Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением протокола допроса Б.М. Оберталлера

 

Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

тов. СТАЛИНУ

 

В дополнение к № 57968 от 5 октября 1936 года направляю копии показаний арестованных по делу контрреволюционной троцкистской организации на Томской железной дороге: ФИНАШИНА В.А., б<ывшего> начальника материальной службы Томской железной дороги, ОБЕРТАЛЛЕРА Б.М., б<ывшего> инспектора Сибирского строительно-монтажного треста “Сибстройпуть”, МАЕВСКОГО А.Н. – паровозного машиниста депо ст<анции> Эйхе и МИХАЙЛОВА И.С. – мастера депо ст<анции> Новосибирск.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Копии показаний вышеуказанных лиц. –

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР Ежов (ЕЖОВ) 

 

23 сентября 1936 г.

 

№ 58299

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 248, Л. 22. 


ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого ОБЕРТАЛЛЕРА Бориса Михайловича.

От 9-го октября 1936 года. 

 

Вопрос: На допросе от 26/IХ вы показали о том, что на работу в трест “Сибстройпуть” вы поступили по директиве члена Сибирского центра троцкистов БОГУСЛАВСКОГО и по его же заданию вы вели подрывную работу на строительстве железной дороги Эйхе – Сокур. Подтверждаете это?

Ответ: Да, мои показания от 26-го сентября я целиком подтверждаю.

Вопрос: Как вы поступили на работу в трест “Сибстройпуть”?

Ответ: Еще когда в конце 1934 года я был уволен со службы из конвойных войск, БОГУСЛАВСКИЙ требовал от меня, чтобы я старался устроиться на работу или по линии Кузбассугля, или на железную дорогу. Он говорил мне, что у него имеются возможности устроить меня и по той, и по другой линии, однако желательно, чтобы я устроился сам.

В мае 1935 года я был выделен Крайкомом в качестве руководителя бригадой по оказанию помощи строительству ж<елезной> д<ороги> Эйхе – Сокур. Я поставил в известность об этом БОГУСЛАВСКОГО. Он мне дал указания, чтобы я проявил себя на этой работе и обратил бы на себя внимание руководства Томской ж<елезной> д<ороги>. При этом БОГУСЛАВСКИЙ заявил, чтобы при оценке прежней работы строительства я не задевал бы всех без разбора, так как он выразился, “я могу напороться на своих и провалить их”. Я так и сделал, работу бригада закончил хорошо, а в процессе работы так втерся в доверие нач<альника> дороги МИРОНОВА, что он предложил мне остаться работать начальником строительства ветки Эйхе – Сокур.

Вопрос: Вы согласились?

Ответ: Я для вида сначала отказался, но уже знал, что МИРОНОВ будет меня уговаривать. Я посоветовался с БОГУСЛАВСКИМ, он потребовал от меня, чтобы я немедленно согласился, что и сделал. В июле 1935 года я был назначен начальником строительства дороги Эйхе – Сокур.

Вопрос: Какие указания дал вам БОГУСЛАВСКИЙ после назначения вас начальником строительства Эйхе – Сокур?

Ответ: БОГУСЛАВСКИЙ на этот раз подробно обосновал решение нашего центра троцкистов – перейти к борьбе со сталинским руководством путем вредительства в промышленности и на транспорте. О вредительской работе в промышленности он вскользь ставил вопрос еще весной 1933 года, когда информировал меня о решении перейти к террору. В мае 1935 года, когда я согласовывал с ним вопрос о работе в бригаде на строительстве Эйхе – Сокур, БОГУСЛАВСКИЙ заявил, что приход на транспорт КАГАНОВИЧА требует организации ему стойкого противодействия. Теперь, упомянул БОГУСЛАВСКИЙ, медлить нельзя, следует всеми путями срывать все, что налаживает КАГАНОВИЧ.

Вопрос: Какие практические задачи поставил перед вами БОГУСЛАВСКИЙ?

Ответ: БОГУСЛАВСКИЙ сказал, что в “Сибстройпути” уже работают свои ребята, но меня он направляет для усиления нашей работы там.

