Протокол допроса П.Г. Орлова

 

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого ОРЛОВА Павла Гавриловича

От 22-го сентября 1936 года.

г. Новосибирск.

 

ОРЛОВ Павел Гаврилович, 1891 года рождения, уроженец с. Усть-Тунгуска, Маклаковской волости, быв<шей> Енисейской губ<ернии>. Русский, гр<аждани>н СССР, образование – окончил курсы машинистов. Инспектор при группе контроля Томской ж<елезной> д<ороги>. Состоял членом ВКП(б) с 1924 года по 19-е августа 1936 года, исключен за троцкизм.

 

ВОПРОС: Вы обвиняетесь в том, что являетесь членом троцкистской контрреволюционной организации и до вашего ареста занимались практической контрреволюционной деятельностью. Признаете это?

ОТВЕТ: Нет, не признаю. Троцкистом я никогда не был и никакой контрреволюционной работы никогда не вел.

ВОПРОС: Когда и за что вы исключены из ВКП(б)?

ОТВЕТ: Из ВКП(б) я исключен 19-го августа 1936 года парторганизацией управления Томской жел<езной> дороги за связь с троцкистами.

ВОПРОС: С кем из троцкистов вы были связаны?

ОТВЕТ: Связан я с троцкистами не был. У меня были знакомые троцкисты, и я с ними иногда встречался.

ВОПРОС: С кем из троцкистов вы встречались?

ОТВЕТ: В 1927-29 г.г., когда я работал в Рубцовке поездным машинистом, мне по работе приходилось там встречаться со служившими в депо АКСЕНОВЫМ, БАРЛЕТОВЫМ и СЕЛЕЗНЕВЫМ. Они тогда были троцкистами.

ВОПРОС: Вы скрываете от следствия вашу связь с другими троцкистами, как, например, БИКЕЙКИНЫМ и КРЖЕМЕНЕВСКИМ.

Признаете это?

ОТВЕТ: Признаю. Я забыл, что с троцкистами Бикейкиным и Кржеменевским я тоже встречался, но тоже в 1927-29 г.г. После этого ни с кем из троцкистов не встречался.

ВОПРОС: Вы даете ложные показания. Следствию точно известно, что вы до последнего времени имели связи с троцкистами. Следствие требует от вас прекратить лгать и давать правдивые показания.

ОТВЕТ: Я уверяю, что я ни с кем из троцкистов после 1929 года не встречался.

ВОПРОС: Вы продолжаете врать. Следствию точно известно, что вы до последнего времени имели связи с троцкистами: КУЗНЕЦОВЫМ Николаем – бывшим начальником эксплуатации Сибстройпути и ПИЩАЛЬНИКОВЫМ – монтером депо Рубцовка. Признаете это?

ОТВЕТ: Да, действительно я с ними встречался. Я упустил сказать об этом следствию.

ВОПРОС: Вы скрыли от следствия свою связь с Пищальниковым и с другими названными вами троцкистами из депо Рубцовка, потому что вы вместе с ними входили в состав участников троцкистской организации, существовавшей в депо Рубцовка. Требуем говорить правду.

ОТВЕТ: Я не могу больше скрывать. Я действительно состоял в контрреволюционной троцкистской организации в депо Рубцовка.

ВОПРОС: Кто вас вовлек в контрреволюционную троцкистскую организацию в депо Рубцовка и когда?

ОТВЕТ: Меня вовлек в организацию слесарь депо Рубцовка троцкист Пищальников в 1927 году.

ВОПРОС: Назовите состав участников троцкистской организации депо Рубцовка.

ОТВЕТ: В депо Рубцовка я работал с 1920 по 1929 год. О существовании троцкистской организации я узнал в 1927 году, когда вошел в состав ее участников. Из депо Рубцовка я перевелся на работу в Турксиб в конце 1929 года. За время с 1927 года по 1929 год в депо Рубцовка троцкистская организация была многочисленная. Всех ее участников я не помню, помню только наиболее активных. Некоторые из них сохранились в депо Рубцовка до последних дней. Это следующие лица: СЕЛЕЗНЕВ – машинист депо, МОЛОТИЛОВ – клубный работник, АКСЕНОВ – начальник вагонного участка, ПИЩАЛЬНИКОВ – слесарь депо. Других я не помню.

ВОПРОС: Следствие располагает неопровержимыми данными, что вы из депо Рубцовка выехали на Турксиб по заданию троцкистской организации для совместной контрреволюционной работы с троцкистом Кузнецовым Николаем, который был тогда начальником эксплуатации Турксиба, и продолжали свою контрреволюционную деятельность на Турксибе до вашего отъезда оттуда в 1933 году. Признаете это?

ОТВЕТ: Да, признаю. Я действительно по договоренности с троцкистом Кузнецовым Николаем переехал на работу в Турксиб и был им определен помощником начальника депо ст<анции> Аягуз.

