочих и тем самым создать наилучшие условия для ухудшения работы транспорта, приказ Наркома по новым технологическим процессам, связанный с заработной платой, проводился формально.

4. Для срыва приказа Наркома о борьбе с авариями и крушениями создавалась видимость выполнения приказа, в то время как практическая работа в этом направлении шла самотеком.

5. Наряду с этим ухудшение работы дороги во всех отраслях обеспечивалось еще и тем, что никакой борьбы за поднятие трудовой дисциплины не велось, как и не велась борьба за усвоение инструкций и правил по движению поездов.

6. По контрреволюционному троцкистскому лозунгу ЛИВШИЦА “с битыми работать лучше” поддерживались и выдвигались на командные должности люди, которые имели за собой те или иные “хвосты”. Настоящей борьбы за выдвижение инициативных стахановцев, за укрепление аппарата дороги коммунистами и комсомольцами не велось. Отсюда большая засоренность дороги антисоветскими, троцкистскими и другими элементами,

7. Электрохозяйство на С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороге>, особенно на ст<анции> Мин-Воды доведено до тяжелого состояния. Вредительство в этой отрасли хозяйства началось еще в 1934-м году на объединенной дороге и проводилось под непосредственным наблюдением ЛИВШИЦА через начальника Паровозной службы ТОМЛЕНОВА. Заключалось оно в том, что на электростанции <в> Мин-Водах был умышленно установлен дизель в 300 сил вместо требуемого 600 сил. Формально это вредительское действие прикрывалось соображениями о предстоящем пуске “Баксанстроя”, который даст узлу нужную энергию.

8. Еще со времени существования объединенной дороги проводилась вредительская установка ЛИВШИЦА в вопросе водоснабжения, которая заключалась в том, что не принимались необходимые меры к усилению водоснабжения соответственно росту дороги, а, наоборот, оставляли без ремонта такие водопроводные линии и водоприемные сооружения, которые угрожали перерывам<и> водоснабжения. Там же, где и строилось или ремонтировалось водоснабжение, работа проводилась замедленными темпами, как, например, на ст<анции> Прохладной.

9. Вредительская работа в области топливоснабжения проводилась следующим путем:

а) получение и распределение топливоснабжения было возложено на малоответственного работника, которого никто, в том числе и я, не контролировал, что приводило к неправильному распределению топлива по пунктам расходования и создало напряженное положение в этом вопросе на дороге. Это по паровозам. Что же касается снабжения электростанций, то давалось некачественное топливо, что приводило к снижению мощности станций от 25 до 30-ти процентов;

б) чтобы создать диспропорцию между потребностью угля для паровозов и наличием угля, занижалась заявка на уголь: на дороге было переведено на уголь 52 паровоза, а требования на уголь составлялись из расчета на 24 паровоза. Это приводило к еще большему напряжению работы паровозного парка.

10. ЛИВШИЦЕМ, а затем и мною, проводилась практика искажения директив ЦК ВКП(б) по вопросу о единоначалии и политотделах.

Так как политотделы являлись фактором, укрепляющим работу транспорта, и, следовательно, мешали проводить в широком плане вредительскую – разрушительную работу на транспорте, ЛИВШИЦ дал лозунг: “Работать, не оглядываясь назад”. Это означало – не считаться с политотделом и опираться на него – ЛИВШИЦА. Но этого было недостаточно, и ЛИВШИЦ стал удалять неугодных ему политотдельцев, подбирая взамен их послушных и угодных ему людей.

При помощи обработанных и вовлеченных ЛИВШИЦЕМ в троцкистскую организацию нач<альника> политотдела объединенной дороги – АМАТУНИ и его заместителя КОЛОКОЛКИНА он – ЛИВШИЦ административными мерами воздействия не давал возможности партийным и профессиональным организациям дороги вскрывать вредительскую работу антисоветской троцкистской организации на транспорте. Были отдельные случаи, когда снимались на объединенной, а затем и на С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороге> парторги, которые вскрывали безобразные преступные факты на дороге.

В качестве примера привожу несколько фактов: снятие парторга ст<анции> Мин-Воды, снятие парторга депо Дербент, замена в 1935-м году парторга депо Мин-Воды более слабым работником, снятие парторга и роспуск парт<ийного> комитета депо Грозный в 1935-м году.

