Протокол допроса А.З. Волкова

 

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого ВОЛКОВА Андрея Зиновьевича.

14 октября 1936 года.

г. Новосибирск.

 

ВОЛКОВ Андрей Зиновьевич, 1882 года рождения, уроженец Енисейской губ<ернии>, Канского уезда, Тасеевской вол<ости>, того же села, гр<аждани>н СССР, женат, не судим, образование низшее, по специальности слесарь-бригадир цеха точных приборов депо ст<анции> Новосибирск. Состоял в ВКП(б) с 1931 по 1935 г., исключен за связь с троцкистами.

 

Вопрос: Показаниями САФРОНОВА и МИХАЙЛОВА вы изобличаетесь в том, что состояли в к.-р. троцкистской организации. Признаете это?

Ответ: Нет, не признаю.

Вопрос: Предъявляем вам показания САФРОНОВА и МИХАЙЛОВА. После этого будете утверждать, что вы не состояли в к.-р. троцкистской организации?

Ответ: Я вижу, что следствию все известно, и мне теперь нет смысла в дальнейшем упорствовать. Я состоял в троцкистской организации у нас в депо Новосибирск в течение нескольких лет.

Вопрос: Кто является участниками троцкистской организации в депо Новосибирск?

Ответ: В нашу троцкистскую организацию входили: я – ВОЛКОВ, ВАСИЛЬЕВ – бригадир подъемки, САФРОНОВ – мастер цеха подъемки, МИХАИЛОВ – бригадир токарного цеха, ТЕЛЕШЕВ – бывший мастер котельного цеха, НОСОВ – старший дежурный по депо, МАШТАКОВ – бригадир экспериментальной бригады, СОБОЛЕВСКИЙ – мастер механического цеха, БОЖКОВ – машинист, и значительно позже наша троцкистская организация пополнилась СМОЛЯННИКОВЫМ.

Вопрос: Кем, когда и при каких обстоятельствах вы были вовлечены в троцкистскую организацию?

Ответ: В 1927 году с Донецкой дороги прибыл в депо ст<анции> Новосибирск мой родственник, свояк – машинист ТАНАНЫКИН. Он на Донецкой ж<елезной> д<ороги> являлся активным участником к.-р. троцкистской организации. По прибытии в депо ст<анции> Новосибирск ТАНАНЫКИН связался со мною и часто меня посещал. Разговаривая на разные политические темы, ТАНАНЫКИН обрабатывал меня в троцкистском духе.

Вопрос: Кто еще присутствовал при обработке вас ТАНАНЫКИНЫМ?

Отвес: Очень часто присутствовал САФРОНОВ.

Вопрос: Продолжайте показания.

Ответ: ТАНАНЫКИН, обрабатывая меня и САФРОНОВА, во время этих бесед ставил перед нами вопрос о необходимости создания организации троцкистов для разъяснения, как он говорил, рабочим неправильности политики ЦК и СТАЛИНА.

Мне было известно, что ТАНАНЫКИН по прибытии в 1927 году в Новосибирск связался с машинистом депо Новосибирск троцкистом КОРОТКОВЫМ, вместе с которым приступил к развертыванию троцкистской работы в узле.

Вопрос: Лично вы были связаны с КОРОТКОВЫМ?

Ответ: Нет, я и САФРОНОВ были связаны только с ТАНАНЫКИНЫМ.

Вопрос: А впоследствии связь с КОРОТКОВЫМ была установлена?

Ответ: Нет, троцкистскую работу вместе с КОРОТКОВЫМ я никогда не вел. У него была самостоятельная группа, связь с которой держал ТАНАНЫКИН.

Вопрос: К какому времени относится начало вашей троцкистской работы?

Ответ: В конце 1930 года ТАНАНЫКИН передо мною и САФРОНОВЫМ поставил вопрос о том, что мы не должны в дальнейшем оставаться свидетелями все ухудшающегося положения рабочих, и что необходимо сколачивать крупную группу, привлекать в нее преданных людей и проводить среди рабочих разъяснительную работу.