ВОПРОС: Кто там еще был из троцкистов?

ОТВЕТ: Не помню. Постараюсь вспомнить.

ВОПРОС: Следствию также известно, что в 1933 году после назначения Кузнецова Николая начальником эксплуатации Сибстройпути вы вместе с ним по заданию троцкистской организации переехали на работу на ст<анцию> Промышленная, где продолжали контрреволюционную деятельность. Признаете это?

ОТВЕТ: Признаю. Троцкист КУЗНЕЦОВ Николай действительно при переводе его начальником эксплуатации Сибстройпути заявил мне, что мне нужно переехать на работу на ст<анцию> Промышленная и там организовать наших людей.

ВОПРОС: Следствие требует от вас назвать известных вам участников троцкистской организации, в которой состоял бывший начальник эксплуатации Сибстройпути троцкист КУЗНЕЦОВ Николай? 

ОТВЕТ: Я этого не знаю.

ВОПРОС: Вы врете. Вы по заданию Кузнецова на ст<анции> Промышленная троцкистов встретили?

ОТВЕТ: Да, встретил.

ВОПРОС: Кого вы там встретили?

ОТВЕТ: Троцкиста из депо Рубцовка Бикейкина – поездного машиниста.

ВОПРОС: Вы вместе с Бикейкиным в депо Промышленная контрреволюционную работу вели?

ОТВЕТ: Да, вел.

ВОПРОС: Кто этой вашей контрреволюционной работой руководил?

ОТВЕТ: Троцкист Кузнецов Николай – начальник эксплуатации Сибстройпути.

ВОПРОС: Что вам говорил троцкист Кузнецов Николай о своих связях с другими троцкистами в управлении Томской ж<елезной> д<ороги>?

ОТВЕТ: Ничего он мне не говорил.

ВОПРОС: Как же вы смеете утверждать, что вам ничего не известно об участии Кузнецова Николая в троцкистской организации, когда следствие располагает данными, что вам было известно о существовании в управлении Томской ж<елезной> д<ороги> троцкистской организации. Следствие предлагает вам прекратить врать.

ОТВЕТ: Нет, я утверждаю, что я говорю правду.

ВОПРОС: Вы ушли из Сибстройпути в 1933 году?

ОТВЕТ: Да, это правильно.

ВОПРОС: Вы ушли на работу в управление Томской ж<елезной> д<ороги> ревизором паровозной службы?

ОТВЕТ: Да, это так.

ВОПРОС: Вас на работу в паровозную службу направил троцкист Кузнецов Николай?

ОТВЕТ: Да, это так.

ВОПРОС: К кому персонально направил вас троцкист Кузнецов Николай в управление Томской ж<елезной> д<ороги>?

ОТВЕТ: К начальнику административного отдела, фамилии не помню.

ВОПРОС: Следствие располагает точными данными, что Кузнецов Николай направил вас к начальнику административного отдела управления Томской ж<елезной> д<ороги> троцкисту МОНАСТЫРЕВУ. При этом вам было сказано, что Монастырев свой человек, и он вас поставит на работу туда, куда это нужно. Признаете вы это?

ОТВЕТ: Да, вынужден признать, что так и было.

ВОПРОС: Дайте подробные показания о своем разговоре с троцкистом Монастыревым.

ОТВЕТ: Никаких подробных показаний дать не могу, потому что разговор с Монастыревым у меня был короткий. Он мне сказал, что ему известно обо мне, и что я в интересах общего дела должен пойти на работу в паровозную службу на должность ревизора.

ВОПРОС: С кем из троцкистов вас связал Монастырев?

ОТВЕТ: Монастырев меня связал с троцкистом ЖИТКОВЫМ – начальником локомотивной группы паровозной службы.

ВОПРОС: Откуда вам известно, что Житков троцкист?

ОТВЕТ: Мне Монастырев сказал, что это свой человек. В последующей своей работе с Житковым до самого последнего времени мне это точно известно.

ВОПРОС: Как же вы после этого смеете утверждать, что вам неизвестно о существовании в управлении Томской ж<елезной> д<ороги> троцкистской организации?

ОТВЕТ: Да, я это скрывал от следствия. В управлении Томской ж<елезной> д<ороги> до самого последнего времени существовала троцкистская организация. Я скрывал это, так как боялся ответственности.

ВОПРОС: Назовите состав известных вам участников троцкистской организации в управлении Томской ж<елезной> д<ороги>.

ОТВЕТ: Мне известны следующие участники троцкистской организации в управлении Томской ж<елезной> д<ороги>.