11. Искусственно создавалось недовольство рабочих дороги в вопросах быта и культуры.

Несмотря на наличие средств и возможностей построить в кратчайшие сроки минимально потребное количество жил<ой> площади, особенно в Махач-Кала, где был обострен жилищный кризис, жилица строились недопустимо медленными темпами.

Вопрос: В чем заключалась ваша вредительская работа на объединенной Северо-Кавказской ж<елезной> д<ороге> в качестве заместителя ЛИВШИЦА?

Ответ: Заместителем к ЛИВШИЦУ я был назначен в январе 1934 г. Через несколько дней приказом тов. АНДРЕЕВА я был снят, но ЛИВШИЦ энергичными мерами добился моего восстановления в прежней должности в мае мес<яце> 1934 года.

Использовав мое недовольство снятия меня с работы, ЛИВШИЦ стал вести со мной отдельные отрывочные разговоры антисоветского характера. Когда я был восстановлен в должности заместителя, ЛИВШИЦ продолжал со мной эти разговоры в своем служебном кабинете.

Вскоре, в целях проверки меня на деле, ЛИВШИЦ стал давать мне задания по дороге явно вредительского характера, которые я беспрекословно выполнял.

Это привело к тому, что в скором времени (о чем я покажу ниже) ЛИВШИЦ стал мне доверять и уже в мае мес<яце> 1935 года рассказал мне о новых методах борьбы троцкистов за их приход к власти. В основном моя вредительская работа на объединенной С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороге> выразилась в следующем:

а) в неправильном строительстве вагонных депо и омертвлении капиталов в миллионных выражениях;

б) в неправильном распределении и использовании ассигнований по ремонту путевого хозяйства;

в) в проведении контрреволюционной установки ЛИВШИЦА по руководящим кадрам.

Вопрос: Какие задачи ставила антисоветская троцкистская организация на транспорте?

Ответ: ЛИВШИЦ говорил мне, что ввиду успеха партии и советской власти в деле индустриализации и коллективизации страны Сталинское руководство пользуется большим доверием и авторитетом у широких трудящихся масс, троцкистам невозможно рассчитывать на свой приход к власти прежними методами борьбы с партией и соввластью. Поэтому, по его словам, необходимо перейти к более резким формам борьбы, обеспечивающим приход троцкистов к власти. Что касается работы антисоветской троцкистской организации на транспорте путем новых форм, ЛИВШИЦ сказал, что они должны заключаться в проведении вредительства.

При этом ЛИВШИЦ добавил, что вредительскую работу надо проводить осторожным путем “медленными, но верными средствами”.

Вопрос: От какого центра исходили контрреволюционно-троцкистские и вредительские установки ЛИВШИЦА?

Ответ: Подробностей об антисоветском троцкистском центре, ЛИВШИЦ не рассказывал мне. Он мне только говорил о существовании в Москве троцкистской группы, назвал при этом несколько человек, фамилии которых я сейчас не помню, за исключением ПЯТАКОВА, с которым он поддерживает связь. В том же разговоре ЛИВШИЦ рассказал мне о существовании аналогичной троцкистской группы на Украине, назвав следующих ее участников: МИХАЙЛИКА, ГОЛУБЕНКО, РАТАЙЧАКА, ФУРЕРА. В дальнейших разговорах ЛИВШИЦ назвал начальника Главрезины – БИТКЕРА. К БИТКЕРУ я обращался дважды по вопросам получения продукции для дороги, но разговоров с ним о троцкистской организации не вел. Предполагаю, что ЛИВШИЦ был непосредственно связан с Троцким через Седова при помощи РУДЕНКО (б<ывший> начальник ст<анции> Батайск, впоследствии начальник Московского отделения Дзержинской дороги), которого он сумел включить в заграничную делегацию от НКПС.

Вопрос: Назовите всех участников антисоветской троцкистской организации, о которых ЛИВШИЦ вам рассказывал?

