Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением протокола допроса Д.Т. Шермергорна

 

Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

тов. СТАЛИНУ

 

Препровождая при этом протокол допроса б<ывшего> начальника Центрального Управления нового железнодорожного строительства НКПС ШЕРМЕРГОРНА Дирка Тимофеевича, показаниями которого устанавливается, что в системе нового железнодорожного строительства НКПС МРАЧКОВСКИМ была создана контрреволюционная троцкистская организация, которая с 1931 года под руководством МРАЧКОВСКОГО вела большую разрушительную работу.

Благоприятная обстановка для ведения контрреволюционной работы обеспечивалась тем, что основные командные должности в новом железнодорожном строительстве были захвачены участниками контрреволюционной троцкистской организации.

Установлено, что для финансирования к.-р. троцкистской работы и для оказания материальной помощи отдельным участникам к.-р. организации ШЕРМЕРГОРНОМ в 1934 и 1935 годах был создан нелегальный денежный фонд за счет строительства в пределах 50-60 тысяч рублей, который и был израсходован для указанных выше целей.

Следствием установлено, что названная выше к.-р. организация имела троцкистские группы в трестах и на ряде крупнейших новостроек. Эти группы также вели на местах большую контрреволюционную и подрывную работу в новом железнодорожном строительстве.

Такие группы уже вскрыты:

1) В экскаваторном тресте НКПС, возглавлявшаяся б<ывшим> начальником треста КАЛЬВАРСКИМ.

2) На строительстве железной дороги Москва-Донбасс, возглавлявшаяся б<ывшим> зам<естителем> начальника строительства КИВГИЛЛО.

3) На строительстве железнодорожной линии Риддер-Рубцовка, возглавлявшаяся б<ывшим> начальником экскаваторных работ РАБИНОВИЧЕМ.

4) В Новосибирском строительно-монтажном тресте, руководимая б<ывшим> начальником производственного отдела ЭЙДМАНОМ и б<ывшим> начальником экскаваторной станции БАРСКИМ. Оба они непосредственно связаны с руководителем Сибирского к.-р. троцкистского террористического центра БОГУСЛАВСКИМ.

5) На строительстве завода в Улан-Удэ, руководимая быв<шим> зам<естителем> начальника строительства БЕЛОКОНЕВЫМ.

На 20 ноября с<его> г<ода> по делу арестовано 28 человек.

Следствие продолжается. –

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР Ежов (ЕЖОВ)

 

21.XI 36 г.

 

№ 58725

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 257, Л. 59-60.


ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого ШЕРМЕРГОРНА Дирк<а> Тимофеевича

от 16 ноября 1956 года

 

ШЕРМЕРГОРН Д.Т., 1900 года рождения, уроженец Голландии, член Голландской компартии с 1922 по 1925 год, с 1925 года член ВКП(б), быв<ший> начальник Центрального Управления нового железнодорожного строительства НКПС, до ареста работал зам<естителем> начальника треста “Трансводстрой” НКПС.

 

 

ВВОПРОС: На предыдущем допросе вы признали, что являетесь членом к.-р. троцкистской организации и с 1928 года по день ареста вели к.-р. работу. Вы подтверждаете это свое показание?

ОТВЕТ: Да, подтверждаю.

ВОПРОС: Назовите всех известных вам участников троцкистской организации.

ОТВЕТ: Мне известны следующие участники к.-р. троцкистской организации в системе управления нового железнодорожного строительства НКПС: МРАЧКОВСКИЙ Сергей, ИВАНОВ Алексей, ШАТОВ Владимир, КИВГИЛЛО Павел, РАБИНОВИЧ Лазарь, БЕЛОКОНЕВ Андрей, БОКОВ Николай, РАЗНИЦЫН, БАРСКИЙ Евсей, КАЛЬВАРСКИЙ, ЭЙДМАН Самуил, СОЛЬКИН, КАЗАКОВ, ХРАМИХИН Николай, КУТУЗОВ и я – ШЕРМЕРГОРН.

ВОПРОС: При каких обстоятельствах и кем вы были вовлечены в к.-р. троцкистскую организацию?