1) ЭЙДМАН – начальник производственного отдела Сибстройпути;

2) КУЗНЕЦОВ Николай – бывший начальник эксплуатации Сибстройпути;

3) ХОМЛЯНСКАЯ – бывший начальник административного отдела Сибстройпути;

4) ЖИТКОВ – начальник локомотивной части паровозной службы управления Томской ж<елезной> д<ороги>;

5) СТЕПАНОВ – начальник группы финансового отдела. Других участников организации я не знаю.

ВОПРОС: Откуда вам известен, как участник троцкистской организации ЭЙДМАН?

ОТВЕТ: ЭЙДМАН активный троцкист. Он открыто выступал с протаскиванием контрреволюционных троцкистских теорий. Он открыто говорил о нереальных планах строительства, утверждаемых партией и правительством, и о нем как об участнике организации мне рассказывал Кузнецов.

ВОПРОС: Что вам известно об участнике организации ХОМЛЯНСКОЙ?

ОТВЕТ: О ней мне также говорил КУЗНЕЦОВ как об участнике организации и говорил, что она ведет работу вместе с Эйдман<ом>.

ВОПРОС: Что вам известно о Житкове как об участнике организации?

ОТВЕТ: К Житкову, как я показывал, я был направлен троцкистом Монастыревым и работал с ним до момента моего ареста. Я был в подчинении у Житкова. Житков от меня своих троцкистских убеждений не скрывал, и я от него своих троцкистских убеждений не скрывал. Кроме того, Житков активный носитель контрреволюционной теории предела.

ВОПРОС: В чем практически выразилась деятельность троцкистской организации в управлении Томской ж<елезной> д<ороги>?

ОТВЕТ: Я должен прямо сказать, что все известные мне троцкисты были сторонниками контрреволюционной теории предела и в своей повседневной работе проводили ее на практике.

ВОПРОС: Следствию известно, что троцкистская организация, существовавшая на Томской ж<елезной> д<ороге>, вела подрывную работу на транспорте. Признаете вы это?

ОТВЕТ: Да, по существу, это так.

ВОПРОС: Какую подрывную работу троцкистская организация провела на Томской ж<елезной> д<ороге>?

ОТВЕТ: Подрывная работа на Томской ж<елезной> д<ороге> особенно активно начала вестись с 1935 года, когда на транспорт был назначен Каганович. Мы все, участники троцкистской организации, встретили назначение Наркомпути КАГАНОВИЧА с большой неприязнью, которая потом после того, как Каганович стал наводить свои порядки на транспорте, перешла в практическую борьбу с новым руководством НКПС. Эта борьба вылилась практически в подрывную работу на транспорте.

ВОПРОС: От кого вы получали указания о подрывной работе?

ОТВЕТ: От начальника локомотивной части паровозной службы управления Томской ж<елезной> д<ороги> Житкова.

ВОПРОС: Дайте об этом подробные показания.

ОТВЕТ: Житков все приказы КАГАНОВИЧА встречал с большой неприязнью, я бы даже сказал, со злобой, всячески старался дискредитировать эти приказы и оправдывать контрреволюционную теорию предела.

ВОПРОС: Какие практические вам лично дал Житков установки по подрывной работе?

ОТВЕТ: Мы договорились с ним об общих установках, которые сводились в основном к следующему: 

1) к саботажу и игнорированию выполнения приказов и мероприятий Наркомпути КАГАНОВИЧА.

2) К созданию условий производства недоброкачественного ремонта паровозов, что приводило к авариям и крушениям с паровозами в пути следования и к неполноценной работе паровозов.

3) К созданию условий для разложения трудовой дисциплины и возбуждения недовольства рабочих существующим политическим строем путем срыва мероприятий по материальному снабжению и проведения подрывной работы в оплате труда рабочих.

ВОПРОС: Какую конкретно подрывную работу вы вели по паровозному хозяйству дороги?

ОТВЕТ: По прямым установкам участники организации Житкова конкретно проведена следующая подрывная работа по паровозному хозяйству Томской ж<елезной> д<ороги>:

1) Поступающие в паровозные депо дороги из Барнаульского и Красноярского депо чугунные барабаны для поршневых и золотниковых колец перед обработкой не испытывались, хотя было известно, что они выполнены недоброкачественно. В результате изготовленные из этих барабанов кольца вместо нормального пробега в 12 тыс<яч> километров работали 3-4 тыс<яч> к<и>л<о>м<етров>, и паровоз повторно ставился на длительный ремонт. Кроме того, паровозы с кольцами из таких барабанов систематически работали с пропуском в поршнях пара. Этим самым снижалась мощность паровоза и вызывались вынужденные остановки поездов на подъемах.

2) Как один из подрывных методов было введено в систему при ремонте не менять и не поворачивать передние направляющие поршневые втулки. В результате втулки вырабатывались до того, что поршень опускался, диском задирал рубашку цилиндра, паровоз выходил из строя и ставился в длительный ремонт. Участниками троцкистской организации в депо Рубцовка таким путем было выведено из строя в течении зимы 1935-36 г.г. 8 паровозов.