БОГУСЛАВСКИЙ объяснил, что Сибирский центр придает исключительное значение вредительству на этом строительстве. Лев Давыдович, заметил Богуславский, получает аккуратно информацию о том, что и где мы делаем, и внимательно следит за результатами нашей работы. Мы не можем дожидаться упрека с его стороны, что плохо работаем. Между тем, по словам БОГУСЛАВСКОГО, есть опасность, что стройка Эйхе – Сокур будет готова к сроку.

“Тебе нужно постараться, – сказал БОГУСЛАВСКИЙ, – чтобы ухлопать больше денег на строительство, тогда, может быть, строительство законсервируют”. Так поставил Богуславский передо мной первую задачу.

Вопрос: Какие указания вы тогда еще получили от БОГУСЛАВСКОГО?

Ответ: БОГУСЛАВСКИЙ рекомендовал не допускать грубых отступлений от технических условий при постройке дороги, так как на этом, по его словам, проваливались до сих пор все вредители. Нужно заставить, сказал БОГУСЛАВСКИЙ, объективные условия работать на нас”. Дальше БОГУСЛАВСКИЙ сказал, что самое главное – это нужно “забить клин между руководством строительства и рабочими и техническим составом”, тогда работа пойдет так, что нам и делать будет нечего. Для этого БОГУСЛАВСКИЙ предложил мне не заниматься ни рабочим строительством, ни рабочим снабжением.

Наконец, он рекомендовал прикрывать невыполнение сроков и объема работы – соответствующей отчетностью. Конечно, добавил БОГУСЛАВСКИЙ, в конце концов это выявится, но тогда уже трудно будет найти виновных.

Вот в основном те указания, которые я получил от БОГУСЛАВСКОГО.

Вопрос: С кем из троцкистов, уже работавших в “Сибстройпути”, связал вас БОГУСЛАВСКИЙ?

Ответ; БОГУСЛАВСКИЙ указал, что мне нужно связаться с троцкистами ЭЙДМАН<ОМ> С.Е. – начальником производственного отдела “Сибстройпути”, и БАРСКИМ Б.Е., работавшим тогда начальником Новосибирской конторы экскаваторного треста “Сибстройпути”.

Вопрос: Вы с ЭЙДМАНОМ и БАРСКИМ связались?

Ответ: Да, связался.

Вопрос: Что вам рассказали ЭЙДМАН и БАРСКИЙ о к.-р. работе троцкистской организации в “Сибстройпути”?

Ответ: Рассказывал мне ЭЙДМАН как руководитель троцкистов в “Сибстройпути”.

ЭЙДМАН рассказал мне, что троцкисты в “Сибстройпути” собрались, главным образом, из Томска и Омска. Они прошли хорошую школу, и особенно Томские ребята. Теперь на всех стройках развернута наша работа. Есть успехи.

Планы строительства на всех участках систематически не выполняются. Среди рабочих наблюдается недовольство, отсюда плохое качество работы. На линии Риддер – Рубцовка наши троцкисты действуют особенно успешно, там имели место серьезные волынки среди рабочих.

Вопрос: Какие задания вам дал ЭЙДМАН по троцкистской работе на строительстве дороги Эйхе – Сокур?

Ответ: ЭЙДМАН мне заданий не давал. Я ему не подчинялся по троцкистской работе. ЭЙДМАН мне в товарищеском порядке рекомендовал начать именно с создания условий для волынок среди рабочих. Кроме того, он мне дал совет, чтобы я на первых порах делал вид, что энергично работаю, практически же советовал только суетиться и ничего не делать.

Вопрос: Кого из троцкистов по “Сибстройпути” вам назвал ЭЙДМАН?