ОТВЕТ: К к.-р. троцкистской работе меня привлек в 1928-1929 г.г. троцкист ГОЛДИН Михаил Иванович, с которым я в то время работал в Семипалатинске в Управлении строительства Турксиба. Еще до встречи с ГОЛДИНЫМ я был недоволен и озлоблен той осторожностью, с которой, как мне казалось, относились ко мне в СССР как к иностранному специалисту. В своем недовольстве я шел дальше, считая, что русская революция носит не международный характер, а является национально-ограниченной революцией, и для меня как иностранца-коммуниста нет места в этой революции. Эти мои к.-р. настроения уловил троцкист ГОЛДИН и использовал для привлечения к к.-р. троцкистской работе.

ВОПРОС: Дайте правдивые показания, при каких обстоятельствах ГОЛДИН вовлек вас в состав к.-р. троцкистской организации?

ОТВЕТ: ГОЛДИН отбывал в Семипалатинске ссылку как троцкист и работал со мной в Управлении строительства Турксиба. Он был убежденный и стойкий троцкист, всегда восторженно отзывался о Троцком. Ежедневно встречаясь с ГОЛДИНЫМ, мы много беседовали по вопросам политики в области коллективизации, индустриализации и работы Коминтерна. Наши беседы в основном сводились к резкой критике политики ВКП(б) и советской власти, считая, что она неизбежно приведет страну к огромным трудностям, с которыми данному руководству не справиться. Под влиянием ГОЛДИНА я стал на путь отрицания возможности построения социализма в одной стране, т.е. стал троцкистом.

ВОПРОС: Кроме бесед к.-р. характера, какую практическую работу вы вели как троцкист?

ОТВЕТ: Мои взаимоотношения с ГОЛДИНЫМ не ограничились только беседами. В октябре 1929 года я уезжал в отпуск в Голландию; узнав об этом, ГОЛДИН поручил мне провезти нелегально письмо Троцкому. Это задание я принял, но, боясь, что на границе письмо может быть обнаружено, я по ознакомлении с содержанием письма уничтожил его. Об этом я дал подробные показания на допросе 4 ноября 1936 года.

ВОПРОС: Какие вы еще получали задания от ГОЛДИНА?

ОТВЕТ: Других заданий от ГОЛДИНА я не получал, т.к., приехав в январе 1930 года из Голландии, я с ГОЛДИНЫМ больше не встречался; ГОЛДИН оставался в Семипалатинске, а я, не заезжая туда, приступил к работе на строительстве Турксиба в Алма-Ата.

ВОПРОС: Вы говорите неправду. Нам точно известно, что в 1930 году до мая месяца ГОЛДИН жил в Алма-Ата, и вы с ним встречались. Вы это подтверждаете?

ОТВЕТ: Я не помню, был ли ГОЛДИН в 1930 году в Алма-Ата, не помню также и встреч с ГОЛДИНЫМ в этот период времени.

ВОПРОС: С кем из троцкистов вас связал ГОЛДИН?

ОТВЕТ: В тот период времени я был связан по троцкистской работе только с ГОЛДИНЫМ, хотя мне известно было, что в Семипалатинске отбывала ссылку целая группа троцкистов, с которыми ГОЛДИН был связан. Из этих его связей мне были известны: ОХОТНИКОВ, работавший на строительстве Турксиба, и муж дочери писателя ГАРИНА, фамилию его я сейчас не помню, но обещаю вспомнить и назвать. С ГОЛДИНЫМ и ОХОТНИКОВЫМ были связаны в то время СОЛЬКИН Андрей и ЭЙДМАН Самуил, также работавшие в управлении строительства Турксиба.

ВОПРОС: С кем из троцкистов вы встречались в Семипалатинске?

ОТВЕТ: Я встречался с троцкистами ГОЛДИНЫМ, мужем дочери писателя ГАРИНА, СОЛЬКИНЫМ и ЭЙДМАНОМ. С ОХОТНИКОВЫМ я не встречался.

ВОПРОС: Вам ГОЛДИН называл СОЛЬКИНА и ЭЙДМАНА как троцкистов?

ОТВЕТ: Нет, не называл, но о связи их с троцкистами я знал. К тому же им еще в то время были известны мои к.-р. настроения, они ко мне хорошо относились, а СОЛЬКИН даже продвигал по службе. Как троцкисты СОЛЬКИН и ЭЙДМАН определились для меня несколько позже – в 1932 году, когда мы ближе встретились и сошлись уже в Москве.

ВОПРОС: Работая на строительстве Турксиба в Алма-Ата, с кем из троцкистов вы установили связь?