Вопрос: Как проходило образование к.-р. троцкистской организации в депо ст<анции> Новосибирск?

Ответ: В разговоре со мной и ТАНАНЫКИНЫМ у меня на квартире в начале 1931 года троцкист САФРОНОВ информировал нас о том, что им обработаны в троцкистском духе и вовлечены в организацию МИХАЙЛОВ, МАШТАКОВ и СОБОЛЕВСКИЙ. Несколько позже, осенью, в 1931 году САФРОНОВ лично мне говорил о том, что он обработал НОСОВА, БОЖКО, ВАСИЛЬЕВА и СЛОБОДЧИКОВА.

Вопрос: Как вошел в вашу троцкистскую группу СМОЛЯННИКОВ?

Ответ: От САФРОНОВА мне известно, что СМОЛЯННИКОВ переброшен к нам из троцкистской организации депо ст<анции> Тайга.

Вопрос: Кто являлся руководителем вашей к.-р. троцкистской организации?

Ответ: До мая 1935 года возглавлял нашу организацию ТАНАНЫКИН, он в это время был арестован.

Вопрос: Кто возглавлял организацию после ареста ТАНАНЫКИНА?

Ответ: После провала ТАНАНЫКИНА, когда он был арестован, а вместе с ним и часть нашей организации, руководство перешло к САФРОНОВУ.

Вопрос: Какие вам известны связи ТАНАНЫКИНА с троцкистами в управлении Томской железной дороги?

Ответ: ТАНАНЫКИН говорил мне и САФРОНОВУ, что он был связан с работавшими в управлении дороги ЖИТКОВЫМ еще с того времени, когда ЖИТКОВ был начальником депо Новосибирск, и что руководство к.-р. троцкистской организацией лежало на нем.

Вопрос: В чем выражалась практическая подрывная деятельность вашей организации в депо?

Ответ: Наша троцкистская организация, и в частности я, проводила к.-р. агитацию среди рабочих депо. Клеветой на партию и распространением ложных слухов – мы старались восстановить рабочих против партии. Доказывая, что партия не защищает интересы рабочих, а мероприятия партии направлены на порабощение рабочих, мы обвиняли СТАЛИНА за индустриализацию, разъясняя рабочим, что это лишает нас возможности улучшить свое материальное положение.

Когда были получены первые сообщения о высокой производительности СТАХАНОВА, мы сразу же в беседах с рабочими доказывали, что это является новым маневром ЦК партии для усиления эксплуатации рабочего класса. Опасность войны с Японией нами была использована для агитации, при этом мы утверждали, что в случае войны СССР потерпит поражение, в то же время мы отрицали неизбежность и непосредственную опасность войны и в нашей агитации среди рабочих Новосибирского узла утверждали, что партия раздувает эту опасность.

Вопрос: Какую подрывную работу ваша к.-р. троцкистская организация вела на производстве в депо ст<анции> Новосибирск?

Ответ: Троцкистская организация в депо ст<анции> Новосибирск ставила своей задачей срыв ремонта паровозов и срыв движения по графику.

Вопрос: Это очень общие показания, конкретизируйте свою подрывную работу.

Ответ: Я являюсь бригадиром по ремонту точных приборов: в целях разрушения паровозного парка, я ремонтировал паровые манометры так, что они не могли давать правильные показания давления пара в котле. Это достигалось путем неправильной отрегулировки затягивающего усилия, что вызывало падение контрольной стрелки манометра и не давало возможности машинисту правильно регулировать пар. Это вызвало остановки поездов в пути следования для нагона пара.