Ответ: ЭЙДМАН в тот раз мне кроме БАРСКОГО назвал еще по самому управлению треста троцкистов: КУЗНЕЦОВА Н.И. – нач<альника> временной эксплуатации, и ПОЛТОРАДНЕВА – нач<альника> материального отдела. В одном из последующих разговоров со мной ЭЙДМАН сказал мне, что наши люди перетащили из треста в управление дороги нужного для нас человека – троцкистку ХОМЛЯНСКУЮ, работающую начальником административного отдела, которая была, по словам ЭЙДМАН<А>, очень полезна для всяких комбинаций по перемещению людей в системе треста.

Вопрос: С кем из троцкистов на самой стройке Эйхе – Сокур вас связал ЭЙДМАН?

Ответ: ЭЙДМАН сразу же объяснил мне, что он просил БОГУСЛАВСКОГО направить опытного троцкиста на строительство Эйхе – Сокур именно потому, что здесь никого из наших людей не было.

Вопрос: А ФОЙХТ и КОТЕЛЬНИКОВ?

Ответ: ФОЙХТ и КОТЕЛЬНИКОВ не троцкисты. Они просто такие люди, которые были готовы работать с кем угодно.

ЭЙДМАН мне тогда рассказывал, что они без возражений выполняют его вредительские указания.

В том же разговоре ЭЙДМАН мне сказал, что ФОЙХТУ и КОТЕЛЬНИКОВУ прямо о вредительстве говорить не надо, а им просто нужно давать задания, и они их будут выполнять.

Вопрос: Какая конкретно подрывная работа вашей к.-р. троцкистской группой была проведена на строительстве линии Эйхе – Сокур?

Ответ: На строительстве линии Эйхе – Сокур нами была проведена следующая подрывная работа:

Сорвано строительство общежитий для рабочих, вследствие чего не представлялось возможным нанять нужное количество рабочей силы, и поэтому до августа месяца 1935 года на строительстве работало не больше 50% потребного для нормального хода работ количества рабочих.

Сорвана вся подготовка для работы экскаваторов и умышленно занижена потребность их. Нужно было по условиям работы иметь не меньше 10 экскаваторов, а было истребовано только 4, и те до августа месяца не работали.

Это вызвало срыв земляных работ в самый благоприятный летний период и вынудило производить земляные работы в зимнее время. Получилось большое удорожание стоимости работ. Работы зимой были выполнены недоброкачественно, так как сделанные из мерзлого грунта насыпи с наступлением тепла оттаивали и проваливались.

ФОЙХТ вместе с КОТЕЛЬНИКОВЫМ составляли графики работ и техническую отчетность, как мы тогда выражались, на глазок плюс 5 миллиметров, т.е. кое-как, лишь бы прикрыть наши заниженные планы и низкий процент выполнения объема работ. В итоге, конечно, получился срыв выполнения строительной программы, а о качестве работы и говорить не приходится – оно было ниже всякой критики.

Мне интересно было наблюдать, как тонко работал ФОЙХТ. Например: он всегда говорил, что при подборе десятников для него самое главное, чтобы он был “честный пролетарий”, при этом ФОЙХТ ехидно кривил губы. Под таким предлогом ФОЙХТ набирал технически неграмотных десятников, которые, сами того не желая, вредили на каждом шагу. А Фойхт только делал вид, что переживает постоянные срывы и ошибки.

Вопрос: Приведите конкретно факты подрывной работы вашей к.-р. группы на стройке?

Ответ: На разъезде ферма [1] лично ФОЙХТОМ была неправильно отсыпана насыпь. В результате – она насколько раз проваливалась, вызывая непроизводительную затрату дополнительной рабсилы и оттягивание этой рабсилы с других объектов работ. Насыпь на разъезде ферма была сделана на неустойчивом торфяном грунте, работа по отсыпке насыпи производилась технически неправильно, землю по указаниям ФОЙХТА отсыпали не одновременно на ширину всего полотна, а валили на середину, поэтому середина насыпи все время вдавливалась в торф, образуя провалы, а бока насыпи выпучивались вверх. Эта насыпь до сего времени остается больной и после сдачи линии в эксплуатацию будет требовать постоянного лечения.

