Протокол допроса И.И. Бурлакова

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

БУРЛАКОВА, Ивана Ивановича, от 24.X-1936 г.

 

БУРЛАКОВ И.И., 1900 г<ода> рожд<ения>, член ВКП(б) с 1920 г., исключен в августе 1936 г. как участник к.-р. троцкистской организации. Начальник 9-го Вагонного участка ст<анции> Свердловск.

 

Вопрос: При допросе 15.Х-36 г. Вы показали, что троцкистско-зиновьевская организация, участником которой Вы являлись, проводила на транспорте к.-р. подрывную вредительскую работу. Следствие предлагает Вам назвать всех участников организации, проводивших к.-р. вредительскую работу на жел<езной> дороге имени Л.М. Кагановича?

Ответ: Мне известно, что подрывная вредительская деятельность на дороге проводилась следующими лицами:

В Вагонной службе дороги эту работу возглавляли: я – БУРЛАКОВ и члены к.-р. организации ДОРОФЕЕВ, ИНЮТИН и инженер ТРУБИЕВ Н.

В сл<ужбе> Движения подрывную вредительскую работу вел член организации ДЫКМАН – Начальник Технического отд<ела> службы Движения.

В службе Пути подрывная контрреволюционная деятельность возглавлялась членами контрреволюционной организации – инженером АЛЕКСИНЫМ и нач<альником> части искусственных сооружений КОРЕШКОВЫМ.

В Паровозной сл<ужбе> эта работа проводилась членом организации Зам<естителем> Нач<альника> Локомотивной части ПИСАРЕВЫМ.

Всей подрывной вредительской деятельностью организации на дороге руководили – ТУРОК и ДЫКМАН.

Вопрос: В чем конкретно выражалась к.-р. подрывная вредительская деятельность указанных Вами участников организации? 

Ответ: Вредительская деятельность, которую возглавляли и проводили указанные мною участники организации выражалась:

1) в разрушении и выводе из строя значительной части вагонного парка;

2) в дезорганизации работы и выводе из строя паровозного парка;

3) в приведении в негодное состояние путей и искусственных сооружений на важнейших направлениях дороги;

4) дезорганизации службы Движения.

Вопрос: Расскажите подробно, в чем выражалась Ваша контрреволюционная работа в Вагонной службе и через кого она Вами осуществлялась?

Ответ: Как я уже показал, в вагонной службе дороги подрывную вредительскую работу осуществляли: я – БУРЛАКОВ, ДОРОФЕЕВ и члены контрреволюционной организации ИНЮТИН и ТРУБИЕВ. Практически в целях дезорганизации работы и разрушения Вагонного парка мы насаждали своих людей – членов организации в важнейших звеньях Вагонной службы – в вагонных участках и захватили в свои руки управленческий аппарат Вагонной службы дороги.

Я, БУРЛАКОВ, с 1933 года по март 1935 года занимал должность зам<естителя> нач<альника> Вагонной службы дороги. После моего ухода из Управления дороги должность зам<естителя> нач<альника> Вагонной службы была занята членом организации ДОРОФЕЕВЫМ, завербованным мною в 1933 году, и впоследствии, когда ДОРОФЕЕВ также был переброшен на вагонный участок дороги, нами был обработан и вовлечен в организацию Начальник Вагонной службы ИНЮТИН. Таким образом, управленческий аппарат вагонной службы находился непрерывно в наших руках, и это позволяло сравнительно свободно обрабатывать и расставлять своих людей на самых ответственных участках Вагонной службы.

Мною, БУРЛАКОВЫМ, в 1934 году был вовлечен в организацию мастер вагонного участка в Тагиле КОЗЫРЕВ.

В начале 1934 года я вовлек в организацию зам<естителя> нач<альника> вагонного участка в Свердловске СЫЧЕВА, сына полицейского.

В 1934 году мною был завербован как член организации зав<едующий> отд<елом> труда вагонной службы ЧЕРНУШКИН.

После моего ухода из управления дороги на должность нач<альника> вагонного участка Свердловск я сделал своим заместителем члена организации СЫЧЕВА, которого назначил на весьма важный участок по обработке вагонов на ст<анции> Сортировочная.

ДОРОФЕЕВЫМ, вступившим вместо меня на должность зам<естителя> нач<альника> вагонной службы, работа по расстановке людей на участках продолжалась. Им был завербован в организацию заместитель начальника вагонного участка Кунгур, б<ывший> эсер ПРОСКУРЯКОВ. ДОРОФЕЕВЫМ же был вовлечен в организацию зам<еститель> нач<альника> вагонного участка Кабаковск БОНДИН, исключенный из ВКП(б).