Циферблаты ставились несоответствующих стандартов, и, чтобы избежать контроля палаты мер и весов, которая такие манометры браковала, я практиковал самовольную постановку пломб на манометры и укреплял их на паровозы заведомо неисправными. Эту систему ремонта манометров я постепенно привил моим подчиненным слесарям, которые не стали носить манометры на проверку в палату мер и весов, а ставили свою пломбу и укрепляли их на паровозы. Такой работой я добился невыполнения депо приказа Наркома по точным приборам.

Свою подрывную работу по ремонту манометров я прикрывал утверждением, что манометров на паровозах недостает и что их долго проверяет палата мер и весов. Все это было неверно, так как все возможности к тому, чтобы обеспечить нормальный ремонт приборов и их проверку – были.

Мною умышленно клапана “Альфа”, как правило, на большинстве паровозов заглушались, т.е. пружины в клапане, открывающие клапан под давлением пара, ставились или слишком слабые, или тугие, получалось так, что пар не мог поднять клапан и выбросить излишки пара. Как результат этого, контрольная стрелка манометра падала ниже установленной красной черты, машинист поднимал пар выше установленной нормы, что могло привести к взрыву паровозного котла. Когда машинисты на меня нажимали и требовали не заглушать клапана “Альфа”, я убеждал их в том, что хватит на паровозе и одного клапана. Между тем, требования машинистов были справедливые, так как нормальная работа 3-х клапанов гарантировала бы паровозный котел от взрыва. Обычно я пользовался тем, что машинисты в этих вопросах не были настойчивы, и поэтому мне удалось на большинстве паровозов часть контрольных приборов вывести из строя. Ремонтируемые мною клапаны “Альфа”, по указанию САФРОНОВА, плохо притирались, беспрерывно парили, что не давало возможности машинисту нагонять пар и приводило к тушению паровозов. Особо вредно это отражалось на эксплуатации паровозного парка в зимних условиях. По причине парения клапанов “Альфа” в декабре месяце 1935 года шесть паровозов были потушены в пути следования, а в январе 1936 года таких случаев было восемь. Тушения паровозов по этой же причине имелись и в последующие месяцы.

В результате вредительского ремонта точных приборов нам удалось зимой 1935-1936 г. сорвать движение поездов, тормозить возвращение в срок паровозов в депо, что в свою очередь вызвало недодачи паровозов.

Каждый прибор, неправильно отрегулированный, является браком, и я для того, чтобы скрыть от общественности бракоделов в своей бригаде, вводил полнейшую обезличку. Слесаря к определенная работам прикреплены не были, что ухудшало качество ремонта точных приборов и вызывало недодачи паровозов по плану.

Вопрос: Какая еще подрывная работа проведена вами в депо?

Ответ: Основное о своей подрывной работе я все рассказал. По роду работы я не мог свою подрывную работу распространять на другие цеха.

Вопрос: Что вам известно о подрывной работе других членов к.-р. троцкистской организации?

Ответ: Мы все, участники к.-р. троцкистской организации, вели подрывную работу на тех участках, где протекала наша практическая работа. Еще до моего поступления бригадиром в бригаду точных приборов в мае месяце 1935 года троцкист ТЕЛЕШЕВ проводил в этой области подрывную работу и довел бригаду до полного развала. Клапана “Альфа” были почти заглушены на всех паровозах, манометры как система не проверялись.

Вопрос: Откуда вам известно, что ТЕЛЕШЕВ является членом к.-р. троцкистской организации?

Ответ: Это мне стало известно, во-первых, из разговоров с САФРОНОВЫМ зимой 1935 года, когда шел разговор о моем назначении в бригаду точных приборов. САФРОНОВ мне сказал, что “на новом месте работы ты можешь надеяться на мастера котельного цеха ТЕЛЕШЕВА, он тебя знает”. Из этого я понял, что ТЕЛЕШЕВ – наш человек. Во-вторых, мне об этом впоследствии было известно со слов самого ТЕЛЕШЕВА, когда я приступил к работе под его руководством.