Ответ: Прежде чем назвать фамилии участников организации, я предваряю следствие, что в данный момент, возможно, не вспомню всех, но заверяю, что по мере припоминания буду о каждом сообщать следствию. В разное время ЛИВШИЦ назвал мне как “своих” людей: моего заместителя БРАУДЭ Наума Исааковича, начальника пассажирской службы С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороги> – БЕРЛЯНДА, Бориса Венедиктовича, бывшего начальника Административного отдела С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороги> – ХЕЙФЕЦА, имени и отчества не помню, бывшего начальника паровозной службы С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороги> – ОЧЕРЕДЬКО, имя и отчество забыл, бывшего начальника Финансового отдела объединенной дороги – БРЕЙМАНА, бывшего начальника группы кадров С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороги> АЛЕКСАНДРОВА Даниила, бывшего нач<альника> ПОДОРа С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороги> – КОЛОКОЛКИНА, бывшего нач<альника> Минводского отделения МИШАГИНА (в настоящее время нач<альник> грузовой службы С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороги>), его преемника БУРШТЕЙНА Дмитрия Владимировича.

Нач<альника> Минводского депо АХАПКИНА, нач<альника> ст<анции> Махач-Кала – РАКИТИНА, б<ывшего> начальника вагонного участка М<ахач->Кала – ХОЛОДОВА, б<ывшего> зам<естителя> начальника паровозной службы С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороги> ФЕДОТОВА, б<ывшего> нач<альника> дело Прохладная – СИЗЬКО, начальника участка пути Дербент – ОЗЕМБЛОВСКОГО (поляк, дворянин, сын помещика), начальника паровозного отделения Ворошиловской дороги – МАРЧЕНКО, б<ывшего> нач<альника> паровозной службы объединенной дороги – ТОМЛЕНОВА Василия Дмитриевича, б<ывшего> начальника Материально-хозяйственного отдела той же дороги – КАНЕВСКОГО, б<ывшего> зам<естителя> начальника паровозной службы – РУДАКОВА, б<ывшего> начальника вагоноремонтного завода в Новороссийске, фамилию его сейчас не помню (был послан в транспортную академию). Поясняю, что термин “свой”, употреблявшийся в моих разговорах с ЛИВШИЦЕМ, обозначал участников организации.

Вопрос: При допросе вас Комиссаром Государственной Безопасности тов. ЛЕПЛЕВСКИМ вы показали об участии в антисоветской троцкистской организации начальника Октябрьской ж<елезной> дороги СИНЕВА, заместителя Начальника Центрального управления снабжения НКПС – КАНЕВСКОГО, зам<естителя> нач<альника> Ю<го>-Восточной дороги ЖИДКОВА и упомянули о контрреволюционной деятельности н<ачальни>ка Управления Эксплуатации НКПС – ГОЛОВИНА. Расскажите подробно о их участии в организации?

Ответ: О КАНЕВСКОМ как об участнике организации я уже показывал выше. КАНЕВСКИЙ работал с ЛИВШИЦЕМ на Южной дороге. С большим трудом ЛИВШИЦ добился перевода КАНЕВСКОГО в Ростов. КАНЕВСКИЙ был в очень близких отношениях с ЛИВШИЦЕМ и пользовался у последнего неограниченным доверием.

Когда ЛИВШИЦ уезжал на Курскую дорогу, он в числе других работников в первую очередь взял с собой КАНЕВСКОГО, а впоследствии перешел с ним в НКПС. Ранней осенью 1935 года во время моего нахождения в Москве секретарь ЛИВШИЦА БЕРЛЯНД Павел попросил меня оказать материальную помощь КАНЕВСКОМУ. Я ему лично дал 700-800 рублей. Второй раз я оказал денежную помощь КАНЕВСКОМУ в сумме 500 рублей через своего секретаря – ФИЛИППЕНКО. Что касается участия в организации ЖИДКОВА, мне известно только следующее: ЖИДКОВ Иван находился в очень близких отношениях с ЛИВШИЦЕМ. В 1934 г. он приезжал к ЛИВШИЦУ в Ростов и после деловых разговоров долгое время оставался с ним наедине в кабинете. ЛИВШИЦ характеризовал ЖИДКОВА как “хорошего человека”. Из моих разговоров с ЛИВШИЦЕМ о ЖИДКОВЕ вытекало, что он участвует в троцкистской организации на транспорте, но прямо об этом ЛИВШИЦ мне не говорил. ГОЛОВИН представляет собой явно антисоветскую личность, что он проявлял в отдельных разговорах. Помню такой случай. Летом 1934 г. в связи с поступлением из Транспортной Комиссии ЦК ВКП(б) какой-то телеграммы за подписью КАГАНОВИЧА ГОЛОВИН позволил себе высказаться о нем в резко контрреволюционном духе, я рассказал об этом ЛИВШИЦУ. Когда летом 1934 года б<ывший> нач<альник> Политотдела дороги РОЗЕНТАЛЬ ставил перед ЛИВШИЦЕМ вопрос о снятии ГОЛОВИНА с работы как антисоветского типа, я поддержал мнение РОЗЕНТАЛЯ, по поводу чего ЛИВШИЦ, оставшись со мной наедине, сделал мне замечание за то, что я высказался против ГОЛОВИНА. Что касается СИНЕВА я могу лишь пред<по>ложить, что он является участником организации. ЛИВШИЦ был в очень близких отношениях с СИНЕВЫМ, с которым часто встречался. Летом 34 г. на волейбольной площадке санатория ЦК ВКП(б) в Кисловодске сошлись ЛИВШИЦ, АРКУС, СИНЕВ и я. ЛИВШИЦ затеял разговор о руководстве НКПС в критическом тоне. СИНЕВ поддержал взгляды ЛИВШИЦА по этому вопросу. Чувствовалось, что совпадение точек зрения ЛИВШИЦА и СИНЕВА имеет в своей основе – организационную связь. СИНЕВ был также в близких отношениях с начальником Закавказской дороги РОЗЕНЦВЕЙГОМ.

