Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением протокола допроса М.А. Розенцвейга

 

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

тов. СТАЛИНУ

 

Представляю при этом протокол допроса от 13 февраля с<его> г<ода> арестованного РОЗЕНЦВЕЙГА М.А., бывшего начальника Закавказской дороги.

РОЗЕНЦВЕЙГ показал, что он был вовлечен в троцкистскую организацию Леонидом СЕРЕБРЯКОВЫМ и получал указания по троцкистской деятельности от Я.А. ЛИВШИЦА.

РОЗЕНЦВЕЙГ назвал завербованных им участников троцкистской организации на Закавказской дороге и дал показания о проводившейся под его руководством диверсионно-вредительской работе с целью совершения крушений поездов.

Названные в показаниях РОЗЕНЦВЕЙГАМИРСКИЙ, РАСКИН, АРНОЛЬДОВ, МАЕВСКИЙ, ЗОРИН, ТОМЛЕНОВ и РОКОС, – арестованы.

НКВД Грузинской ССР даются указания о ликвидации созданной РОЗЕНЦВЕЙГОМ троцкистской организации на Закавказской дороге.

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР –
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Ежов (ЕЖОВ)

 

16 февраля 1937 г.

 

№ 55841

 

 

РГАСПИ Ф, 17, Оп. 171, Д. 285, Л. 41.


ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

РОЗЕНЦВЕЙГА Максимилиана Арнольдовича.

от 13 февраля 1937 года.

 

РОЗЕНЦВЕЙГ М.А., 1895 г<ода> р<ождения>, член ВКП(б) с 1918 года, до ареста – начальник Закавказской железной дороги с 1933 г.

 

Вопрос: Вы признались в том, что являлись участником антисоветской троцкистской организации. Кем и когда вы были завербованы?

Ответ: В антисоветскую троцкистскую организацию я был завербован в конце 1934 года СЕРЕБРЯКОВЫМ Леонидом.

Вопрос: При каких обстоятельствах вы были завербованы?

Ответ: В конце 1934 года проездом из Батума СЕРЕБРЯКОВ остановился в Тбилиси и передал мне, что он хочет со мной видеться. В тот день я уезжал в Москву и попросил СЕРЕБРЯКОВА приехать аз вокзал, где мы и встретились. Так как к этому периоду я был вполне подготовлен к вербовке в троцкистскую организацию, о чем СЕРЕБРЯКОВ хорошо знал, он после непродолжительного разговора перешел прямо к цели.

СЕРЕБРЯКОВ мне сказал, что троцкистская организация заинтересована в моем привлечении в троцкистскую организацию, что моя деятельность будет полезна для организации, и предложил мне принять участие в ее деятельности.

Вопрос: Вы дали СЕРЕБРЯКОВУ свое согласие принять участие в деятельности антисоветской троцкистской организации?

Ответ: Да, свое согласие принять участие в деятельности антисоветской троцкистской организации я СЕРЕБРЯКОВУ дал.

Вопрос: Выше вы указали, что СЕРЕБРЯКОВ знал о ваших троцкистских настроениях. Откуда это было известно СЕРЕБРЯКОВУ?

Ответ: Во-первых, СЕРЕБРЯКОВ знал лично меня еще с 1922-23 г.г., когда он работал в НКПС, а я был на Октябрьской дороге. Я с ним вплоть до 1929 года встречался систематически, а после 1929 года периодически. СЕРЕБРЯКОВ хорошо знал мои к нему симпатии. Но главное не в этом. СЕРЕБРЯКОВ имел двух преданных ему агентов. Это – МИРСКИЙ, бывший начальник Красноярской дороги, и РАСКИН, бывший заместитель начальника Калининской дороги. По существу, я был вовлечен в организацию вследствие активной обработки меня этими двумя агентами СЕРЕБРЯКОВА.

Вопрос: В чем состояла роль МИРСКОГО и РАСКИНА в вашей обработке?