ОТВЕТ: Связь я установил с троцкистами РАБИНОВИЧЕМ, БЕЛОКОНЕВЫМ, СОЛЬКИНЫМ, ЭЙДМАНОМ и ШАТОВЫМ. Связь эта была непродолжительна, т.к. все они вскоре уехали со строительства в Москву для работы в аппарате Главжелдорстроя, а я остался на строительстве в Алма-Ата до конца 1931 года. Принадлежность к к.-р. троцкизму ШАТОВА, СОЛЬКИНА и ЭЙДМАНА для меня в полной мере стала ясна несколько позже. Об этом я дам показания.

ВОПРОС: В 1930-31 г.г. в Алма-Ата с кем вы вели беседы к.-р. характера?

ОТВЕТ: Встречи и беседы к.-р. характера у меня были с инженером ХРАМИХИНЫМ, который являлся членом ВКП(б).

ВОПРОС: Расскажите о характере этих встреч и бесед.

ОТВЕТ: Я и ХРАМИХИН при встречах часто обсуждали политику ВКП(б) по вопросу коллективизации. Мы считали, что сплошная коллективизация в сельском хозяйстве проводится поспешно, а сам факт раскулачивания рассматривали как излишнюю жестокость. Мы считали, что ВКП(б) ведет политику игнорирования жизненных интересов трудящихся масс, и что эта политика ненавистна народным массам страны.

ВОПРОС: А как вы практически решали этот вопрос?

ОТВЕТ: При встречах мы ограничивались только вышеуказанными беседами к.-р. характера, направленными против политики ВКП(б) и советской власти.

ВОПРОС: По окончании работ на строительстве Турксиба в начале 1932 года вы были назначены зам<естителем> нач<альника> Главжелдорстроя НКПС, с кем из троцкистов вы установили связь в Москве?

ОТВЕТ: В Москве я установил связь со всеми троцкистами, работавшими в системе Главжелдорстроя, т.е. со всеми теми, кого я назвал уже как членов к.-р. троцкистской организации. К ним еще должен отнести ХРАМИХИНА, которого я в 1932 году перебросил для работы в аппарат Главжелдорстроя НКПС.

ВОПРОС: Как была установлена вами связь с МРАЧКОВСКИМ?

ОТВЕТ: МРАЧКОВСКИЙ как видный троцкист вначале мне был известен из бесед с КИВГИЛЛО и ШАТОВЫМ. Первые мои встречи с ним относятся к первой половине 1932 года, когда он являлся нач<альником> Казжелдорстроя. Вначале у нас беседы носили чисто служебный характер, а затем, уже перед назначением <его> нач<альником> строительства БАМа (середина 1932 года), в одной из бесед в моем служебном кабинете в Главжелдорстрое он передал мне привет от ГОЛДИНА Михаила и дал при этом понять, что ему все известно обо мне как о троцкисте. Здесь же МРАЧКОВСКИЙ рассказал мне, что ГОЛДИН работает у него в Казжелдорстрое, что он взял его на строительства из Казлага НКВД и что возьмет его с собой на строительство БАМа.

ВОПРОС: Следовательно, используя информацию ГОЛДИНА, МРАЧКОВСКИЙ установил с Вами связь как с троцкистом?

ОТВЕТ: Да.

ВОПРОС: Как осуществлялась эта связь в дальнейшем?

ОТВЕТ: С МРАЧКОВСКИМ я встречался всегда, когда он приезжал в Москву, на протяжении 1932-33 и 1934 г.г., т.е. до момента его ареста. Один раз я был у него на квартире, а остальные все встречи происходили в служебном помещении управления нового железнодорожного строительства НКПС преимущественно у меня в кабинете.

ВОПРОС: Встречаясь с МРАЧКОВСКИМ, о чем вы с ним беседовали?

ОТВЕТ: Бесед с МРАЧКОВСКИМ у меня было много, помимо служебных вопросов мы обсуждали и политическую линию ВКП(б), причем это обсуждение носило резко к.-р. характер. Вспоминаю мою беседу с МРАЧКОВСКИМ у меня в служебном кабинете в 1934 году о возможности использования местного населения на строительстве в Казахстане. Резко критикуя политическую линию ВКП(б) в национальном вопросе, МРАЧКОВСКИЙ заявил, что он решил поприжать, а затем выжить со строительства всех нацменов, и при надобности будет это мотивировать полной непригодностью Казахского населения для работ на строительстве. Практически он поставил вопрос о том, чтобы вызвать недовольство местного казахского населения, которое нуждалось в работе, чтобы удорожить строительство, ввозя рабочую силу из центральных областей Союза и чтобы вызвать недовольство рабочих путем создания тяжелых бытовых условий.