Вопрос: С каких пор и как часто практиковался в организации метод оказания материальной помощи нуждающимся членам организации?

Ответ: ЛИВШИЦ очень широко поддерживал своих людей деньгами, продуктами и пром<ышленными> товарами. ГОЛОВИН, кроме продовольственных посылок, ежемесячно получал от ЛИВШИЦА не менее 1000 рублей. КАНЕВСКИЙ, ТОМЛЕНОВ и другие получали большие дотации от ЛИВШИЦА. Вообще, надо сказать, ЛИВШИЦ широко транжирил государственные деньги, создавая себе ореол заботливого и чуткого человека. Будет правильно сказать, что на государственные деньги ЛИВШИЦ приближал к себе людей, ставил их в определенную зависимость от себя, что использовывал для вовлечения их во вредительскую работу на транспорте.

Эту практику я перенес на С<еверо->К<авказскую> ж<елезную> д<орогу> в несколько меньшем масштабе. В течение 5-6 раз, а может быть и больше, с моего согласия БРАУДЭ посылал посылки секретарю ЛИВШИЦА БЕРЛЯНДУ Павлу стоимостью 800-1000 рублей каждая. Специальных разговоров с БЕРЛЯНДОМ Павлом об организации я не вел, но мне было ясно, что он в курсе деятельности всей организации на транспорте.

Вопрос: При помощи каких участников антисоветской троцкистской организации на транспорте вы проводили вредительскую деятельность, о которой показывали выше?

Ответ: В своей вредительской работе на С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороге> я опирался на следующих участников организации: на своего заместителя – БРАУДЭ Н.И., ОЧЕРЕДЬКО, БЕРЛЯНД<А> Б.Б., БУРШТЕЙНА М.В., АХАПКИНА, РАКИТИНА, ХЕЙФЕЦА, СИЗЬКО, ПУСТОВОЙТОВА, ПЫЖОВА, ОЗЕМБЛОВСКОГО, МИШАГИНА, ХОЛОДОВА, БОРИСЕНКО (зам<естителя> начальника депо Мин-Воды).

Вопрос: Кому из названных лиц вы давали установки по вредительству?

Ответ: Установки по проведению вредительства я лично давал РАКИТИНУ, АХАПКИНУ, БУРШТЕЙНУ, ПУСТОВОЙТОВУ. Эти указания давались периодически в зависимости от работы и момента. Так, например, по вопросу налива мною была дана РАКИТИНУ установка на вредительство путем использования большегрузных цистерн под темные продукты, когда недоливался керосин. АХАПКИНУ я давал указания о способах срыва ремонта паровозов; БУРШТЕЙНУ я давал указания при недостаче крытых вагонов для погрузки хлеба загружать наличие имеющихся крытых вагонов менее ответственными грузами; ПУСТОВОЙТОВУ я давал установки понижать качество ремонта паровозов и разрушать котельное хозяйство. Если следствию потребуются не отдельные примеры моих вредительских установок, которые я давал названным выше участникам организации, а все случаи дачи такого рода установок, я изложу их в специальном показании.