В начале 1935 года ДОРОФЕЕВЫМ был вовлечен в организацию зам<еститель> нач<альника> вагонного участка Чусовская ПОЛЯКОВ.

Вопрос: Какие конкретно задания давались Вами участникам организации по разрушению вагонного парка?

Ответ: Участникам организации давались прямые задания создавать на участках подрывные вредительские группы, вовлекая в них осмотрщиков, мастеров, пролазчиков и ремонтных рабочих, через которых проводить практическую работу. Дезорганизовать трудовую дисциплину на участках, чем добиться преступного отношения к осмотру и ремонту вагонов. Умышленно срывать безотцепочный ремонт вагонов, особенно смену букс, рессор, стяжек, упряжных крючьев, тормозных колодок, буферных стаканов, стержней; игнорировать крепление ходовых частей и тормозного подвешивания и тем самым создавать условия для крушений поездов в пути следования. Заведомо оставлять в поездах больные вагоны с ослабленными, лопнувшими бандажами, выбоинами в бандажах, с ослабленным креплением ходовых частей, также с целью создания условий для крушений поездов и поломки и порчи в пути.

Членам организации давались прямые задания производить вредительскую обработку колесных пар, в частности, внедрить в практику заведомо преступный осмотр колесных пар без очистки осей, при ремонте колесных пар делать заведомо неправильную (под прямым углом) выкружку задних галтелей шеек оси, практиковать подкатку под вагоны негодных колесных пар с трещинами и ненормальным радиусом выкружки задних галтелей, что неизбежно влечет за собой тяжелые крушения на пути.

Вопрос: Кто персонально давал эти задания участникам организации?

Ответ: Задания членам организации по вредительской деятельности в вагонном парке давались мной – БУРЛАКОВЫМ, ДОРОФЕЕВЫМ и ИНЮТИНЫМ.

Вопрос: Сообщите следствию, что конкретно Вам известно о подрывной деятельности, проводившейся участниками Вашей организации в вагонных участках?

Ответ: Я лично был в курсе всей подрывной вредительской работы в вагонной службе, так как до марта 1935 года лично руководил подрывной работой; с марта месяца 1935 года и до момента моего ареста я знал о вредительской деятельности по вагонной службе из сообщений ДОРОФЕЕВА и ИНЮТИНА

Наиболее активно проводил вредительскую работу член организации СЫЧЕВ на участке Сортировочная. Я знаю со слов самого СЫЧЕВА, что СЫЧЕВ по моему заданию полностью запустил колесный парк и запутал учет колесного парка. Это давало ему возможность безнаказанно подкатывать под вагоны негодные колесные пары, что он и делал. СЫЧЕВ мне лично говорил в конце 1935 года, что им подкачено под вагоны до 30 негодных колесных пар с маломерными осями, с трещинами в осях, в шейках осей и т.п.

СЫЧЕВЫМ была совершенно расстроена работа по отцепочному ремонту вагонов. С целью срыва отцепочного ремонта он умышленно закрыл ремонтные пути в парке отправления и все вагоны, требующие мелкого безотцепочного ремонта, направлял за полкилометра в депо. Это приводило к зашивке депо излишними вагонами и срыву не только отцепочного, но и планового среднего и аварийного ремонта.

Этим же СЫЧЕВ осуществлял саботаж приказа Наркомпути тов. КАГАНОВИЧА об увеличении оборота вагонов.

В целях срыва ремонта вагонов СЫЧЕВ умышленно лучшие производственные силы непрерывно перебрасывал с одной работы на другую, так, он мне говорил, что лучшего мастера отцепочного ремонта АНИСИМОВА в течение 5 или 6 месяцев перебрасывал до 12 раз на разные работы.

Безотцепочный ремонт СЫЧЕВЫМ систематически срывался. СЫЧЕВ с октября месяца 1935 года ежедневно держал остаток до 150-180 больных вагонов сверх нормы, чем недодавал их под погрузку дороге. Ремонт значительной части вагонов проводился вредительски или совсем не проводился, а делалось это так: вместо тщательного осмотра вагонов и замены негодных частей и крепления упряжных ударных приборов и ходовых частей производилось “обстукивание” бандажей и после этого выдавалась техническая готовность поезда, фактически же этот поезд не только не ремонтировался, но и не подвергался осмотру. В результате имели место неоднократные случаи крушений тов<арных> поездов на ст<анции> Сортировочная. СЫЧЕВ лично мне рассказывал, что в ноябре месяце 1935 года участниками его группы был пропущен вагон с лопнувшим бандажом в п<оезде> № 701. В результате этого поезд на перегоне Пастушная – Сарга потерпел крушение – один вагон был полностью уничтожен, 2 вагона сильно повреждены; кроме того, было испорчено 900 м<е>тр<ов> пути и порезано более 900 шпал.