Ответ: Дело в том, что СЕРЕБРЯКОВ в последние годы к железнодорожному транспорту не имел отношения, и вербовку кадров в троцкистскую организацию он проводил преимущественно после предварительной обработки их МИРСКИМ и РАСКИНЫМ.

МИРСКИЙ и РАСКИН, вращаясь в среде железнодорожников, собирали сведения об ответственных работниках, ранее связанных с СЕРЕБРЯКОВЫМ, а теперь чем-либо ущемленных, обиженных, недовольных, вступали с ними в разговоры, искусственно разжигали их недовольство политикой партии, противопоставляли СЕРЕБРЯКОВА руководителям партии и советского правительства. По их словам, СЕРЕБРЯКОВ достоин был занять пост главы государства.

Вопрос: Откуда вам известно о тех способах, которые применяли МИРСКИЙ и РАСКИН при вовлечении новых членов в антисоветскую троцкистскую организацию?

Ответ: Мне это стало известно в процессе личной обработки меня МИРСКИМ и РАСКИНЫМ.

МИРСКИЙ и РАСКИН, зная мое личное отношение к СЕРЕБРЯКОВУ, ориентировали меня на него как на будущего “руководителя” страной или партией. Для иллюстрации деятельности этих троцкистских агентов СЕРЕБРЯКОВА я могу привести следующее обстоятельство. У меня были нелады с политотделом и политуправлением НКПС ввиду вмешательства начальника политотдела в дела, которыми хотел ведать я сам. После этих неладов у меня были разговоры с МИРСКИМ. Мы оба считали, что создание Центральным Комитетом политотделов – это вредная затея.

Вопрос: Дал ли вам СЕРЕБРЯКОВ какие-либо задания по троцкистской работе?

Ответ: Нет, не давал.

Вопрос: С кем из участников организации он вас связал?

Ответ: Ни с кем.

Вопрос: Вы говорите неправду. Вы дали согласие СЕРЕБРЯКОВУ на участие в антисоветской троцкистской организации, а, между тем, по вашим словам выходит, что никаких заданий СЕРЕБРЯКОВ вам не давал и ни с кем не связал.

Ответ: Тем не менее это было так. СЕРЕБРЯКОВ ни с кем из троцкистов в системе НКПС меня не связал. Все это для меня стало понятным позднее. Весной 1936 года зам<еститель> Наркомпути ЛИВШИЦ пригласил меня к себе в кабинет и сказал мне, что ему известно, что я – РОЗЕНЦВЕЙГ являюсь участником троцкистской организации. ЛИВШИЦ не ссылался при этом разговоре на СЕРЕБРЯКОВА, однако мне было совершенно ясно, что факт вербовки в троцкистскую организацию СЕРЕБРЯКОВ сообщил Якову ЛИВШИЦУ.

Вопрос: Кто из участников антисоветской троцкистской организации известен вам, кроме названных вами выше?

Ответ: Мне известно, что кроме СЕРЕБРЯКОВА, ЛИВШИЦА, МИРСКОГО и РАСКИНА, в состав троцкистской организации также входили: АРНОЛЬДОВ А.М., начальник Юго-Восточной дороги; МАЕВСКИЙ И.Н., начальник Северо-Кавказской дороги; ЗОРИН А.М., бывший начальник Юго-Западной дороги; ТОМЛЕНОВ В.Д., начальник паровозного управления НКПС, и РОКОС П.Н., начальник отдела дорог Юга центрального управления пути НКПС.

Вопрос: Откуда вам известно, что АРНОЛЬДОВ является участником троцкистской организации?

Ответ: О том, что АРНОЛЬДОВ, ЗОРИН и ТОМЛЕНОВ входят в антисоветскую троцкистскую организацию, мне сообщил ЛИВШИЦ.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах ЛИВШИЦ об этом вам сообщил?