Вопрос: Какие директивные указания по вредительству дал Вам ЛИВШИЦ в связи с вашим назначением на С<еверо->К<авказскую> ж<елезную> д<орогу>?

Ответ: Когда выяснилось, что я назначаюсь на С<еверо->К<авказскую> ж<елезную> д<орогу>, ЛИВШИЦ в своем кабинете имел со мной продолжительную беседу о задачах троцкистской организации на С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороге>. ЛИВШИЦ указал мне на важность дороги в деле снабжения страны горючим и изложил мне ряд конкретных указаний по срыву плана налива. В основе этих вредительских директив лежала идея выполнения государственного плана наливом темных на счет светлого продукта. Этим путем срывалось снабжение МТС, специальных заводов, армии и др<угих> важнейших объектов народного хозяйства горючим. Одновременно с проведением этой директивы ЛИВШИЦ предлагал мне дезорганизовать движение поездов, дав по этому вопросу ряд практических указаний, на которых не следует здесь останавливаться, т.к. в начале допроса я о них говорил как об одной из выполненных мной задач по вредительству. Считаю необходимым лишь остановиться на одном из главных указаний ЛИВШИЦА, при помощи которого достигались наиболее эффективные результаты в деле дезорганизации движения, а именно: так как продвижение порожняка по С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороге> составляет около 60% общего движения поездов, ЛИВШИЦ предложил продвигать порожняк (как вагоны, так и цистерны) в ущерб движению остальных поездов. Осуществление этой установки с формальной стороны признавалось как нормальный порядок движения, по существу же из-за этого порядка задерживалось движение других поездов. Далее ЛИВШИЦ дал мне директиву в части разрушения паровозного парка и целый комплекс указаний по практическому выполнению этой работы. Наконец, ЛИВШИЦ в этом разговоре обсудил со мной состояние кадров на дороге, в основном – руководящих, на которые мне придется опираться в проведении указанных вредительских директив. При этом ЛИВШИЦ назвал как участников организации следующих лиц: БРАУДЭ, ОЧЕРЕДЬКО, БЕРЛЯНДА Б.Б., ХЕЙФЕЦА, РАКИТИНА, МИШАГИНА, АЛЕКСАНДРОВА Даниила и некоторых других, фамилии которых затрудняюсь сейчас восстановить в памяти.

Вопрос: Каким образом оказались на С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороге> БУРШТЕЙН и АХАПКИН, которые в момент деления дороги работали в Краснодаре, т.е. на Ворошиловской дороге?

Ответ: Вернусь несколько назад. Когда ЛИВШИЦ давал мне вредительские директивы по С<еверо->К<авказской> ж<елезной> д<ороге>, и мы обсуждали вопрос о кадрах организации, было решено забрать из Краснодара участников организации – БУРШТЕЙНА и АХАПКИНА. Их перевод на С<еверо->К<авказскую> ж<елезную> д<орогу> состоялся немного позже после организации дороги, так как начальник Ворошиловской дороги – ОСИПОВ возражал против их ухода, вследствие чего пришлось лично ЛИВШИЦУ продвигать этот вопрос через НКПС.

Вопрос: Известно, что С<еверо->К<авказская> ж<елезная> д<орога> с весны 1936 года стала работать с перебоями, а с июня месяца началось резкое ухудшение работы. Какие новые директивы вы получили от ЛИВШИЦА о резком ухудшении работы дороги и в связи с чем?

Ответ: Дополнительных, специальных директив от ЛИВШИЦА о более резком ухудшении работы дороги я в 1936-м году не получал, и в этом не было надобности, так как ЛИВШИЦ знал о том, что я веду систематическую вредительскую работу, которая в скором времени должна привести дорогу к резкому ухудшению.

 

Показания составлены с моих слов правильно, читал –

 

И. Маевский.

 

ДОПРОСИЛИ:

 

ПОМ. НАЧ. 5 ОТДЕЛА ГУГБ НКВД СССР – УШАКОВ

 

НАЧ. IV ОТД-НИЯ 4 ОТДЕЛА УГБ СКК – ВЛАДЗИМИРСКИЙ

 

верно:

 

Секретарь 6 О ГУГБ НКВД нрзб

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 283, Л. 52-64.


[1] В тексте ошибочно – “27”.