3) Есть приказ Наркомпути КАГАНОВИЧА об исправном содержании на паровозах воздушных песочниц. Участник организации Житков распространил среди паровозников версию, что на паровозе достаточно, чтобы работала только ручная песочница под ведущий скат. В результате этой подрывной работы почти на всех новых паровозах серии “Эу” и “ЭМ” воздушные песочницы были разобраны, и даже трубы, подводящие песок к сцепным скатам, были сняты. В результате паровозы в пути следования буксовали, не выдерживали технических скоростей, и происходил преждевременный износ бандажей, вызывавший преждевременный подъемочный ремонт.

4) В депо ст<анции> Эйхе требовалось ускорить оборудование специального горна “Груздева” для перетяжки бандажей. Житков дал через меня установку мастеру депо троцкисту ТИШКЕВИЧУ производить перетяжку бандажей с нарушением всех существующих на этот счет новых положений НКПС. Она заключалась в том, что перетяжка производилась даже без выкатывания колесных пар из-под паровоза, бандажи неравномерно нагревались форсункой и на них подкидывались маленькие куски железа. В результате этой подрывной работы такие бандажи трескались, ослабевали и паровоз выходил из строя. В течение осени 1935 года троцкист ТИШКЕВИЧ таким путем вывел из строя 4 паровоза.

ВОПРОС: Откуда вам известен Тишкевич как троцкист?

ОТВЕТ: Что он троцкист – это было всем известно, и он исключался из партии. А как участника организации мне его назвал Житков.

ВОПРОС: Продолжайте ваши показания.

ОТВЕТ: 5) Велась подрывная работа во всех депо путем срыва ремонта и введения в производство негодных инструментов и механического оборудования. Житков в этом достиг такого положения, что ремонт паровозов производился недоброкачественно, а работники депо имели возможность оправдывать свою плохую работу отсутствием инструментов и оборудования. Например, в депо Эйхе еще в начале 1935 года требовалось произвести ремонт колесно-бандажного станка. ЖИТКОВ сознательно этот ремонт задерживал, в результате чего обточка бандажей на этом станке производилась настолько неправильно, что паровоз с бандажами с этого станка просто разбивался и выходил из строя. Депо Рубцовка было доведено до такого состояния, что исправных котельных инструментов там совершенно не было. Котельный ремонт производился непригодными инструментами, которые портили трубы и котлы.

6) Применялся вредительский запрещенный Наркомпути котельный ремонт на горячих паровозах. В депо Рубцовка участник организации троцкист БАРЛЕТОВ по указаниям Житкова, переданным ему через меня, на горячих паровозах производил подчеканку протекающих заварных труб трамбовкой, тем самым еще больше расстраивал трубы, прогибал решетку и тем самым выводил паровозы из строя.

7) По прямым указаниям Житкова в депо Рубцовка и Белово промывка паровозных котлов производилась при давлении 2-3 атмосфер, вместо 5-6 атмосфер. В результате накипь оставалась на стенках котла и трубах, паровозы работали с грязными котлами и протекающими трубами, парообразование было плохое. Этим самым срывались и игнорировались все мероприятия, которые создавал НКПС для кривоносовцев-стахановцев по поднятию, форсировке и превышению технических скоростей.

ВОПРОС: Кто из участников троцкистской организации работал в депо дороги?

ОТВЕТ: Не знаю. С некоторыми из участников троцкистской организации депо дороги Житков был связан непосредственно.

ВОПРОС: Продолжайте ваши показания.

ОТВЕТ: Я перечислил основные факты подрывной работы нашей троцкистской организации в паровозном хозяйстве Томской жел<езной> дороги.

ВОПРОС: Следствию известно, что это не все основные факты подрывной работы вашей организации. Подрывная работа в паровозном хозяйстве вами проведена большая. Предлагаем это не скрывать и продолжать показания.

ОТВЕТ: В основном мною все сказано.

 

Допрос прерывается.

 

Записано с моих слов правильно, лично мною прочитано в чем и подписываюсь: 

 

ОРЛОВ.

 

ДОПРОСИЛИ: 

ЗАМ. НАЧ. УНКВД по ЗСК –
СТ. МАЙОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (УСПЕНСКИЙ)

ЗАМ. НАЧ. ТО УГБ УНКВД ЗСК –
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НЕВСКИЙ)

ОПЕР. УПОЛНОМ. ТО УГБ УНКВД ЗСК –
МЛ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (КЮРС)

 

ВЕРНО: 

 

Опер. Упол. ТО УГБ –
Мл. Лейтенант Государственной Безопасности (КЮРС)

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 243, Л. 46-57.