ВОПРОС: Как был решен этот вопрос?

ОТВЕТ: Конкретно решения этот вопрос не получил.

ВОПРОС: Вы уклоняетесь от ответа и пытаетесь скрыть известную вам подрывную работу МРАЧКОВСКОГО на транспорте в области нового строительства. Предлагаем дать правдивые показания.

ОТВЕТ: Я вынужден признать, что МРАЧКОВСКИЙ действительно занимался вредительской деятельностью на строительстве БАМа и в Казахстане, и я был в курсе отдельных фактов его подрывной работы. На строительство к МРАЧКОВСКОМУ я направил троцкистов КАЗАКОВА и ХРАМИХИНА. Помимо этого, я изъявил личное желание перейти работать заместителем к МРАЧКОВСКОМУ, но мне это не удалось. Помимо этого, используя свое служебное положение, я МРАЧКОВСКОГО ставил в значительно лучшие условия по сравнению с другими стройками в вопросе финансирования и снабжения материалами.

ВОПРОС: Расскажите о конкретных фактах подрывной работы МРАЧКОВСКОГО.

ОТВЕТ: В 1932 году инженер ЗАРЕМБО, приняв от МРАЧКОВСКОГО строительство в Казахстане, прислал в Главжелдорстрой НКПС обстоятельный доклад, в котором изобличал МРАЧКОВСКОГО во вредительской деятельности на строительстве. Доклад этот попал ко мне, и я скрыл вредительство МРАЧКОВСКОГО.

ВОПРОС: Что вы сделали с этим документам ЗАРЕМБО?

ОТВЕТ: Не помню.

ВОПРОС: Продолжайте показание о подрывной работе МРАЧКОВСКОГО на строительстве.

ОТВЕТ: От РУТТЭ в 1936 году мне стало известно, что в 1932 году МРАЧКОВСКИЙ, работая на строительстве БАМа, при поддержке бывшего зам<естителя> нач<альника> Главжелдорстроя троцкиста ИВАНОВА пытался сорвать строительство оборонных работ во Владивостокском районе путем переброски механизмов и других материальных ценностей из этого района на другие участки работ без действительной в этом необходимости. Сорвать оборонные работы во Владивостокском районе МРАЧКОВСКОМУ частично удалось, и лишь после назначения нового начальника этих работ последний с потерей времени и с большими трудностями выправил положение. Этот второй акт вредительской деятельности МРАЧКОВСКОГО я также скрывал.

ВОПРОС: Какое положение в к.-р. троцкистской организации занимал ШАТОВ?

ОТВЕТ: ШАТОВ является одним из активных участников нашей к.-р. троцкистской организации. Он является одним из тех, кто сохранял и насаждал троцкистские кадры в системе управления нового железнодорожного строительства, способствовал и создавал все условия для успешного ведения к.-р. работы на строительстве.

ВОПРОС: С кем из руководства троцкистско-зиновьевского центра был связан ШАТОВ?

ОТВЕТ: Мне известно, что ШАТОВ встречался лично с Троцким в бытность последнего в Алма-Ата, и затем до самого последнего времени ШАТОВ имел личную связь с МРАЧКОВСКИМ, ПЯТАКОВЫМ, СЕРЕБРЯКОВЫМ, АРКУСОМ, ТУМАНОВЫМ и МАРЬЯСИНЫМ.

ВОПРОС: Дайте подробные показания, какие вопросы вами обсуждались при встречах с ШАТОВЫМ?

ОТВЕТ: ШАТОВА я близко знаю, встречались мы с ним преимущественно в служебном помещении Цужелдорстроя НКПС, а иногда и у него на квартире. Мои беседы с ШАТОВЫМ нередко сводились к резкой к.-р. критике политики ВКП(б) по целому ряду вопросов.

ВОПРОС: Восстановите возможно точнее содержание к.-р. бесед между вами и ШАТОВЫМ.

ОТВЕТ: Бесед к.-р. характера у меня с ШАТОВЫМ было много. Я являлся противником политики партии в области коллективизации и своими к.-р. настроениями в этом вопросе делился с ШАТОВЫМ. Помню, как в 1932 году у себя в служебном кабинете ШАТОВ в беседе по вопросу о проведении коллективизации заявил мне, что с русского мужика ничего не выйдет, он не может быть союзником пролетариата в социалистической революции, и его можно только истребить.

