Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением протокола допроса В.Д. Томленова

 

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

тов. СТАЛИНУ

 

Представляю при этом протокол допроса от 14/II-с<его> г<ода> арестованного ТОМЛЕНОВА В.Д. – быв<шего> начальника Центрального управления паровозного хозяйства НКПС.

ТОМЛЕНОВ, признавая свое активное участие в антисоветской троцкистской организации, в которую был вовлечен бывшим заместителем Народного Комиссара путей сообщения ЛИВШИЦЕМ, показал, что для руководства троцкистской подрывной работой на транспорте существовала пятерка в составе: ЛИВШИЦА Я.А., СЕРЕБРЯКОВА, АРНОЛЬДОВА А.М. – бывшего начальника Юго-Восточной железной дороги, МИРОНОВА И.Н. – бывшего начальника Центрального отдела электрификации НКПС и РОЗЕНЦВЕЙГА – бывшего начальника Закавказской железной дороги.

ТОМЛЕНОВ дал развернутые показания о троцкистской организации на Северо-Кавказской железной дороге.

ТОМЛЕНОВ назвал как членов антисоветской троцкистской организации в центральном аппарате НКПС: ЗАБЕЛИНА Д.Г. – заместителя начальника управления пути НКПС, ПЕШКИНА Р.С. – бывшего консультанта ЛИВШИЦА, и ПЕСТИЧА Г.П. – ответственного работника паравозоремонтного треста, которых полагал бы арестовать.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Копия протокола допроса ТОМЛЕНОВА В.Д. от 14/II-с<его> г<ода>.

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР –
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Ежов (ЕЖОВ)

 

16 февраля 1937 года.

 

№ 55844

 

 

РГАСПИ Ф, 17, Оп. 171, Д. 285, Л. 104-105.


ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого ТОМЛЕНОВА, Василия Дмитриевича.

14 февраля 1937 года.

 

ТОМЛЕНОВ, Василий Дмитриевич, 1898 года рождения, член ВКП(б) с 1919 года, бывший начальник Центрального управления паровозного хозяйства НКПС.

 

Вопрос: На предыдущем допросе вы признали, что будучи в 1929 году в Японии были завербованы японским разведчиком ХИРОСИМА для шпионской работы в пользу Японии. Но вы скрыли от следствия, что являетесь также участником антисоветской троцкистской организации и активно проводили подрывную работу на железнодорожном транспорте. Вы это признаете?

Ответ: Да, признаю, что после моего возвращения из Японии, где в 1929 году я был завербован японским разведчиком ХИРОСИМА для разведывательной работы, я в 1934 году был вовлечен в антисоветскую троцкистскую организацию и активно проводил подрывную работу на железнодорожном транспорте.

Вопрос: Кем вы были вовлечены в антисоветскую троцкистскую организацию?

Ответ: В антисоветскую троцкистскую организацию я был вовлечен ЛИВШИЦЕМ, Яковом Абрамовичем, бывшим начальником Северо-Кавказской железной дороги, а затем заместителем Народного Комиссара путей сообщения.

Вопрос: При каких обстоятельствах ЛИВШИЦ привлек вас в антисоветскую троцкистскую организацию?

Ответ: В антисоветскую троцкистскую организацию ЛИВШИЦ меня привлек в первой половине 1934 года, когда мы оба работали на Северо-Кавказской железной дороге.

Примерно в марте-апреле 1934 года, вечером, после очередного доклада по делам службы, состоявшегося в служебном кабинете ЛИВШИЦА, последний завел со мной разговор о моей поездке в Японию. Я стал ему подробно рассказывать, как мы, советские инженеры, приехали в Японию, как работали и как проводили время.