Грязная выемка на 13 километров сделана ФОЙХТОМ в глинистом, плывучем грунте, и откосы ее срезаны с явным отступлением от технических норм, т.е. чрезвычайно круто. В результате эту выемку все время заваливают землей с откосов. Работы по укреплению откосов никаких реальных результатов не дают, так как все укрепления сваливаются. При эксплуатации неизбежны обвалы откосов и пучины в пути на этой выемке. Все это будет серьезным тормозом при эксплуатации линии.

По распоряжению ФОЙХТА, с моего согласия, как правило, все водоотводные трубы укладывались выше проектной отметки, что приводило к тому, что трубы не оправдывали своего назначения, так как не пропускали всего расчетного объема воды.

По указанию ФОЙХТА при строительстве водоотводных труб в первую очередь заканчивались выходные отверстия несмотря на то, что было известно, что до начала зимы окончить полностью работы по большинству труб не удастся, и они недоделанными останутся до следующего строительного сезона. Нужно было делать сначала входные отверстия и колодцы около них с тем, чтобы во время прохода весенних вод сохранить от размыва как самую трубу, так и насыпь.

Вопрос: Какие разрушения в результате вашей подрывной работы сделали весенние воды на строительстве линии в 1936 году?

Ответ: Во время пропуска весенних вод в 1936 году значительная часть водоотводных труб была повреждена и потребовала больших затрат на восстановление.

Вопрос: Какая еще подрывная работа проведена вашей к.-р. в- троцкистской группой на строительстве линии Эйхе – Сокур? 

Ответ: Мы умышленно давали в трест уменьшенные заявки на потребные материалы и инструмент, что и без того при плохом снабжении материалами вызывало систематический простой рабочей силы.

Вопрос: Кто в тресте “Сибстройпути” непосредственно ведал материальным снабжением?

Ответ: Начальником материального отдела, как я выше показывал, был троцкист ПОЛТОРАДНЕВ, а планировал материалы крупный семипалатинский купец АРИСТОВ.

Вопрос: АРИСТОВ участвовал в подрывной работе?

Ответ: Со слов ЭЙДМАН я знаю, что АРИСТОВ участвовал в подрывной работе.                                                        

Однажды в разговоре с ЭЙДМАН я ему сказал, что АРИСТОВ <м>не невольно помогает, а Эйдман, смеясь мне на это ответил: “Аристов не невольно помогает, а старается от всей души”.

Вопрос: Как отразилась подрывная работа вашей к.-р. троцкистской организации на ходе строительства линии Эйхе – Сокур?

Ответ: В 1935 году было перерасходовано около 7 миллионов рублей, программа работы была не выполнена.

ЭЙДМАН, выехавший в Цустрой с программой работ на 1936 год, так доложил о ходе стройки, что в НКПС был поставлен вопрос о консервации строительства линии Эйхе – Сокур. Впоследствии НКПС консервацию нашего строительства отменил и отпустил кредиты на окончание строительства. Значительная часть этих кредитов используется на переделку вредительски выполненных в 1935 году работ.

Вопрос: Как дальше продолжалась подрывная работа вашей к.-р. троцкистской группы?

Ответ: В феврале 1936 года я был снят с работы по приказу начальника треста “Сибстройпути” и начальника Томской железной дороги ВАНЬЯНА. Подрывная работа на линии Эйхе – Сокур вышла наружу.

Вопрос: Куда вы перешли на работу после этого?

Ответ: По ходатайству ЭЙДМАНА я все-таки был оставлен в тресте “Сибстройпуть” и мне даже была предоставлена должность инспектора при начальнике треста.

Вопрос: Какая вами велась в дальнейшем к.-р. троцкистская работа?

Ответ: Я заболел и под предлогом болезни не выходил на работу в трест около 3-х месяцев.

Вопрос: Когда вы вышли на работу?

Ответ: В апреле 1936 года.

Вопрос: С БОГУСЛАВСКИМ вы встречались за время вашей работы в “Сибстройпути”?

Ответ: Да, встречался, но редко, и встречи были случайными, за исключением моей встречи в ноябре месяце 1935 года.