Вспоминаю также нашу беседу в 1934 году у меня в служебном кабинете, здесь я и ШАТОВ в резком к.-р. духе критиковали внешнюю политику советского правительства. В этот раз мы обсуждали решение о вхождении СССР в лигу наций.

При встрече с ШАТОВЫМ в Воронеже в августе месяце 1935 г. он с исключительно резкой злобой и клеветой говорил о Кагановиче. ШАТОВ всегда был в курсе всех предстоящих решений ЦК ВКП(б) и СНК; рассказывая об этом и критикуя политическую линию ВКП(б), он утверждал, что в ЦК ВКП(б) нет единства, что шумиха об единстве – фикция.

ВОПРОС: Что вам известно о связи ШАТОВА с известным {троцкистом-}террористом ЭЙСМОНТОМ?

ОТВЕТ: ШАТОВ встречался и имел близкую связь с ЭЙСМОНТОМ вплоть до дня его ареста. Со слов троцкиста КИВГИЛЛО мне известно, что одно время в связи с арестами по делу ЭЙСМОНТА ШАТОВ очень нервничал и ожидал возможности своего ареста. Я лично сам в 1932 году присутствовал при беседе МРАЧКОВСКОГО с ШАТОВЫМ в кабинете последнего; когда МРАЧКОВСКИЙ рассказал, что к нему заместителем на строительства БАМа назначен НИКОЛЬСКИЙ, то ШАТОВ здесь с исключительной злобой заявил, что этот НИКОЛЬСКИЙ является тем подлецом, который наговорил на ЭЙСМОНТА.

ВОПРОС: Что вам известно о деятельности ШАТОВА в бытность его за границей в 1931 году?

ОТВЕТ: Со мной ШАТОВ не делился по доводу своей заграничной поездки, но из беседы с КИВГИЛЛО, который был близок к ШАТОВУ, я знаю, что ШАТОВ очень опасался, как бы не стали известны его встречи с какой-то женщиной за границей.

ВОПРОС: Где и когда вы об этом беседовали с КИВГИЛЛО?

ОТВЕТ: Эта беседа была у меня с КИВГИЛЛО в его служебном вагоне в Воронеже в 1932 году.

ВОПРОС: Чем были вызваны эти опасения ШАТОВА?

ОТВЕТ: КИВГИЛЛО и ШАТОВ мне ничего об этом не говорили, но несомненно, что связь ШАТОВА с этой женщиной носила политический характер, так как иначе ему нечего было нервничать и опасаться.

ВОПРОС: Вам известна фамилия этой женщины?

ОТВЕТ: Нет, КИВГИЛЛО мне не назвал фамилию, а с ШАТОВЫМ у меня об этом не было разговора.

ВОПРОС: Когда и где вы встречались с ШАТОВЫМ последний раз?

ОТВЕТ: Моя последняя встреча с ШАТОВЫМ относится к 1936 году, она происходила у него на квартире в Москве.

ВОПРОС: О чем вы беседовали в этот раз с ШАТОВЫМ?

ОТВЕТ: В эту встречу я информировал ШАТОВА о моей беседе с парторгом НКПС ПОГРЕБИНСКИМ, который предъявил мне обвинение в том, что при работе в Цужелдорстрое я был связан с троцкистами и группировал их вокруг себя. Это обвинение вызвало известные опасения как у меня, так и у ШАТОВА, т.к. мы оба считали себя глубоко законспирированными троцкистами и боялись провала. Ранее ШАТОВ настаивал, чтобы я пошел к нему заместителем на строительство железнодорожной линии Нельды–Джезказган, но в эту встречу после моей информации мы договорились, что в интересах конспирации мне не следует переходить на строительство к ШАТОВУ.

ВОПРОС: Троцкист ИВАНОВ Алексей при чьем содействии получил руководящую работу в Главжелдорстрое НКПС?

ОТВЕТ: ИВАНОВ был назначен на должность зам<естителя> нач<альника> Главжелдорстроя ШАТОВЫМ, который в то время являлся зам<естителем> Наркома Путей Сообщения и руководил Главжелдорстроем. Вначале ШАТОВ выдвигал на должность зам<естителя> нач<альника> Главжелдорстроя НКПС известного троцкиста БОГУСЛАВСКОГО и уже после того, как это назначение почему-то не состоялось, был назначен ИВАНОВ.