Из этого разговора я понял, что ЛИВШИЦ был хорошо осведомлен о моей поездке в Японию. Я поэтому спросил его, от кого он знает об обстоятельствах этой поездки. ЛИВШИЦ, многозначительно улыбнувшись, ответил, что он знает не только о моей поездке, но и о посещении мною увеселительных заведений в Японии и о последствиях этих посещений. ЛИВШИЦ сказал, что ему известно также о моей связи с ХИРОСИМА по разведывательной работе. От такого прямого заявления я растерялся, но ЛИВШИЦ меня успокоил, сказав, что о моей преступной связи с японской разведкой знает ограниченный круг лиц и больше об этом знать никто не будет при условии, если я соглашусь помогать ему – ЛИВШИЦУ в тех мероприятиях, которые он проводит. Не зная о каких мероприятиях идет речь, я попросил ЛИВШИЦА уточнить их. ЛИВШИЦ ответил, что мне – ТОМЛЕНОВУ хорошо известно о причастности его – ЛИВШИЦА к троцкизму, и что он до настоящего времени вместе с другими троцкистами не согласен с мероприятиями партии и правительства, а поэтому они, троцкисты, ведут активную борьбу, в которой должен буду помогать им и я. На мой вопрос, в чем должна выражаться моя помощь, ЛИВШИЦ ответил, что я должен буду делать все, что он мне скажет. Понимая свое безвыходное положение, я на предложение ЛИВШИЦА согласился. Вот как ЛИВШИЦ привлек меня в контрреволюционную троцкистскую организацию для участия в подрывной работе на железнодорожном транспорте.

Вопрос: Известно ли вам, от кого именно ЛИВШИЦ узнал о вашей связи с японской разведкой?

Ответ: Да. После того, как я дал ЛИВШИЦУ согласие на участие в троцкистской организации, я задал ему вопрос, от кого же он знает о моей связи и работе в пользу Японии? ЛИВШИЦ ответил, что об этом ему сказал КНЯЗЕВ Иван Александрович.

Вопрос: Откуда КНЯЗЕВ И.А. мог знать о вашей связи с японской разведкой?

Ответ: Во время вышеуказанного разговора я ЛИВШИЦУ задал точно такой же вопрос: “Откуда знает КНЯЗЕВ о моей связи с японцами?” ЛИВШИЦ мне ответил, что КНЯЗЕВ вместе со мной – ТОМЛЕНОВЫМ был в Японии и находился в окружении ХИРОСИМА, добавив, что КНЯЗЕВ как бывший эсер также не согласен с мероприятиями партии и правительства и ввиду этого совместно с ним – ЛИВШИЦЕМ и другими троцкистами ведет активную борьбу против мероприятий партии и советского правительства. Это пояснение дало мне возможность окончательно убедиться, что о моей причастности к японской разведке подробно известно ЛИВШИЦУ от КНЯЗЕВА, и что КНЯЗЕВ, так же как и я, привлечен японцами к разведывательной работе.

Вопрос: Почему вы сразу приняли предложение ЛИВШИЦА?

Ответ: Во-первых, как я сказал уже выше, ЛИВШИЦ через КНЯЗЕВА подробно был осведомлен о моей разведывательной работе в пользу Японии, и, во-вторых, я с ЛИВШИЦЕМ находился в самих наилучших отношениях. Ввиду этого ЛИВШИЦ был убежден, что я на его предложение – помогать ему в разрушении железнодорожного транспорта – дам согласие, в чем он не ошибся, ибо другого выхода при моем положении у меня не было.

Вопрос: Кто из участников антисоветской троцкистской организации, активно проводивших подрывную работу на Северо-Кавказской железной дороге, вам известен?

Ответ: Являясь участником антисоветской троцкистской организации и близким человеком ЛИВШИЦА, я все же не могу сказать, что мне были известны все участники троцкистской организации на Северо-Кавказской железной дороге. Мне известны кроме ЛИВШИЦА и меня – ТОМЛЕНОВА следующие участники троцкистской организации, проводившие разрушительную работу на Северо-Кавказской железной дороге:

1) МАЕВСКИЙ, Иван Николаевич, бывший заместитель начальника дороги (начальником дороги был ЛИВШИЦ), ныне начальник Северо-Кавказской железной дороги.