Вопрос: Какую еще вредительскую работу провел ТЕЛЕШЕВ в котельном цехе?

Ответ: Вся работа ТЕЛЕШЕВА велась с таким расчетом, чтобы разваливать и разрушать котельное хозяйство. В конце мая 1935 года при выпуске с подъемки паровоза № 4244 – у него меняли дымогарные трубы и связи – ТЕЛЕШЕВ произвел негодный ремонт, при заправке паровоза получилась течь дымогарных труб. Это заставило паровоз потушить, и паровоз перепростоял в ремонте 30 часов сверх нормы.

18/VI-1935 года паровоз № 718-16 вышел с промывки, арка у него сделана не была. ТЕЛЕШЕВ мотивировал это отсутствием рабочей силы, а фактически рабочая сила была. Паровоз простоял в ожидании окончания ремонта 3 суток.

В июне месяце 1935 года был заправлен паровоз 711-54. После заправки обнаружилось, что у него не были продуты дымогарные трубы, и паровоз снова был потушен.

В конце января месяца 1936 года при промывке паровоза № 718-40 по указанию ТЕЛЕШЕВА было сделано так, что на потолке топки и на связях осталась грязь и накипь в большом количестве. ТЕЛЕШЕВ дал указание промывальщику СУРКОВУ закрыть люки и напустить воды, но когда ТЕЛЕШЕВ у этого паровоза увидел члена ВКП(б) ДУНАЕВА, он вторично распорядился промыть паровоз.

ТЕЛЕШЕВ проводил запрещенный метод чеканки и вальцовки дымогарных и жаровых труб на паровозах в горячем состоянии, что не устраняло течь, и трубы давали трещины и выгибы огневой дымовой решетки. Это усиливало течь, и паровозы после непродолжительного пробега становились вновь на ремонт. Промывку котлов ТЕЛЕШЕВ производил при низком давлении, в результате накипь и грязь в котле не отмывалась, получались завалы в котле паровоза, что влияло на парообразование после такой промывки. В разговорах со мной ТЕЛЕШЕВ заявлял: “Прополоскали и с рук долой, посмотрим как наши стахановцы будут выполнять наркомовский график”. Таких фактов подрывной работы Телешева было много, всех сейчас их припомнить не могу.

Был, например, такой случай, когда на паровозе № 716-84 лопнула стенка огневой топки на 70 см., ТЕЛЕШЕВ по этому поводу говорил мне: “Тебе, папаша, немного остается делать, что надо – мы уже сделали, а ты продолжай за упокой стахановцев”.

Вопрос: Какая подрывная работа проведена другими участниками вашей организации?

Ответ: Очень важным участком депо являлись промывочный и подъемочный цеха, от которых зависел весь основной ремонт паровозов. В этих целях мы, троцкисты, действовали более активно. Участники организации СМОЛЯННИКОВ и САФРОНОВ вели в этих целях почти открытую подрывную работу и умело прикрывались объективными причинами. От троцкиста СОБОЛЕВСКОГО зависела своевременная подача деталей в эти цеха, а это значило, что все дело было в наших руках. Мне известно, что 15/III-1936 года <он> выпустил с подъемки паровоз № 732-58 с десятью недоделками, паровоз сделал одну поездку и снова стал на ремонт. При осмотре паровоза оказалось, что у него выпало две балки из колосниковой решетки, от плохой сварки мусорная труба передней дымовой коробки отвалилась на месте сварки с цилиндрической частью, предохранительный клапан на сухопарнике пропускал пар, песочницы, как воздушная, так и ручная, не работали, и ряд других существенных вредительских недоделок.

Другой случай был 21/V-1936 г. САФРОНОВЫМ был выпущен паровоз № 2983. При поднятии на этом паровозе пара продуло и регуляторную трубу, т.к. САФРОНОВЫМ она была поставлена с перекосом. Паровоз пришлось потушить. После этого он простоял в ремонте еще двое суток.