В конце ноября месяца 1935 года он сообщил мне, что им был пропущен вагон с негодной колесной парой, в результате чего поезд № 606 на перегоне Северка – Сарга потерпел крушение; было испорчено более 600 м<е>тр<ов> пути и разбит вагон. СЫЧЕВ говорил: “Я увеличу им погрузку, коммерческую скорость и уничтожу предельщину, у меня половина поездов будет ходить прямым сообщением под откос”.

Вопрос: Что говорил Вам СЫЧЕВ об обстоятельствах крушения?

Ответ: Он говорил, что в первом случае крушение произошло по причине лопнувшего бандажа, а во втором – по причине излома оси.

Вопрос: Кто был непосредственным виновником крушения?

Ответ: Этого СЫЧЕВ мне не говорил.

Вопрос; Что Вам еще известно о подрывной работе СЫЧЕВА?

Ответ: В конце 1935 года или начале 1936 года СЫЧЕВ Начальником дороги за развал работы участка был снят и назначен мастером участка Пермь 2-я. При назначении в Пермь СЫЧЕВ получил от меня и ИНЮТИНА задание связаться в Перми с членом организации ФИЛИППОВЫМ – зам<естителем> нач<альника> вагонного участка.

В мае месяце я видел лично СЫЧЕВА в Свердловске, он приезжал из Перми и рассказывал, что он связался с ФИЛИППОВЫМ, и что там есть группа мастеров, которая работает так же, как и на Сортировке, и что он уже начал действовать.

Вопрос: Кто проводил подрывную работу на участке Сортировочная после снятия члена организации СЫЧЕВА с работы?

Ответ: После снятия с работы СЫЧЕВА по договоренности с ИНЮТИНЫМ на работу в Сортировочную был выдвинут член организации ЧЕРНУШКИН. ЧЕРНУШКИНУ ИНЮТИНЫМ и мною было дано задание держать участок Сортировочная в состоянии развала и добиваться срыва мероприятий, которые будут проводиться с целью улучшения работы участка. ЧЕРНУШКИН это задание выполнил. Работа участка при нем не только не улучшилась, но наоборот ухудшилась.

При встрече со мной весной 1936 года ЧЕРНУШКИН говорил мне, что им поставлено под вагоны много негодных осей, что должны быть крушения, и он беспокоился, что его быстро разоблачат и снимут. Он же мне говорил, что безотцепочный ремонт им также срывается, что превышение остатка больных вагонов остается по-прежнему высоким.

В июне месяце 1936 года на перегоне В<ерх>-Нейвинск – Н<ейво>-Рудянка произошло крушение товарного поезда, я выезжал туда в составе комиссии для установления причин крушения. Комиссия не установила причин крушения, а 15 или 16/VI я встретил ЧЕРНУШКИНА и рассказал ему, что произошло крушение поезда №1025 12/VI-с<его> г<ода>, формировавшегося в его участке. ЧЕРНУШКИН мне сообщил, что это крушение было организовано им и его осмотрщиком, что комиссия просто не сумела определить причин, а произошло это крушение вследствие обрыва триангеля, отвалившегося на ходу поезда. ЧЕРНУШКИН сказал мне, что когда этот состав находился в Сортировке, то осмотрщик, завербованный им в организацию, доложил ему, ЧЕРНУШКИНУ, о том, что у одного вагона ослабли тормозные подвески, держатся на одном болте и, кроме того, выскочила шплинтовка из валка тормозного подвешивания. ЧЕРНУШКИН сказал, что он предложил ничего не крепить и пустить вагон как здоровый. Когда он мне это сказал, то для меня стало ясно, что крушение было организовано нами.

Вопрос: ЧЕРНУШКИН Вам сказал фамилию осмотрщика, который совместно с ним организовал это крушение?

Ответ: Фамилию он мне называл, но я забыл, постараюсь вспомнить и сообщить.

Вопрос: Расскажите подробно, где произошло это крушение и какие оно имело размеры?

Ответ: Крушение было исключительно крупным. Произошло оно, как я уже показал, на перегоне В<ерх>-Нейвинск – Рудянка, во время крушения было разбито 27 вагонов и поломано много рельс, общий убыток от этого крушения достигал 200 тысяч рублей.

Вопрос: Сообщал ли Вам ЧЕРНУШКИН о других случаях крушений, происшедших в результате его вредительской деятельности на участке?