2) ВОЛОВИЧ (имени и отчества не помню), бывший начальник службы пути Северо-Кавказской железной дороги, ныне начальник службы пути дороги имени Ворошилова.

3) ВАСИЛЕНКО, Евгений Сергеевич, бывший заместитель начальника службы эксплуатации Северо-Кавказской железной дороги, ныне начальник службы движения дороги имени Ворошилова.

4) КАНЕВСКИЙ, Абрам Григорьевич, бывший начальник хозяйственно-материального отдела Северо-Кавказской железной дороги, ныне заместитель начальника Центрального управления снабжения НКПС.

5) ХЕЙФЕЦ, Михаил Афанасьевич, бывший начальник административного отдела Северо-Кавказской железной дороги, ныне начальник Ховринской базы НКПС.

6) БРЕЙМАН, Илья Михайлович, бывший начальник финансового отдела Северо-Кавказской железной дороги. По имеющимся у меня сведениям, в 1936 году БРЕЙМАН, работая в управлении Юго-Западной железной дороги в должности начальника финансового отдела, был арестован за антисоветскую троцкистскую деятельность. Где находится БРЕЙМАН в настоящее время – я не знаю.

7) ЦИГ, Иван Иванович, бывший начальник депо Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги, ныне работает в одном из депо Московско-Донбасской дороги.

8) ОЧЕРЕДЬКО, Михаил Иванович, бывший начальник депо Грозный, ныне начальник паровозной службы Красноярской железной дороги.

9) БУРШТЕЙН (имени и отчества не знаю), бывший начальник отделения службы эксплуатации Северо-Кавказской железной дороги, ныне начальник отделения службы движения в Минеральных Водах той же дороги.

10) АЛЕКСАНДРОВ, Даниил, бывший инспектор по кадрам при начальнике Северо-Кавказской железной дороги, ныне работающий на дороге имени Ворошилова (в какой должности – я не знаю).

Вопрос: Откуда вам известен персональный состав антисоветской троцкистской организации, существовавшей на Северо-Кавказской железной дороге?

Ответ: О том, что МАЕВСКИЙ И.Н., БРЕЙМАН И.М., КАНЕВСКИЙ А.Г., ХЕЙФЕЦ М.А., ВОЛОВИЧ Н., ВАСИЛЕНКО Е.С., ОЧЕРЕДЬКО М.И., ОКНИН [1], БУРШТЕЙН и АЛЕКСАНДРОВ являлись членами антисоветской троцкистской организации, я знаю от ЛИВШИЦА, сообщившего мне об этом в разное время, когда мы вместе работали на Северо-Кавказской железной дороге. ЦИГА И.И. в антисоветскую организацию привлек лично я по прямому указанию ЛИВШИЦА.

Вопрос: Какие задачи были поставлены перед антисоветской троцкистской организацией на Северо-Кавказской дороге?

Ответ: Члены антисоветской троцкистской организации на Северо-Кавказской железной дороге проводили подрывную работу по прямым указаниям ЛИВШИЦА, ставившего единственную задачу: разрушение железнодорожного транспорта. Эта задача ЛИВШИЦЕМ осуществлялась очень осторожно, с таким расчетом, чтобы ни его, ни других членов антисоветской организации не могли заподозрить в умышленных действиях. По указанию ЛИВШИЦА все “ненормальности”, вскрывавшиеся в работе того или иного члена организации, должны были объясняться объективными причинами, не зависящими от члена организации, проводившего подрывную работу. Мне лично известны методы проведения подрывной работы на Северо-Кавказской железной дороге только по двум службам: эксплуатации и паровозной.

1) По службе эксплуатации подрывная работа была направлена на срыв сдачи порожняка на соседние дороги, срыв нефтеналива и на умышленную порчу нефтепродуктов путем налива светлых (керосин-бензин) продуктов в цистерны из-под темных продуктов, без соответствующей их пропарки и промывки.