В марте месяце 1936 года с подъемки САФРОНОВЫМ были выпушены паровозы №№ 711-51, 735-55 и 718-37, у которых САФРОНОВ произвел неправильно центровку осей, у этих паровозов горели дышловые втулки, поршневые подшипники и буксы, паровозы были поставлены снова в депо на повторный ремонт. Паровоз № 716-73 после подъемочного ремонта два раза ставился в депо на яму, где производили ремонт букс, т.к. последние из-за неправильной центровки осей грелись.

Паровоз № 723-70 был САФРОНОВЫМ отремонтирован так, что он оказался непригодным для поездной работы, а был использовал с балластером по ремонту пути.

Троцкист СМОЛЯННИКОВ, так же как и САФРОНОВ, умышленно производил недоброкачественный ремонт. Мне известно, что СМОЛЯННИКОВ и САФРОНОВ установили с троцкистом СОБОЛЕВСКИМ, мастером механического цеха, такой порядок, что они, задерживая паровоз в ремонте, могли объяснять это недостатком деталей. Делалось это так: СОБОЛЕВСКИЙ вместо изготовления деталей первой очереди выполнял второстепенные заказы, а СМОЛЯННИКОВ и САФРОНОВ, если и давали для формы указания об очередности подачи деталей, то указывали неправильные размеры, получался брак, и паровозы простаивали. Летом 1936 года я случайно был свидетелем возмущения машинистов постоянным горением букс, в разговоре машинисты прямо говорили: “У нас в депо гробят паровозы, а не ремонтируют, тут что-то неладно. Мы хотим дать кривоносовскую езду, а тут как нарочно делают так, что и перегона не проедешь без аварий”. Насколько мне помнится, об этом говорил машинист ТОРАНИН и другие машинисты, фамилии которых не помню. Об этих разговорах я передал САФРОНОВУ и посоветовал ему как уже исключенному из партии за связь с троцкистами быть осторожней, САФРОНОВ ответил: “Ты только без паники, они уже сколько лет говорят, а мы свое дело делаем”.

Вопрос: Следствие располагает данными, что вы травили хороших машинистов?

Ответ: Мы вели борьбу против мероприятий КАГАНОВИЧА на транспорте всеми средствами, и, когда отдельные машинисты стали показывать образцы кривоносовских методов езды, наша троцкистская организация проявила против них злобу. В ноябре месяце 1935 года после того, когда машинист паровоза № 738-64 ИШКОВ впервые на Томской дороге дал лучшие показатели езды на большой клапан, его паровоз № 738-64 был капитально отремонтировал, выкрашен и приготовлен в депо под состав. На другой день было обнаружено, что на паровозе ИШКОВА за ночь была взломана дверь паровозной будки, оборвана электропроводка, в подшипники был насыпан песок и т.д. Через некоторое время после этого случая САФРОНОВ в разговоре со мной спросил: “Ну, слыхал, как отработали паровоз Ишакова?” На мой утвердительный ответ САФРОНОВ тихо заявил мне: “С ВАСИЛЬЕВЫМ на таких делах можно засыпаться, ведь никто не просил делать его столько шуму”. Из этого для меня стало совершенно ясно, что эта вылазка произведена ВАСИЛЬЕВЫМ. Позднее, когда ИШКОВ получил орден ЛЕНИНА, мы его всячески старались скомпрометировать, распуская разные провокационные слухи о якобы скрытых им авариях.

 

Показания с моих слов записаны правильно, читал лично:

 

ВОЛКОВ.

 

ДОПРОСИЛИ:

 

Нач. О/П. ТО УГБ ст. НОВОСИБИРСК МУШИНСКИЙ.

 

Пом. Опер. Уполномоченного –
Сержант Государственной Безопасности МОРОЗОВ

 

Верно

 

Секретарь ТО ГУГБ НКВД Нрзб

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 250, Л. 75-85.