Ответ: Да, сообщил в середине 1936 года, примерно тоже в июне месяце он мне сообщил, что от подкатки негодных осей под вагоны, произведенной по его указанию, на дороге произошло несколько крушений; что все крушения произошли по причине поломки шеек осей.

Вопрос: Говорил ли Вам ЧЕРНУШКИН, где и какие именно произошли крушения?

Ответ: Где и какие были крушения ЧЕРНУШКИН говорил мне: помню, он говорил, что им было организовано крушение, происшедшее в марте месяце 1936 года на перегоне Таватуй – Мурзинка, где разбилось 2 вагона и 2 вагона были повреждены, это крушение произошло по причине излома шейки оси.

Второе крушение, о котором он мне говорил, произошло в июне месяце 1936 года на перегоне Свердловск – Сортировочная – Северка. Тоже там был разбит один вагон и один вагон был поврежден. Крушение тоже произошло по причине излома шейки оси.

Вопрос: Вам ЧЕРНУШКИН говорил, что эти крушения организованы его группой?

Ответ: Да, он говорил, что все эти крушения организованы его группой.

Вопрос: Кем персонально?

Ответ: Кем персонально, он мне не говорил, и я его не спрашивал.

Вопрос: Известны ли Вам участники подрывной вредительской группы, возглавлявшейся СЫЧЕВЫМ и ЧЕРНУШКИНЫМ на ст<анции> Сортировочная?

Ответ: Нет, участников группы на участке Сортировочная я не знаю.

Вопрос: Вы говорите неправду. Вам должны быть известны участники группы на Сортировочной, так как до октября месяца 1935 года этот участок находился у Вас в подчинении?

Ответ: Я говорю правду, я не знаю, кто персонально состоит в группе на Сортировочной, я не знаю, потому что я занимался больше террористической деятельностью, а на Сортировочной вел работу СЫЧЕВ, а после СЫЧЕВА – ЧЕРНУШКИН. Мне известен один участник группы ЧЕРНУШКИНА – это МАХНУТИН, б<ывший> ст<анционный> осмотрщик 9 вагонного участка, который был завербован в организацию ЧЕРНУШКИНЫМ, об этом он мне лично рассказывал.

Вопрос; Расскажите о подрывной вредительской деятельности на участке Вагонной службы в Тагиле?

Ответ: Вредительскую работу в Тагильском вагонном участке проводил завербованный мною участник организации КОЗЫРЕВ, мастер Тагильского участка. По своей подрывной работе КОЗЫРЕВ был связан с нач<альником> дистанции пути БОНДАРЕНКО, возглавлявшим группу в Тагиле. КОЗЫРЕВ являлся ответственным лицом за безотцепрчный и отцепочный ремонт. Методы вредительской деятельности КОЗЫРЕВА аналогичны тем, которые применялись и в Сортировочной, именно: пропуск в поезда больных вагонов и подкатка негодных колесных пар. Я знаю хорошо, что на Тагильском участке было несколько крушений по вине Вагонной службы, в большинстве своем они являлись результатом вредительской деятельности участников нашей организации в Тагиле.

Вопрос: Откуда это Вам известно?

Ответ: Со слов самого КОЗЫРЕВА. В феврале месяце 1936 года я выезжал на крушение происшедшее на перегоне Таватуй-Сарга. Крушение произошло по причине излома бандажа, в результате крушения 3 вагона было уничтожено, большое количество вагонов было повреждено, кроме того, была сшиблена контактная мачта, на которой держится контактный провод электродороги. На это крушение выезжал и КОЗЫРЕВ. КОЗЫРЕВ мне тогда лично сказал, что этот состав проходил Тагильский участок, и трещина в бандаже была обнаружена, но умышленно вагон был оставлен в составе с целью вызвать крушение. Когда выясняли лиц, виновных в крушении, то обвинили начальника Кувшинского участка БАЛАДИНСКОГО, на участке которого этот состав формировался, а КОЗЫРЕВ остался в стороне и разоблачен не был.

Вопрос: Кто персонально пропустил вагон о лопнувшим бандажом?

Ответ: Я не спрашивал об этом КОЗЫРЕВА.

Вопрос: А сам он Вам не говорил?

Ответ: Нет, не говорил. В 1936 году от ИНЮТИНА я узнал, что КОЗЫРЕВ переведен на работу в участок ЕГОРШИНО, что он там создал группу и систематически ставит больные вагоны, и что уже в результате деятельности группы КОЗЫРЕВА в Егоршино был ряд серьезных крушений.

Вопрос: Каких крушений и где?

Ответ: О конкретных случаях по Егоршино у меня с ИНЮТИНЫМ разговоров не было.