ВОПРОС: Какое: положение занимал ИВАНОВ в к.-р. троцкистской организации в управлении нового железнодорожного строительства НКПС?

ОТВЕТ: ИВАНОВ являлся одним из наиболее активных и озлобленных троцкистов. Он использовал свое положение зам<естителя> нач<альника> управления для ведения подрывной работы на новом железнодорожном строительстве.

ВОПРОС: Дайте показания об известных вам фактах подрывной деятельности ИВАНОВА.

ОТВЕТ: По установке ШАТОВА я как начальник управления создал ИВАНОВУ условия, при которых он бесконтрольно вел работу в системе Главжелдорстроя НКПС по всем финансовым и материально-хозяйственным вопросам. Из его повседневного поведения и отношения к работе видно было, что он вредит. В качестве конкретного примера его подрывной деятельности могу привести строительство железнодорожной линии Вязьма-Брянск и оборонное строительство во Владивостокском районе на ДВК. Участник нашей к.-р. троцкистской организации БАРСКИЙ, будучи начальником треста “Мосжелдорстрой”, создал на строительстве оборонной линии Брянск-Вязьма полный развал. Для приема железнодорожной линии Вязьма-Брянск от БАРСКОГО председателем комиссии был назначен ИВАНОВ. Эта линия была построена вредительски, но ИВАНОВ и БАРСКИЙ, используя свое служебное положение, сумели обмануть руководство НКПС и сдали линию в эксплуатацию. Мне это было известно, и я как начальник Центрального управления железнодорожного строительства НКПС это дело прикрыл.

ВОПРОС: Дайте показание о вредительской деятельности по оборонному строительству во Владивостокском районе ДВК.

ОТВЕТ: В показаниях о подрывной работе МРАЧКОВСКОГО на строительстве БАМа я уже говорил, что ИВАНОВ вместе с МРАЧКОВСКИМ путем вредительской переброски механизмов и других материальных ценностей пытались сорвать оборонное строительство во Владивостокском районе. Полный срыв был предотвращен только благодаря вмешательству руководства НКПС.

ВОПРОС: Нам известно, что ИВАНОВ занимался подрывной работой и на строительстве магистрали Москва-Донбасс. Дайте об этом показания.

ОТВЕТ: После решения директивных инстанций о строительстве дороги Москва-Донбасс ИВАНОВ повел активную линию противодействия этому строительству. Он неоднократно доказывал и пытался обосновать в беседах со мной ненужность этого строительства. Факты его подрывной работы на этом строительстве я привести не могу, т.к. в системе Главжелдорстроя в финансовых и хозяйственно-материальных вопросах он вел работу в условиях полного бесконтролья.

ВОПРОС: Вы как начальник управления обязаны были проверять работу подчиненного вам по служебной линии ИВАНОВА?

ОТВЕТ: Да.

ВОПРОС: Почему же вы поставили его в условия бесконтролья и этим дали возможность вредить?

ОТВЕТ: В этом я полностью признаю свою вину. Бесконтрольные условия работы я создал ИВАНОВУ по указанию ШАТОВА. По его же указаниям в 1934 году после ареста ИВАНОВА я в течение продолжительного времени сохранял за семьей ИВАНОВА квартиру.

ВОПРОС: Дайте показание о встречах и характере бесед, которые у вас были с ИВАНОВЫМ.

ОТВЕТ: Я имел связь с ИВАНОВЫМ на протяжении 1932 и 1933 г.г. Вплоть до его ареста в 1934 году я у него бывал на квартире, но чаще мы встречались с ним в служебном помещении Главжелдорстроя и при возвращении домой со службы. Бесед по различным вопросам политики ВКП(б) у меня с ИВАНОВЫМ было много, и все они сводились к резкой критике политики ВКП(б) и советской власти. Вспоминаю одну из таких бесед, когда мы обсуждали перспективы развития металлургии в СССР, здесь мы стояли на той точке зрения, что кадров нет, освоить заграничную технику нельзя, и с вопросом развития металлургии данному руководству страны не справиться.

ВОПРОС: Вскоре после ареста ИВАНОВА за что был снят с должности начальника треста “Мосжелдорстрой” БАРСКИЙ?

ОТВЕТ: За развал работы треста.