2) По паровозному хозяйству подрывная работа, проводившаяся мною по прямому указанию ЛИВШИЦА, была направлена главным образом на всяческое замедление новых работ по деповскому хозяйству, вследствие чего ряд депо, как то: Дербент, Махач-Кала, Тихорецкая, – вошли в зиму 1934-35 г.г. с раскрытыми крышами и неготовыми стойлами, что в свою очередь отражалось на ремонте и промывке паровозов. Наряду с этим задерживались работы по экипировочным устройствам (пуск новых пескоподач, замедление ремонта котельных нефтекачек) и водоснабжению, что влекло за собой увеличение оборота паровозов, а, следовательно, и содержание излишнего паровозного парка.

Вопрос: В чем конкретно выразилась подрывная работа МАЕВСКОГО по разрушению железнодорожного транспорта?

Ответ: МАЕВСКИЙ был привлечен ЛИВШИЦЕМ в контрреволюционную организацию гораздо раньше меня, так что и подрывная работа его на Северо-Кавказской железной дороге была продолжением той разрушительной работы, которую он проводил на Омской железной дороге, где он был начальником дороги. Работая на Омской железной дороге, МАЕВСКИЙ настолько разрушил хозяйство дороги, особенно паровозное, что в 1933 году дорога стала лимитировать грузопоток на Восток.

Подрывная работа МАЕВСКОГО была настолько очевидна, что в конце 1933 или в начале 1934 года он был снят с должности начальника дороги и привлечен к партийной ответственности. ЛИВШИЦ, боясь провала организации, добился в НКПСе назначения МАЕВСКОГО к себе заместителем на Северо-Кавказскую железную дорогу.

Вопрос: Какая подрывная работа была проведена МАЕВСКИМ в бытность его заместителем начальника Северо-Кавказской железной дороги?

Ответ: Вот к этому я и подхожу. После своего приезда на Северо-Кавказскую железную дорогу МАЕВСКИЙ начал проводить разрушительную работу по линии материального снабжения дороги и был связан с участником троцкистской организации КАНЕВСКИМ, бывшим начальником материального отдела Северо-Кавказской железной дороги. В отсутствии ЛИВШИЦА (когда ЛИВШИЦ уезжал в командировки) МАЕВСКИЙ вел разрушительную работу и по службе эксплуатации. Я помню следующий факт: в 1934 году во время отсутствия ЛИВШИЦА МАЕВСКИЙ стал резко срывать сдачу порожняка на соседние дороги. Это было вскрыто корреспондентом газеты “Правда”, в которой был помещен фельетон “Сам себе НКПС”. После произведенного НКПСом расследования МАЕВСКИЙ с должности заместителя начальника дороги был снят, но в это дело снова вмешался ЛИВШИЦ, боявшийся провала организации. ЛИВШИЦ поехал в Москву, где добился в НКПС отмены приказа о снятии МАЕВСКОГО, который был восстановлен в должности заместителя начальника дороги.

В 1935 году, после разделения дороги на две (имени Ворошилова и Северо-Кавказскую) МАЕВСКИЙ, по представлению ЛИВШИЦА, был назначен начальником новой Северо-Кавказской железной дороги, где совместно с начальником паровозной службы ОЧЕРЕДЬКО при содействии ЛИВШИЦА и моем привел паровозный парк в крупнейших депо (Минеральные Воды и Грозный) в такое состояние, что дорога стала работать, как одна из худших на сети.

Вопрос: Какими методами МАЕВСКИЙ и ОЧЕРЕДЬКО добились разрушения паровозного парка на Северо-Кавказской железной дороге?

Ответ: МАЕВСКИЙ и ОЧЕРЕДЬКО организовали ремонт паровозов по такой “системе”, по которой считалось обязательным на каждой промывке паровозу делать до 80 пунктов ремонта независимо от состояния паровоза. Такая “система” сразу же увеличила фронт больных паровозов, потребовала большого расход рабочей силы и материалов, но так как МАЕВСКИЙ и ОЧЕРЕДЬКО в целях разрушения паровозного парка ни того, ни другого не давали, то паровозы систематически выходили из депо без надлежащего ремонта, вследствие чего имели место массовые случаи порч паровозов в пути с бросанием поездов и недодачи паровозов под поезда из-за увеличенного фронта ремонта. Помимо этого, МАЕВСКИЙ также продолжал и подрывную работу по срыву налива нефтепродуктов методами, указанными мною выше.