Вопрос: Что Вам известно о подрывной вредительской деятельности участника организации ПРОСКУРЯКОВА?

Ответ: ПРОСКУРЯКОВ был вовлечен в организацию бывш<им> зам<естителем> нач<альника> вагонной службы ДОРОФЕЕВЫМ. Со слов ДОРОФЕЕВА мне известно, что ПРОСКУРЯКОВЫМ на участке в Кунгуре созданы подрывные группы.

Вопрос: Фамилии участников этой группы Вам называл ДОРОФЕЕВ?

Ответ: ДОРОФЕЕВ мне говорил, что ПРОСКУРЯКОВ втянул в организацию мастера вагонного участка ШИПИЦИНА, мастера ВИШНЯКОВА, слесарей МАЛЬЦЕВА и СТАРИКОВА. После отъезда ДОРОФЕЕВА в Тюмень связь с группой ПРОСКУРЯКОВА поддерживал ИНЮТИН, он об этом лично говорил мне в конце мая месяца 1936 года.

Вопрос: В чем выразилась подрывная вредительская работа этой группы?

Ответ: Из разговоров с самим ПРОСКУРЯКОВЫМ и с ИНЮТИНЫМ, который руководил подрывной работой ПРОСКУРЯКОВА, я знаю, что группа ПРОСКУРЯКОВА систематически ставила негодные части на ремонтируемые вагоны, умышленно не устраняла обнаруживаемые дефекты у ходовых частей вагонов, упряжи и ставила под вагоны негодные колесные пары. ИНЮТИН лично рассказывал, что ПРОСКУРЯКОВ работает смело, что он вывел из строя большое количество вагонов, много вагонов разорудовал, целый ряд вагонов выпустил на линию с выбоинами в бандажах и поломал много рельсов.

В июне месяце 1936 года я от ИНЮТИНА слышал, что в результате работы группы ПРОСКУРЯКОВА на перегоне Лек – Тулумбасы было крушение по причине излома шейки оси.

Вопрос: Кем персонально это крушение было подготовлено?

Ответ: ИНЮТИН говорил прямо, что крушение было организовано группой ПРОСКУРЯКОВА, но кем персонально из участников группы, не говорил.

Вопрос: Что еще говорил Вам ИНЮТИН о подрывной вредительской деятельности ПРОСКУРЯКОВА?

Ответ: Он говорил, что за время с января по июль у ПРОСКУРЯКОВА было до 20 отцепок вагонов по неисправности, вышедших из среднего ремонта депо Кунгур.

Большую вредительскую работу проводит член организации ПОЛЯКОВ, работающий зам<естителем> нач<альника> ваганного участка Чусовская.

Вопрос: Что Вы можете показать о его вредительской деятельности?

Ответ: Во второй половине 1935 года мне говорил ДОРОФЕЕВ, что ПОЛЯКОВ в Чусовской сколотил группу из числа мастеров, осмотрщиков и ремонтных рабочих и действует очень энергично. ДОРОФЕЕВ говорил: “Если ПОЛЯКОВ просидит на участке год, то от подвижного состава там ничего не останется”.

По информации ДОРОФЕЕВА ПОЛЯКОВ пропускает в поезда исключительно много больных вагонов с выбоинами в бандажах, с трещинами в осях, с большими дефектами  в упряжи, в тормозном подвешивании и что на его участке по этим причинам было много крушений.

В мае и в июне месяцах 1936 года то же самое мне говорил ИНЮТИН. Причем ИНЮТИН рассказал о целом ряде случаев крупных крушений, имевших место в результате подрывной вредительской работы группы ПОЛЯКОВА уже в 1936 году.

Вопрос: О каких крушениях, происшедших в результате вредительской деятельности ПОЛЯКОВА, говорил Вам ИНЮТИН?

Ответ: ИНЮТИН мне говорил, что в результате подрывной вредительской деятельности ПОЛЯКОВА в апреле 11936 года произошло крупное крушение на перегоне Осыплянск – Афанасьевский, во время которого было разбито 9 вагонов и попорчено много пути. Крушение произошло по причине излома шейки оси, что ось с трещиной в шейке была поставлена под вагон группой ПОЛЯКОВА.

В июне месяце на перегоне Усьва – Нагорная произошло крушение, во время которого также разбито 15 вагонов и испорчено много пути. Крушение это тоже произошло вследствие излома шейки оси, и ИНЮТИН говорил, что недоброкачественная ось была умышленно поставлена под вагон по указанию ПОЛЯКОВА.