Этот раз БОГУСЛАВСКИЙ через ЭЙДМАНА попросил меня с ним созвониться по телефону. Я позвонил БОГУСЛАВСКОМУ, и мы условились с ним встретиться в Горкоме, куда должны были зайти под предлогом разрешения какого-то вопроса. Встретившись в Горкоме, мы с ним вышли вместе на улицу, и по дороге БОГУСЛАВСКИЙ меня спросил – слышал ли я о том, что на Томскую дорогу ожидается приезд КАГАНОВИЧА. Я ему ответил, что слышал, но что подробностей никаких не знаю. БОГУСЛАВСКИЙ мне на это сказал, что ему достоверно известно, что КАГАНОВИЧ приедет на Томскую дорогу. Он спросил меня, как мои дела на строительстве. Я ему ответил, что задания организации для меня закон, и что строительство линии сорвано. БОГУСЛАВСКИЙ мне сказал: “Сейчас нужно быть готовым к ответу и от КАГАНОВИЧА спрятать концы”. Продолжая, БОГУСЛАВСКИЙ заявил, что, по его мнению, мне нужно будет приготовиться признать свои ошибки, поплакаться, как выразился БОГУСЛАВСКИЙ, на свою неопытность и, если потребуется, свалить все на инженеров, которые использовались для вредительства. Я высказал согласие, и на этом наша встреча была закончена.

Вопрос: Как же вам удалось избежать ответственности?

Ответ: Меня вызывал в “Сибстройпуть” приезжавший вместе с КАГАНОВИЧЕМ начальник центрального отдела ЦУЖЕЛДОРСТРОЯ ФЕДЧУН, который весьма подробно расспрашивал меня о строительстве. Вскоре, после этого разговора ФЕДЧУН через начальника кадров ГЛАЗЫЧЕВА потребовали дать характеристику на ФОЙХТА и КОТЕЛЬНИКОВА. Я после этого сразу же поехал к Эйдману, который на мой вопрос – в чем дело и как писать – мне сказал: “Ничего особенного, но на всякий случай ты напиши отрицательные характеристики с указанием их прошлого. Им ничего не сделают, так как ФОЙХТ друг и приятель ШАТОВА и ШЕРМЕРГОРНА, которые сумеют, если нужно, защитить их, а если ты напишешь им положительную характеристику, а их будут привлекать, то потом не оберешься неприятностей. Я так и сделал, т.е. ФОЙХТУ и КОТЕЛЬНИКОВУ написал отрицательные характеристики и передал их ГЛАЗЫЧЕВУ.

Вопрос: Когда вы еще встречались с БОГУСЛАВСКИМ?

Ответ: Последний раз с БОГУСЛАВСКИМ мы встречались в первых числах июля 1936 года в Горкоме ВКП(б), откуда вместе с ним вышли на улицу.

Вопрос: О чем вы говорили с БОГУСЛАВСКИМ в этот раз?

Ответ: Я БОГУСЛАВСКОМУ сказал, что мне нужно во что бы то ни стало уходить из “Сибстройпути”, так как вокруг меня там создалась исключительно неблагоприятная обстановка, и что я поэтому могу лишиться партбилета. Я просил БОГУСЛАВСКОГО оказать мне содействие. БОГУСЛАВСКИЙ мне на это сказал, что вообще за последнее время создалась в целом для организации угрожающая обстановка, и рассказал мне, что в Москве и других городах Союза идут усиленные аресты троцкистов. БОГУСЛАВСКИЙ пообещал принять меры и взять меня из “Сибстройпути” хотя бы на первое время к себе на завод.

 

Протокол читал лично. Ответы на вопросы с моих слов записаны правильно – 

 

ОБЕРТАЛЛЕР.

 

ДОПРОСИЛИ: 

 

ЗАМ. НАЧ. УНКВД ПО ЗСК –
Ст. МАЙОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (УСПЕНСКИЙ)

ПОМ. НАЧ. ТО УГБ УНКВД ЗСК –
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ВЯТКИН)

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 248, Л. 23-33.


[1] Так в тексте.