Вопрос: Какую подрывную работу проводил ОКНИН?

Ответ: ОКНИН, по директиве ЛИВШИЦА, срывал и всячески задерживал строительство новых стойл в депо Дербент, вследствие чего в зиму 1934-1935 г.г. депо вступило с раскрытыми стойлами.

Вопрос: Кем и при каких обстоятельствах был привлечен ОКНИН в антисоветскую троцкистскую организацию?

Ответ: ОКНИН являлся скрытым троцкистом. В 1934 году он был разоблачен и привлекался к партийной ответственности. В политотделе Северо-Кавказской железной дороги стоял вопрос об исключении ОКНИНА из партии, но в его защиту выступили я – ТОМЛЕНОВ и ЛИВШИЦ. Таким образом, ОКНИН исключен из партии не был, а получил строгий выговор. Это наше заступничество ЛИВШИЦ использовал для привлечения ОКНИНА в к.-р. организацию.

Вопрос: Кем и при каких обстоятельствах был завербован в антисоветскую троцкистскую организацию ОЧЕРЕДЬКО?

Ответ: ОЧЕРЕДЬКО, будучи начальником депо Грозный, в 1934 году был уличен в уголовных преступлениях, выразившихся в растрате казенных денег. После возбуждения уголовного преследования против ОЧЕРЕДЬКО ЛИВШИЦ взял его под свое покровительство, вследствие чего дело было “замято”, а это обстоятельство было использовано ЛИВШИЦЕМ для вовлечения ОЧЕРЕДЬКО в антисоветскую троцкистскую организацию. Какую подрывную работу проводил ОЧЕРЕДЬКО на Красноярской железной дороге?

Ответ: Я не знаю о практически подрывной работе, проводимой ОЧЕРЕДЬКО на Красноярской железной дороге. Я также не знал, какие задания по подрывной работе он получил от ЛИВШИЦА при назначении его – ОЧЕРЕДЬКО на Красноярскую железную дрогу.

Вопрос: Какую подрывную работу проводил на Северо-Кавказской железной дороге БРЕЙМАН, Илья Михайлович?

Ответ: Подрывная работа БРЕЙМАНА для меня неизвестна. Мне также неизвестно, какую подрывную работу проводил<и> ХЕЙФЕЦ, ВОЛОВИЧ, ВАСИЛЕНКО и БУРШТЕЙН.

Вопрос: Кто вам известен из членов антисоветской троцкистской организации, кроме названных выше?

Ответ: Прежде чем назвать известных мне членов антисоветской троцкистской организации, проводивших подрывную работу на железнодорожном транспорте, должен сказать, что, как об этом мне говорил ЛИВШИЦ, антисоветская троцкистская организация на железнодорожном транспорте была централизована, и во главе ее стояли: 1) ЛИВШИЦ Яков Абрамович, бывший зам<еститель> Народного Комиссара путей сообщения, 2) СЕРЕБРЯКОВ, Леонид, бывший начальник Цудортранса, 3) АРНОЛЬДОВ, Арон Маркович, начальник Юго-Восточной дороги, 4) МИРОНОВ, Иван Никитич, начальник центрального отдела электрификации НКПС, и 5) РОЗЕНЦВЕЙГ, начальник Закавказской железной дороги. Эта пятерка руководила подрывной работой отраслевых антисоветских организаций по дорогам.

Со слов Я.А. ЛИВШИЦА мне известны как участники антисоветской троцкистской организации следующие лица:

1) ЗАБЕЛИН, Дмитрий Григорьевич, заместитель начальника Центрального управления пути НКПС, через которого ЛИВШИЦ осуществлял подрывную работу в путейском хозяйстве.

2) ФУФРЯНСКИЙ, Александр Ефимович, начальник Омской железной дороги, на которой он осуществлял подрывную работу.