Ответ: В первых числах мая месяца 1936 года, вскоре после того, как я связался по троцкистской работе с ЛИВШИЦЕМ, я зашел к нему в кабинет для разрешения ряда вопросов, связанных с работой Закавказской дороги. Должен отметить, что я долго не мог попасть к нему в кабинет, так как у него в продолжение почти двух часов сидел ЗОРИН, а секретарь ЛИВШИЦАБЕРЛЯНД никого к ЛИВШИЦУ в это время не пускал.

В разговоре с ЛИВШИЦЕМ я просил увеличить для Закавказской дороги норму топлива, на что ЛИВШИЦ ответил, что “это все пустяки, чепуха, есть дела более серьезные”. Он мне предложил зайти к ТОМЛЕНОВУ и получить от него задание, добавив, что ТОМЛЕНОВ – наш человек, он в курсе дела и имеет от него – ЛИВШИЦА определенные указания по троцкистской работе. При этом ЛИВШИЦ добавил, что надо быстрее развернуть подрывную работу на Закавказской дороге, и что АРНОЛЬДОВ и ЗОРИН в курсе наших троцкистских дел и в этом направлении они уже проделали большую работу.

Вопрос: ТОМЛЕНОВУ было известно, что вы являетесь участником троцкистской организации?

Ответ: Да, было известно.

Вопрос: От кого ему было об этом известно?

Ответ: По-видимому, от ЛИВШИЦА. Когда я после разговора с ЛИВШИЦЕМ и по его указанию зашел к ТОМЛЕНОВУ, я получил от него прямые указания о срыве выполнения приказа Наркомпути № 183/ц “Об улучшении использования паровозов”.

Вопрос: Были ли вы связаны с ЗОРИНЫМ и АРНОЛЬДОВЫМ по троцкистской деятельности?

Ответ: Нет, я с ними непосредственно связан не был.

Вопрос: Откуда вам известно, что МАЕВСКИЙ является участником антисоветской троцкистской организации?

Ответ: С МАЕВСКИМ я имел две встречи. Одну летом 1935 года в Дербенте, где случайно встретил МАЕВСКОГО, который находился там со служебным вагоном. МАЕВСКИЙ пригласил меня к себе в вагон обедать, а после обеда, когда мы остались вдвоем, велел своему секретарю никого к нам не пускать. Здесь между нами завязалась интимная беседа, из которой я еще тогда вынес впечатление об антипартийных настроениях МАЕВСКОГО.

Вторая встреча с МАЕВСКИМ произошла летом 1936 года, когда МАЕВСКИЙ прибыл в Тбилиси с делегацией Северо-Кавказской железной дороги для заключения соцдоговора о соревновании. МАЕВСКИЙ снова возмущался поведением работников политотдела, высказывал антипартийные суждения, говорил о необходимости обострения взаимоотношений с политотделом, подчеркивая, что в этом вопросе нас поддержит ЛИВШИЦ. В процессе дальнейших разговоров мы открылись друг другу о том, что являемся участниками троцкистской организации.

Вопрос: Кроме вышеуказанных, были у вас какие-либо встречи с МАЕВСКИМ?

Ответ: Да, были на совещаниях начальников дорог в НКПСе, но при этих встречах между мною и МАЕВСКИМ троцкистских разговоров не было.

Вопрос: Откуда вам известно, что РОКОС являлся участником антисоветской троцкистской организации?

Ответ: ЛИВШИЦ, давая указания о проведении подрывной работы на Закавказской дороге, сказал мне, что по всем вопросам вредительства в путевом хозяйстве я должен обращаться исключительно к РОКОСУ, который получает директивы от него – ЛИВШИЦА. В практической работе РОКОС проводил все вредительские установки ЛИВШИЦА, причем свои вредительские указания старался подкрепить авторитетом ЛИВШИЦА, заявляя: “Так сказал Яков Абрамович” или “Это одобрено ЛИВШИЦЕМ“.

Вопрос: Вы назвали не всех известных вам участников антисоветской троцкистской организации на транспорте?