В июне же месяце на перегоне Койва – Вижай произошло крушение товарного поезда, во время которого было разбито 4 и повреждено 5 вагонов. Крушение тоже произошло от излома шейки оси и что ось с трещиной в шейке также умышленно была поставлена под вагон по указанию ПОЛЯКОВА.

Вопрос: Кто из участников группы ПОЛЯКОВА был непосредственным виновником этик крушений?

Ответ: Об этом мне ИНЮТИН не говорил.

Вопрос: Вы напрасно скрываете прямых виновников указанных Вами крушений. Следствие требует, чтобы Вы выдали всех участников организации, непосредственно организовавших эти крушения?

Ответ: Я говорю правду, но я не знаю непосредственных виновников этих крушений и поэтому не могу назвать их.

Вопрос; Что Вам известно о вредительской деятельности членов организации БОНДИНА на Кабаковском участке?

Ответ: О конкретных фактах вредительской деятельности БОНДИНА мне ничего не известно. Со слов ДОРОФЕЕВА я знал лишь, что БОНДИН создал подрывную группу в Кабаковске. ДОРОФЕЕВ называл при этом фамилии участников этой группы мастера КОВАЛЬНОГОВА, мастера ТАЛЕНКОВА и слесаря ПРЯХИНА.

Вопрос: Вы показали, что управленческий аппарат Вагонной службы в течении ряда лет находился в руках организации. Какая конкретно подрывная вредительская работа проводилась участниками организации, возглавлявшими аппарат вагонной службы в управлении дороги?

Ответ: В Вагонной службе Управления дороги подрывная вредительская работа проводилась мною – БУРЛАКОВЫМ с ДОРОФЕЕВЫМ и ТРУБИЕВЫМ и с 1936 года ИНЮТИНЫМ.

Практически наша вредительская деятельность выражалась в том, что мы с целью дезорганизовать буксосмазочное хозяйство дороги умышленно тормозили на протяжении 2-х лет – 1934-1935 г.г. строительство концепропиточных помещений в Чусовой, Красноуфимске, Тагиле и Сортировочной. Причем в 1934 году, когда планировалась постройка концепропиточных помещений, я лично, учитывая ограниченные лимиты на это строительство, настаивал на строительстве концепропитки в Перми, где никакой необходимости в постройке не было, так как там концепропиточное помещение было. С этой целью я доказывал, что Пермская концепропитка непригодна к эксплуатации и что там нужно строить новую. Провести этого мне не удалось, и концепропиточная в Перми была оставлена старая, причем она вполне пригодна и работает до настоящего времени.

Затяжка в строительстве концепропиточных помещений дезорганизовала смазочное хозяйство, так как до 1936 года включительно концы пропитывались кустарным холодным способом в бочках, и в буксы закладывались недоброкачественные концы. Следствием этого саботажа строительства концепропиточных помещений было большое количество случаев отцепок вагонов по причине горения букс.

В 1935 году количество отцепок достигало 400-500 случаев в месяц. Кроме того, горение букс вызывало значительную порчу шеек осей.

Вредительски распределялись по вагонным участкам запчасти. При общем дефиците запчастей распределение проводилось таким образом, что на участки направлялись те запчасти, в которых там не было острой потребности, и, наоборот, – не посылалось тех частей, в которых ощущался острый недостаток, особенно: рессоры, стяжки, буксы, буферные стаканы, стержни, тележечные и буферные пружины и т.п.

Саботировали выполнение приказа Наркомпути т. Кагановича об организации мощных опорно-ремонтных технических пунктов. Практически этот приказ на дороге не выполнен до настоящего времени. Количество пунктов осмотра на основании приказа НКПС было сокращено, а укрупненных опорно-ремонтных пунктов умышленно не создано. Саботаж выполнения этого приказа перед начальником дороги замаскировывается ссылками на недостаток рабочей силы; на самом же деле квалифицированная рабочая сила имеется, но она разбросана на второстепенных работах.

Саботаж этого приказа т. Кагановича проводится с целью срыва текущего безотцепочного ремонта вагонов и вытекал из общей задачи организации добиваться разрушения и вывода из строя вагонного парка.

С этой же целью мы сознательно тормозили до конца 1935 года постройку и сдачу в эксплуатацию новых вагонных депо в Сортировочной, на ст. Смычка, в Чусовской и т.д. Эти депо должны были быть построены в 1934 году, фактически же на ст<анции> Сортировочная в первой половине 1935 года была сдана только одна секция, а вторая в конце 1935 года. Депо на ст<анции> Смычка было сдано в конце 1935 года, причем в 1936 году работа в этом депо прекращена ввиду провала тракционных путей. Депо в Чусовской также сдано в эксплуатацию только в конце 1935 года.