3) ПЕШКИН, Рафаил Соломонович, бывший консультант ЛИВШИЦА, ныне заместитель начальника паровозоремонтного треста, через которого ЛИВШИЦ проводил подрывную работу на паровозоремонтных заводах.

4) ПЕСТИЧ, Георгий Петрович, ответственный работник паровозоремонтного треста, через которого осуществлялась подрывная работа на паровозоремонтных заводах.

5) ЕМШАНОВ, начальник Московско-Донбасской дороги, на которой он по директивам ЛИВШИЦА проводил подрывную работу.

6) ФОМИЧЕНКО (имени и отчества не знаю), начальник депо Орел, который по директивам ЛИВШИЦА осуществлял разрушение паровозного парка в депо Орел.

Вопрос: Вы назвали не всех известных вам участников антисоветской троцкистской организации.

Ответ: Возможно, и не всех. Я назвал тех, которых хорошо помню.

Вопрос: СВИРИКОВА вы знаете?

Ответ: СВИРИКОВА, бывшего начальника паровозной службы на Южной и Юго-Западной дорогах, я знаю с 1928 года.

Вопрос: Часто вы встречались с СВИРИКОВЫМ?

Ответ; После моего назначения в НКПС с июня 1935 года я со СВИРИКОВЫМ встречался довольно часто в каждый его приезд в Москву по делам службы.

Вопрос: СВИРИКОВ является участником антисоветской троцкистской организации?

Ответ: Мне это неизвестно. Я знаю, что СВИРИКОВ был очень близок с ЛИВШИЦЕМ, но о его вхождении в троцкистскую организацию, повторяю, мне ничего не известно.

Вопрос: Следствию известно, что в середине 1935 года СВИРИКОВ был завербован вами в антисоветскую троцкистскую организацию. Вы это подтверждаете?

Ответ: Категорически отрицаю.

Вопрос: Неправда. И вы, и СВИРИКОВ были связаны между собою. Оба вы были близкими к ЛИВШИЦУ людьми. СВИРИКОВ так же, как и вы проводил в своей работе вредительские указания ЛИВШИЦА. Не может быть, чтобы вы не знали СВИРИКОВА как участника троцкистской организации?

Ответ: Повторяю, что СВИРИКОВ как участник троцкистской организации мне неизвестен.

Вопрос: При каких обстоятельствах вам стало известно, что СЕРЕБРЯКОВ, АРНОЛЬДОВ, МИРОНОВ, РОЗЕНЦВЕЙГ, ЗАБЕЛИН, ЕМШАНОВ, ПЕШКИН, ПЕСТИЧ, ФУФРЯНСКИЙ И ФОМИЧЕНКО являются членами антисоветской троцкистской организации?

Ответ: О всех поименованных лицах, за исключением АРНОЛЬДОВА, как о членах антисоветской троцкистской организации мне стало известно от Я.А. ЛИВШИЦА в разное время в период нашей совместной работы в НКПСе. Обычно это происходило так. При деловых разговорах я обращал внимание ЛИВШИЦА на дефекты в работе ряда дорог. Когда дело касалось кого-либо из вышеуказанных участников троцкистской организации, ЛИВШИЦ, называя фамилию, обыкновенно говорил, что эти лица иначе работать и не могут, так как они связаны с ним – ЛИВШИЦЕМ “существующими обстоятельствами”.