ВОПРОС: Какое он еще понес наказание за это?

ОТВЕТ: Приказом Наркома ему было запрещено в течение двух лет занимать ответственные должности на железнодорожном транспорте.

ВОПРОС: Какая работа была предоставлена БАРСКОМУ?

ОТВЕТ: По представлению участника нашей к.-р. троцкистской организации КАЛЬВАРСКОГО, работавшего начальником экскаваторного треста НКПС, я санкционировал назначение БАРСКОГО на должность начальника Новосибирской экскаваторной станции.

ВОПРОС: Это ответственная работа?

ОТВЕТ: Да.

ВОПРОС: Следовательно, вы обошли запрещение Наркома Путей Сообщения в отношении БАРСКОГО и как участника к.-р. троцкистской организации сохранили его на руководящей работе в системе Цужелдорстроя НКПС?

ОТВЕТ: Да.

ВОПРОС: Как работал БАРСКИЙ, будучи начальником экскаваторной станции?

ОТВЕТ: Он также и здесь развалил работу. Особенно этот развал был ощутителен на строительстве железнодорожной линии Эйхе–Сокур, начальником которого был троцкист ОБЕРТАЛЛЕР.

ВОПРОС: В Новосибирске вы встречались с БАРСКИМ?

ОТВЕТ: Да, встречался.

ВОПРОС: Когда была эта встреча?

ОТВЕТ: В конце 1935 года.

ВОПРОС: О чем вас информировал БАРСКИЙ?

ОТВЕТ: Он информировал меня, что его исключили из партии за развал работы и за связь с троцкистами. При этом он просил меня помочь ему восстановиться в партии.

ВОПРОС: Вы принимали какие-либо меры к выполнению просьбы БАРСКОГО?

ОТВЕТ: Нет. Я ограничился лишь тем, что принял от БАРСКОГО заявление в адрес начальника Цужелдорстроя НКПС ГРАНОВСКОГО, в котором БАРСКИЙ протестовал против снятия с должности. Это заявление я передал по назначению.

ВОПРОС: При чьем содействии БАРСКИЙ из промышленности перешел для работы на железнодорожный транспорт?

ОТВЕТ: На железнодорожный транспорт БАРСКОГО перетащил в 1931 году троцкист КИВГИЛЛО, занимавший в то время должность зам<естителя> нач<альника> управления нового железнодорожного строительства НКПС.

ВОПРОС: Какое положение занимал КИВГИЛЛО в к.-р. троцкистской организации?

ОТВЕТ: КИВГИЛЛО являлся одним из активных участников нашей к.-р. троцкистской организации. До 1932 года работая зам<естителем> нач<альника> Управления нового железнодорожного строительства, именно он стягивал в аппарат управления троцкистов и назначал их на руководящую работу. Лишь после назначения КИВГИЛЛО зам<естителем> нач<альника> строительства магистрали Москва-Донбасс эти его функции перешли ко мне и к ШАТОВУ.

ВОПРОС: Как работал КИВГИЛЛО на строительстве магистрали Москва-Донбасс?

ОТВЕТ: ШАТОВ являлся начальником строительства, а КИВГИЛЛО – его заместителем, но фактически основным руководителем строительства был КИВГИЛЛО, т.к. ШАТОВ в качестве зам<естителя> Наркома Путей Сообщения больше занимался другими вопросами. За полтора года работы КИВГИЛЛО привел строительство магистрали к состоянию развала и в результате в 1933 году с целой группой работников он был арестован, и все они были осуждены.

ВОПРОС: Зная разрушительную работу КИВГИЛЛО на строительстве магистрали Москва-Донбасс, вы принимали меры к спасению КИВГИЛЛО?

ОТВЕТ: Да, принимал.

ВОПРОС: Что вы делали в этом направлении?

ОТВЕТ: Еще задолго до ареста КИВГИЛЛО, будучи в курсе всего хода работ на строительстве, я имел все основания опасаться, что работа КИВГИЛЛО приведет к провалу. Во избежание этого я одно время ставил вопрос перед ШАТОВЫМ о снятии КИВГИЛЛО с работы на Москва-Донбасс, но ШАТОВ со мной не согласился и всемерно содействовал оставлению КИВГИЛЛО на этом строительстве.

ВОПРОС: Кроме ШАТОВА, как начальник Управления вы ставили где-либо вопрос о положении на строительстве магистрали Москва-Донбасс и о КИВГИЛЛО?