Вопрос: Что Вы можете показать о подрывной вредительской деятельности в Паровозной службе и службе Пути?

Ответ: Конкретных фактов вредительской работы в Паровозной службе и службе Пути мне неизвестно. Я знаю со слов ТУРОК<А>, что инженер службы Пути АЛЕКСИН и инженер Паровозной службы ПИСАРЕВ являются членами организации, возглавляемой ТУРОК<ОМ>, и ведут по его заданиям подрывную вредительскую работу. Конкретными данными о их вредительской работе я не располагаю.

Вопрос: Что Вам известно о подрывной контрреволюционной работе организации в службе Движения?

Ответ: Подрывную вредительскую работу в службе Движения проводит участник организации инженер ДЫКМАН. Конкретные факты его вредительской деятельности мне неизвестны, но я знаю со слов ТУРОК<А>, что ДЫКМАН по его заданию умышленно срывал работу по развитию ряда станций, срывал проработку и внедрение технологического процесса на дороге.

Вопрос: Когда Вам ТУРОК об этом говорил?

Ответ: Об этом ТУРОК мне говорил в 1935 году летом и в начале 1936 года.

Вопрос: Из Ваших показаний видно, что подрывной вредительской деятельностью ДЫКМАН<А> руководил ТУРОК?

Ответ: ТУРОК руководил не только к.-р. вредительской деятельностью ДЫКМАН<А>, но и всей к.-р. вредительской работой организации на дороге.

Вопрос; Откуда Вам это известно?

Ответ: Мне это известно со слов самого ТУРОК<А>. С ТУРОК<ОМ> я как член организации поддерживаю связь с середины 1934 года, с того времени, когда я на дороге работал еще зам<естителем> нач<альника> Вагонной службы. ТУРОК, по моей информации, в курсе всей вредительской деятельности в Вагонной службе и в курсе организованных мною и членом организации МИХЕТКО попыток совершить террористические акты над КАГАНОВИЧЕМ и МОЛОТОВЫМ. Из разговоров с ТУРОК<ОМ> в 1935 году весной я знаю, что он был вовлечен в организацию в 1933 году бывш<им> нач<альником> службы Движения АБУАШВИЛИ. ТУРОК мне говорил, что АБУАШВИЛИ имеет связь с японской разведкой и работает по ее заданиям.

Вопрос: Каким образом Вы установили связь с ТУРОК<ОМ>?

Ответ: В июле или августе мес<яце> 1934 года ТУРОК меня обрабатывал на участие в контрреволюционной вредительской организации. После нескольких встреч с ним я рассказал ТУРОК<У>, что я состою в подпольной троцкистско-зиновьевской организации и веду работу по ее заданиям. В частности, ТУРОК<У> я рассказал о террористических позициях организации, о том, что троцкистская организация ставит своей целью убить Сталина и уничтожить верхушку ЦК ВКП(б).

Вопрос: О существовании троцкистско-зиновьевского блока Вы говорили с ТУРОК<ОМ>?

Ответ: Я рассказал ТУРОК<У> то, что мне было известно из разговоров с ДАНИЛОВЫМ. В 1935 году я сообщил ему, что троцкисты и зиновьевцы сейчас представляют объединенную организацию и действуют сообща, что их объединяет обоюдное признание террористических методов борьбы против ВКП(б). При этом я сказал ТУРОК<У>, что во главе троцкистско-зиновьевской организации стоят Зиновьев, Каменев и что видную роль в организации играет МРАЧКОВСКИЙ.

Вопрос: Как реагировал ТУРОК на Ваше сообщение?

Ответ: ТУРОК предложил действовать совместно с ним и дал мне задание развернуть подрывную работу в Вагонной службе, использовав для этой цели участников троцкистской организации.

Вопрос: Кого Вам назвал ТУРОК как участников организации, возглавляемой им и АБАУШВИЛИ?

Ответ: ТУРОК мне говорил, что в организации состоит и связан с ним лично инженер ДИКМАН, инженер службы Пути АЛЕКСИН, инженер Паровозной службы ПИСАРЕВ и инженер КОРЕШКОВ. В 1935 году летом ТУРОК мне говорил, что в организации состоит Начальник Ю<жно>-Уральской дороги КНЯЗЕВ, который создал крепкую организацию у себя на дороге, и что КНЯЗЕВ якобы действует тоже по заданиям японской разведки.

Вопрос: Называл ли Вам ТУРОК персонально связи АБУАШВИЛИ и КНЯЗЕВА с агентами японской разведки? 

Ответ: Нет, персонально связей АБУАШВИЛИ и КНЯЗЕВА он мне не называл.