Ответ: Нет, я назвал всех известных мне участников антисоветской троцкистской организации. Другие мне неизвестны.

Вопрос: Кто был руководителем троцкистской организации на железнодорожном транспорте?

Ответ: Руководителем троцкистской организации на железнодорожном транспорте являлся ЛИВШИЦ, от которого я непосредственно, а иногда через ТОМЛЕНОВА и РОКОСА, получал директивы по проведению подрывной работы.

Вопрос: Какие указания по подрывной работе вы получали от ЛИВШИЦА?

Ответ: С целью дискредитации политики партии и ослабления оборонной мощи Советского Союза ЛИВШИЦ ставил задачу широкого проведения подрывной работы во всех отраслях железнодорожного транспорта. Особенно он подчеркивал необходимость саботажа и срыва выполнения приказов Наркомпути № 183/ц от 7/VIII-36 г. “Об улучшении использования паровозов и организации движения поездов” и № 78/ц от 28/V-36 г. “О введении новых технических норм и нового технологического процесса в области ремонта и эксплуатации паровозов”, а также дал директиву о саботаже мероприятий по борьбе с крушениями поездов.

Вопрос: Вы выполняли директивы ЛИВШИЦА по подрывной работе?

Ответ: Да, выполнял.

Вопрос: Через кого вы их выполняли?

Ответ: На Закавказской дороге существовала антисоветская троцкистская организация, руководителем которой являлся я – РОЗЕНЦВЕЙГ.

Вопрос: Назовите состав троцкистской организации, действовавшей на Закавказской ж<елезной> д<ороге>?

Ответ: Мною лично в антисоветскую троцкистскую организацию для проведения подрывной работы были завербованы следующие работники Закавказской дороги:

1) ВАРЛАМОВ, начальник группы кадров;

2) ХАРЕБОВ, начальник Тбилисского вагонного парка;

3) ДАНДУРОВ, начальник службы пути;

4) КЕКЕЛИДЗЕ, начальник Дортехснаботдела;

5) ЗБРОДОВ, старший инженер Кировобадского паровозного депо;

6) КАВТАРАДЗЕ Эльазар, начальник станции Джугели;

7) МАРКАРЬЯН, начальник Кировобадской дистанции службы пути.

Кроме того, участник троцкистской организации ВАРЛАМОВ завербовал ЭБАНАИДЗЕ, начальника Кировобадского вагонного участка. Об этом мне сообщил ВАРЛАМОВ.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах вами был завербован ВАРЛАМОВ?

Ответ: ВАРЛАМОВ был завербован в конце мая 1936 года. Я знал, что ВАРЛАМОВ в прошлом являлся активным троцкистом, исключавшимся из партии за троцкистскую деятельность. Я неоднократно вел с ним интимные беседы и, убедившись, что он является антисоветским человеком, предложил ему принять участие в антисоветской деятельности нашей организации. Получив от ВАРЛАМОВА согласие, я дал ему задание саботировать выполнение приказа № 3/Ц об удалении с транспорта чуждого и ненадежного элемента.

При одном из очередных докладов я сказал ВАРЛАМОВУ, что торопиться с увольнением выявленного чуждого элемента не нужно, что мы можем остаться без людей, имелось, конечно, в виду, что проведением в жизнь этого приказа мы можем потревожить свои кадры. ВАРЛАМОВ мои указания выполнил, забросил эту работу и, таким образом, выполнение приказа № 3/Ц было сорвано.

Впоследствии ВАРЛАМОВ стал уже сам проявлять активность и принимал на дорогу явно белогвардейский и кулацкий элемент.

Вопрос: При каких обстоятельствах был завербован вами в троцкистскую организацию ДАНДУРОВ?