Что же касается АРНОЛЬДОВА, то о его принадлежности к троцкистской организации я узнал еще в бытность мою и ЛИВШИЦА на работе на Северо-Кавказской железной дороге при следующих обстоятельствах: примерно в июне-июле 1934 года я находился в служебной командировке на дороге и заехал в Минеральные Воды. Там мне доложили, что в Минеральных Водах находится начальник дороги ЛИВШИЦ, объезжавший дорогу. Я пошел в вагон доложить ЛИВШИЦУ о результатах моей командировки и целях приезда в Минеральные Воды. Войдя в вагон, я там застал ЛИВШИЦА вместе с АРНОЛЬДОВЫМ, сидевшими в салоне. При моем приходе они свой разговор прекратили. Через несколько минут ЛИВШИЦ, обращаясь к АРНОЛЬДОВУ, сказал: “Арон, ты можешь продолжать, т.к. между нами посторонних нет”. После этой фразы АРНОЛЬДОВ стал говорить, что делать все надо как можно осторожнее, так как до него уже доходят кое-какие слухи, и дело может окончиться скверно. Позже ЛИВШИЦ мне сказал, что эта фраза АРНОЛЬДОВА была предупреждением о необходимости осторожнее вести “нашу работу”, добавив: “Хорошо иметь своих людей в НКПСе”. Вот каким образом я узнал о принадлежности АРНОЛЬДОВА к антисоветской организации.

Вопрос: Где АРНОЛЬДОВ тогда работал?

Ответ: АРНОЛЬДОВ в то время был начальником центрального управления эксплуатации НКПС.

Вопрос: Для какой цели он приезжал в Минеральные Воды?

Ответ: Он был в отпуску и отдыхал в Кисловодске, откуда специально приехал для встречи с ЛИВШИЦЕМ.

Вопрос: Какая подрывная работа была вами проведена в области паровозного парка?

Ответ: Были приняты меры к омертвлению паровозного парка.

Вопрос: Как это осуществлено?

Ответ: В 1936 году ЛИВШИЦЕМ была дана устная директива паровозоремонтному тресту постепенно изменять план ремонта паровозов с таким расчетом, чтобы сократить число серий паровозов, ремонтируемых на каждом заводе. До этого принцип распределения паровозов для ремонта на заводах был иной – территориальный, по которому независимо от серии паровоза, но исходя из наименьших их пробегов в ремонт и обратно паровозы приписывались для ремонта к определенным заводам. Вновь вводившимся ЛИВШИЦЕМ мероприятием пробеги паровозов в ремонт и обратно резко увеличивались, и время нахождения паровозов вне эксплуатации удлинялось; кроме того, заводам устанавливались явно заниженные программы ремонта паровозов, и эти программы систематически срывались. Все это вместе взятое привело к постепенному накоплению паровозов в заводском ремонте и в ожидании такового, так что примерно к ноябрю месяцу 1936 года это количество больных паровозов достигло цифры в 1000 с лишним и в дальнейшем привело бы к омертвлению паровозного парка.

Вопрос: Через кого персонально ЛИВШИЦ осуществил изменение плана ремонта паровозов?

Ответ: Непосредственными исполнителями этой подрывной работы были ПЕШКИН и ПЕСТИЧ.

Вопрос: Что вам известно о вредительстве в эксплуатационной работе дорог Союза?

Ответ: ЛИВШИЦ, через членов антисоветской организации, занимавших должности начальников дорог, проводил подрывную работу по срыву регулировочных приказов. Эта вредительская работа особенно развернулась с июня месяца 1936 года, когда на ряде дорог вагонный парк стал явно нецелесообразно пополняться, а на других – особенно на Донецкой, Сталинской и Томской дорогах, где действительно требовалось пополнение вагонного парка, – он стал быстро убывать. Эта подрывная работа сказалась и в срыве снабжения топливом железных дорог.

Более подробные показания о подрывной работе, проведенной антисоветской троцкистской организацией на железных дорогах Союза, я дам дополнительно.

 

Протокол мною прочитан, записан с моих слов верно:

 

ТОМЛЕНОВ.

 

ДОПРОСИЛИ:

 

НАЧАЛЬНИК 6 ОТДЕЛА ГУГБ НКВД –
КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2 ранга (ШАНИН)

 

НАЧ. 1 ОТД. 6 ОТДЕЛА ГУГБ НКВД –
КАПИТАН ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ (ЖЕЛЕЗНИКОВ)

 

Верно:

 

/ Секретарь ТО ГУГБ НКВД нрзб

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 285, Л. 106-121.


[1] Фамилия Окнина отсутствует в вышеприведенном списке.