Вопрос: Что Вам говорил ТУРОК о задачах организации, участником которой он являлся?

Ответ: ТУРОК мне говорил, что организация, в которой он состоит, имеет широкие связи на всех дорогах главной сибирской магистрали, вплоть до китайской границы, что организация имеет задание создать строго законспирированные кадры на дорогах сибирской магистрали и развернуть подрывную вредительскую работу с тем, чтобы дезорганизовать работу главной сибирской магистрали, вывести из строя паровозный и вагонный парки, привести в негодное состояние путевое хозяйство.

ТУРОК мне говорил, что организация должна будет сыграть огромную роль в момент объявления войны Японии против Советского союза, что перед организацией стоят задачи с объявлением войны немедленно развернуть интенсивную разрушительную работу на дороге.

Вопрос: Какую разрушительную работу вел ТУРОК

Ответ: В 1935 году и летом 1936 года ТУРОК передавал установки о деятельности организации на случай войны. Конкретно ТУРОК выдвигал следующие задачи, которые организация должна будет выполнять в момент войны:

1. Организовать массовые крушения воинских поездов, идущих на Дальний Восток с войсками и снаряжением, путем постановки заведомо больных вагонов в воинские составы и негодных колесных пар, порчи пути, поломки рельс, пуска вагонов с выбоинами на бандажах, взрывов мелких железнодорожных мостов на сибирской магистрали.

2. Вывести из строя паровозный и вагонный парк;

3. Организовать поджоги железнодорожных складов с продовольствием и воинским грузом. Организовать поджоги элеваторов.

4. Производить заражение воды и съестных припасов на пунктах питания воинских частей острозаразными бактериями (чумой, сибирской язвой, холерой).

Вопрос: Откуда ТУРОК предполагал получить бактерии этих острозаразных болезней?

Ответ: Этого он мне не говорил.

Вопрос: От кого Вы получали установки на проведение подрывной вредительской деятельности, которую Вы проводили в данное время?

Ответ: От ТУРОК<А> и от Нач<альника> Вагонной службы ИНЮТИНА, который также был связан с ТУРОК<ОМ>

Вопрос: Вы не все рассказали следствию о характере Вашей связи с участником организации МИХЕТКО?

Ответ: С МИХЕТКО я установил связь и вовлек его в организацию в конце 1935 года. Я рассказал МИХЕТКО о том, что я веду работу по заданию троцкистской организации, и что одной из главных задач в организации является убийство Сталина и членов Политбюро ЦК ВКП(б). После этого МИХЕТКО сообщил мне, что он тоже прибыл на территорию СССР с аналогичным заданием. МИХЕТКО рассказал, что он в Харбине был связан с японской военной миссией через агента японской разведки НАГАУЧИ и по его заданию выехал в СССР.

Вопрос: Что Вам сообщил МИХЕТКО о заданиях, полученных им от японской разведки?

Ответ: Он сообщил мне, что получил от японской военной миссии задание в случае объявления войны с Японией СССР произвести ряд разрушительных действий на главной сибирской магистрали.

Вопрос: О каких разрушительных действиях МИХЕТКО говорил?

Ответ: МИХЕТКО говорил, что он должен будет произвести ряд крупных крушений воинских поездов, поджогов железнодорожных складов промышленного и оборонного значения, а также произвести заражение острозаразными бактериями железнодорожных водоемов и пунктов питания в санитарной обработке воинских эшелонов.

МИХЕТКО говорил, что в случае войны он получит сигнал к действию, и ему будет доставлено все необходимое, в частности, бактерии острозаразных болезней.

Убедившись, что МИХЕТКО говорит о заданиях, аналогичных тем, о которых сообщил мне ТУРОК, я спросил МИХЕТКО, не имеет ли он с ТУРОК<ОМ> связи.

Вопрос: Что Вам ответил МИХЕТКО?

Ответ: Он сказал, что с ТУРОК<ОМ> незнаком. После этого я решил использовать МИХЕТКО в террористических целях и предложил ему действовать совместно.

Вопрос: О том, что МИХЕТКО и инженер ТРУБИЕВ связаны с японской разведкой, Вы говорили ТУРОК<У>?

Ответ: Об этом я рассказал ТУРОК<У>, и ТУРОК сказал мне, что ему об этом известно.

 

Записано с моих слов верно и мною прочитано: 

 

БУРЛАКОВ.

 

Допросил:

 

ПОМ. НАЧ. УНКВД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВ. БЕЗОПАСНОСТИ: (ЧИСТОВ)

 

ВЕРНО:

 

СТАРШИЙ ИНСПЕКТОР УАО ГУГБ Голанский (Голанский)

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 252, Л. 55-78.