Ответ: Мне известно было, что, хотя ДАНДУРОВ и является членом ВКП(б), но с партией он ничего общего не имел. Он происходит из кулацкой семьи, отец его был крупный садовладелец. Я знал, что у ДАНДУРОВА были большие нелады с политотделом, парторгом и органами НКВД. Он считал себя обиженным и недовольным. Я знал также, что он связан был с РОКОСОМ. Все эти обстоятельства явились благоприятной почвой для вербовки и использования его по проведению подрывной работы. Я предложил ДАНДУРОВУ вступить в троцкистскую организацию, и он на это дал свое согласие.

На основе директивы, полученной от ЛИВШИЦА, с целью дискредитации электровозов “ВЛ”, работающих на Закавказской дороге, я дал ДАНДУРОВУ указание о необходимости “изучения” влияния электровозов на путь. ДАНДУРОВ при содействии РОКОСА послал на дорогу испытательную станцию научно-исследовательского института пути и повел “изучение” так, что электровозы “ВЛ” были дискредитированы, а вместе с этим был сорван введенный НКПСом график движения. Скорость движения электровозов была снижена с 75 клм. до 55 километров.

Вопрос: Когда ДАНДУРОВ был вами завербован в антисоветскую троцкистскую организацию?

Ответ: ДАНДУРОВ был мною завербован в мае месяце 1936 года.

Вопрос: При каких обстоятельствах вы завербовали КЕКЕЛИДЗЕ?

Ответ: До назначения КЕКЕЛИДЗЕ на должность начальника Дортехснаботдела он работал начальником отделения службы движения ст<анции> Тбилиси. Он настолько развалил работу, что политотдел вынужден был его с этой должности снять. С этого времени у него появились открытые враждебные настроения. В разговоре со мной он откровенно высказывал недовольство политикой политотдела и Крайкома партии, в его разговорах сквозила обида и ненависть к партии. В то же время он являлся одним из работников, близко ко мне расположенных и пользовавшихся моим покровительством. Будучи перемещен на должность начальника Дортехснаботдела, КЕКЕЛИДЗЕ саботировал работу по снабжению.

При одном из наших разговоров я предложил КЕКЕЛИДЗЕ принять участие в троцкистской организации, и он изъявил согласие. При этом я дал ему задание сорвать снабжение дороги сигнальными принадлежностями для перехода на новые правила сигнализации.

Вопрос: КЕКЕЛИДЗЕ выполнил ваше задание?

Ответ: Да, выполнил. Снабжение дороги сигнальными принадлежностями было сорвано.

Вопрос: Когда КЕКЕЛИДЗЕ был завербован вами в антисоветскую троцкистскую организацию?

Ответ: КЕКЕЛИДЗЕ был завербован в троцкистскую организацию в июле месяце 1936 года.

Вопрос: При каких обстоятельствах был завербован в троцкистскую организацию ХАРЕБОВ?

Ответ: ХАРЕБОВ является скрытым троцкистом или зиновьевцем. Еще в 1927 году он в Ленинграде был исключен из партии. Обстоятельства исключения из партии он тщательно скрывает. Будучи переведенным мною из Хашурского узла в Тбилисский участок, ХАРЕБОВ разогнал ряд работников и развалил работу вагонного участка. В июле месяце 1936 года он сорвал обеспечение вагонов исправным действием тормозов. Кроме того, находясь рядом с ремонтным заводом, ХАРЕБОВ не принимал никаких мер к обеспечению участка исправными колесными парами и сорвал выполнение программы ремонта вагонов на участке.

Видя эту подрывную работу ХАРЕБОВА, я вызвал его к себе, обещал ему свою поддержку, предложив ему принять участие в деятельности нашей троцкистской организации и продолжать вести работу в том же духе.

Вопрос: Когда ХАРЕБОВ был завербован вами в антисоветскую троцкистскую организацию?

Ответ: ХАРЕБОВ был завербован в конце июля месяца 1936 года.

Вопрос: При каких обстоятельствах вами был завербован ЗБРОДОВ?

Ответ: ЗБРОДОВ, КАВТАРАДЗЕ и МАРКАРЬЯН – кадровые троцкисты, активно проводили подрывную работу, и мне не составляло никакого труда их привлечь в организацию. В 1936 году я предложил им активизировать подрывную работу.