ОТВЕТ: Нет, наоборот, на заседании в ЦИК, по установке ШАТОВА, которую он мне дал в своем служебном кабинете, я выступил с большой речью в защиту КИВГИЛЛО, с такой же защитой выступал и ШАТОВ. Мы сделали здесь все, чтобы спасти КИВГИЛЛО, но было уже поздно, и КИВГИЛЛО вскоре был арестован и осужден.

ВОПРОС: При встречах с КИВГИЛЛО какие вы обсуждали вопросы?

ОТВЕТ: С КИВГИЛЛО я имел близкую связь, встречался с ним как в Москве, когда он приезжал со строительства, так и в Воронеже, когда я ездил туда. Бесед у нас с ним было много по различным вопросам политики ВКП(б), и все они большей частью носили к.-р. характер. Хорошо помню, как в 1932 году в служебном вагоне КИВГИЛЛО в Воронеже мы обсуждали политику ВКП(б) по вопросу коллективизации. В качестве конкретного примера мы брали проведение коллективизации на Украине и считали, что коллективизация проводится слишком поспешно, а раскулачивание сопровождается излишней жестокостью. В резком к.-р. духе критикуя политику ЦК ВКП(б), мы считали, что такая политика ненавистна народным массам. В этот раз КИВГИЛЛО был особенно озлоблен и как украинец болезненно переживал процесс коллективизации на Украине.

ВОПРОС: Какое положение вы занимали в к.-р. троцкистской организации в системе нового железнодорожного строительства НКПС?

ОТВЕТ: Я являлся активным участником к.-р. троцкистской организации. Мое положение в этой организации в значительной мере определено уже теми показаниями, которые я даю. На протяжении целого ряда лет я сохранял троцкистские кадры в системе Цужелдорстроя НКПС, назначал их на руководящие должности, создавал им авторитет, за счет Цужелдорстроя оказывал денежную помощь, представлял квартиры и всячески способствовал успешному ведению к.-р. работы.

ВОПРОС: Вы не все сказали. Вам было известно о существовании к.-р. троцкистско-зиновьевского центра?

ОТВЕТ: Нет, не знал.

ВОПРОС: Вы говорите неправду. Вы имели личную связь с одним из руководителей этого центра МРАЧКОВСКИМ и имели близкую связь с ШАТОВЫМ, который в свою очередь был связан с МРАЧКОВСКИМ, ПЯТАКОВЫМ, СЕРЕБРЯКОВЫМ и другими. Как же вы утверждаете, что вам ничего не было известно о существовании к.-р. троцкистско-зиновьевского центра?

ОТВЕТ: Я не знал о существовании к.-р. троцкистско-зиновьевского центра. Я знал о существовании к.-р. троцкистской организации в системе нового железнодорожного строительства, мне было известно, что руководства этой организацией осуществляли МРАЧКОВСКИЙ, ИВАНОВ Алексей и ШАТОВ. Активную роль в работе этой организации играл и я, использовав для этого свое положение вначале заместителя, а затем начальника управления нового железнодорожного строительства. Активная к.-р. деятельность вначале КИВГИЛЛО, а затем моя и ИВАНОВА Алексея, выполнявшаяся по указанию ШАТОВА и МРАЧКОВСКОГО, обеспечила захват основных командных мест в новом железнодорожном строительстве членами нашей к.-р. троцкистско-зиновьевской организации. В значительной мере в результате деятельности нашей к.-р. организации новое железнодорожное строительство было наиболее проваленным участком работы железнодорожного транспорта. Как правило, ни одна новостройка не заканчивалась в установленные правительством сроки, вновь выстроенные дороги сдавались в эксплуатацию с большим количеством недоделок. Такое положение было на линиях Брянск-Вязьма, Петропавловск-Караганда, Новосибирск-Ленинск, первой очереди Москва-Донбасс и других. Качество работ на вновь выстроенных дорогах было низкое, а стоимость высока. В особо тяжелом положении находится работа по созданию кадров нового железнодорожного строительства.

Подробные показания я дам дополнительно. –

 

<ШЕРМЕРГОРН>

 

ДОПРОСИЛИ:

 

ПОМ. НАЧ. ТО ГУГБ НКВД
МАЙОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ГРАЧ)

 

НАЧ. 4 отд. ТО ГУГБ НКВД
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСН. (ХАРХАРДИН)

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 257, Л. 61-79.