Вопрос: Какая подрывная работа проводилась в деле развала Закавказской ж<елезной> д<ороги>?

Ответ: Все участники троцкистской организации на Закавказской дороге, связанные с безопасностью движения поездов, в той или иной мере способствовали созданию обстановки для крушений поездов. Участник троцкистской организации ДАНДУРОВ, начальник службы пути, довел путевое хозяйство до такого состояния, что движение поездов на ряде дистанций являлось опасным: путь держался на неполном количестве болтов и скреплений в стыковых соединениях.

Мы, участники троцкистской организации на Закавказской дороге, считали, что наиболее активно действующей разрушительной силой на дороге являлись контрреволюционные кадры, которые могли совершать и совершали крушения поездов без каких-либо с нашей стороны заданий. Именно поэтому мы так активно саботировали выполнение приказа НКПС № 3/с об удалении с транспорта чуждого и ненадежного элемента. Так, Кировобадское депо было чрезвычайно засорено белогвардейцами и кулаками, Бакинское и Ленинаканское депо были засорены троцкистами. Тем не менее, я никаких мер к удалению этих кадров не принимал, так как это не входило в задачу нашей организации.

В результате этих мероприятий мы предоставляли широкое поле для крушений поездов.

Вопрос: Какое лично вы принимали участие в организации крушений поездов?

Ответ: Прямых заданий на устройство крушений я никому не давал, однако моя подрывная деятельность в значительной степени должна была и содействовала совершению крушений поездов. Я лично в конце мая месяца 1936 года давал установки начальникам дистанции пути сосредоточить основное внимание на изучении таких неактуальных вопросов, как влияние электровозов на путь, характер и происхождение оползней и т.п. вместо того, чтобы мобилизовать их на исправное содержание пути.

Лично я знал, что часто в тех случаях, когда крушения поездов происходили по вине путейцев, они принимали меры к тому, чтобы симулировать разбор пути или обмануть техническую комиссию с тем, чтобы истинная причина крушения выявлена не была.

Вопрос: Какие случаи симуляции разбора пути вам известны?

Ответ: Сейчас я не помню; как только вспомню, я об этом на следствии расскажу.

Вопрос: Назовите случаи крушений на Закавказской дороге, совершенных вашей организацией?

Ответ: Повторяю, что наша троцкистская организация прямых заданий на устройство крушений не давала. Роль нашей организации, как выше я показал, заключалась в предоставлении широкой возможности для диверсионной деятельности белогвардейским, кулацким и троцкистским элементам, а с другой стороны – в создании технических условий, которые способствовали бы совершению крушений поездов. Наша организация использовала с этой целью введение новых Правил технической эксплуатации. Нарушение Правил под предлогом их незнания не пресекалось мною, с семейственностью, разлагавшей трудовую дисциплину, я не боролся, на дороге в среде командного состава с моего молчаливого согласия безнаказанно культивировалась “теория”, что без крушений работать нельзя.

Вспомогательные поезда были укомплектованы негодными работниками, обучением работников этих поездов подъемочным работам, обращению с новыми агрегатами и т.п. никто не занимался.

Вся подрывная работа, проводившаяся нашей троцкистской организацией на Закавказской дороге, в значительной степени способствовала совершению крушений поездов. Об этой подрывной работе я дам показания дополнительно.

 

Допрос прерывается.

 

Протокол читал лично, записано с моих слов верно.

 

РОЗЕНЦВЕЙГ.

 

ДОПРОСИЛИ:

 

Нач. 3 отд. 6 отдела ГУГБ НКВД –
Капитан Государственной Безопасности: (СИНЕГУБОВ)

 

Нач. 7 отд. 6 отдела ГУГБ НКВД –
Ст. Лейтенант Государственной Безопасности: (ПАПКОВ)

 

Верно: / Секретарь ТО ГУГБ НКВД нрзб

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 285, Л. 42-55.