Протокол допроса Б.С. Рабиновича

 

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

РАБИНОВИЧА Бориса Семеновича

12 февраля 1937 года

 

РАБИНОВИЧ, Борис Семенович, рожд<ения> 1903 года, г. Одесса, образование высшее, до ареста плановик-экономист грузовой службы Управления дороги им. Ворошилова, в 1928 г. был арестован за нелегальную троцкистскую работу в Москве.

 

Вопрос: В своих предыдущих показаниях вы не все показали о деятельности троцкистской организации, участником которой вы являлись.

Ответ: Я действительно до сего времени много не сообщил следствию. Я пытался представить дело таким образом, что в организации я играл незначительную роль. Я полагал, что это уменьшит долю ответственности, которую я буду нести.

Вопрос: Кто возглавлял троцкистскую организацию на жел<езно>дор<ожном> транспорте?

Ответ: Я должен вам сказать, что на Сев<еро->Кавказской жел<езной> дор<оге> до начала 1934 года не существовало организационно оформленной троцкистской организации, были, правда, отдельные троцкисты, вокруг которых группировались контрреволюционные элементы. Из этих отдельных троцкистов я в тот период знал АНАНЬЕВА Б.Н. и ОГАНЕСОВА, которых я уже назвал ранее и через которых я впоследствии увязался с контрреволюционной троцкистской организацией.

В начале 1934 года на дорогу приехал Я. ЛИВШИЦ, которой собрал отдельных троцкистов и создал к.-р. организацию. Помимо кадровых троцкистов в организацию началась вербовка неустойчивых элементов из членов ВКП(б), а также и контрреволюционных элементов из беспартийных для разрушительной вредительской работы на жел<езно>дор<ожном> транспорте.

Вопрос: Кто же все-таки руководил этой контрреволюционной организацией?

Ответ: В 1934 г. с приездом в Ростов МАЕВСКОГО Ивана Николаевича, назначенного заместителем н<ачальни>ка дороги, и ТОМЛЕНОВА, назначенного начальником Паровозной службы дороги, оба они вместе с ЛИВШИЦЕМ возглавляли всю деятельность троцкистской организации на железной дороге.

Вопрос: Откуда вам это известно?

Ответ: Я в то время работал секретарем ДОРНИТО (Дорожн<ое> Научное Инженерно-Технич<еское> Общество), председателем которого сразу же после приезда в Ростов был избран МАЕВСКИЙ И.Н.

С МАЕВСКИМ мы быстро сошлись, ему было известно, что я старый кадровый троцкист, и вскоре он вызвал меня на откровенный разговор. Я открылся ему первый, сообщил о наличии на дороге отдельных троцкистов, которые ведут работу. МАЕВСКИЙ, убедившись, что имеет дело с своим человеком, стал со мною откровенным и сообщил мне, что создана троцкистская организация на дороге, возглавляемая Я. ЛИВШИЦЕМ.

МАЕВСКИЙ далее передал мне, что кроме ЛИВШИЦА в руководство организацией входят он, МАЕВСКИЙ и ТОМЛЕНОВ.

Вопрос: Кто персонально вам известен из лиц, входивших в к.-р. троцкистскую организацию на железной дороге?

Ответ: Троцкистская организация на жел<езной> дороге, ставившая своей задачей разрушение транспорта, действовала во всех основных и решающих звеньях дороги.

Вопрос: Вы о людях показывайте.

Ответ: Я буду говорить о людях, но прежде всего я хотел бы коротко сказать и о задачах, которые ставились организацией перед этими людьми.

Это вредительско-разрушительная работа на жел<езной> дороге, приведение ее в состояние дезорганизации и хаоса с целью вывести дорогу из строя.

Вопрос: Только это?

Ответ: Применительно к дороге – это была основная задача, но организация, кроме этой разрушительной работы, ставила перед собой еще и другие задачи.

Вопрос: Какие?

Ответ: Это проведение диверсионных актов, организация крушений и аварий.

Вопрос: Дальше?

Ответ: Наша троцкистская организация ставила перед собой, как я уже показывал, проведение террористических актов против руководителей ВКП(б) и Советского Правительства, учитывая, что по дороге часто проходят вагоны с руководителями партии и Правительства,

Вопрос: От кого вы лично получили директивы по террору?

Ответ: Установку на организацию террористической борьбы против руководителей ВКП(б) и Советского Правительства я лично получил от МАЕВСКОГО Ивана Николаевича во время одного из моих посещений МАЕВСКОГО в его служебном кабинете в конце 1934 года. Этот мой разговор с МАЕВСКИМ о терроре был еще до террористического акта над КИРОВЫМ.

Обычно мои встречи с МАЕВСКИМ происходили в его служебном кабинете, в Управлении дороги, под видом делового приема.

Это уже была моя не первая встреча с МАЕВСКИМ. В беседе, в которой мы коснулись террора, МАЕВСКИЙ сообщил мне, что деятельность организации на транспорте приняла широкие размеры и проникла во все основные службы, но этого еще недостаточно – работа должна быть развернута еще больше, с вовлечением новых людей. Сейчас, говорил МАЕВСКИЙ, наша борьба обостряется, мы идем на крайние меры и должны применять самые острые формы борьбы против руководства ВКП(б).

Вопрос: Вы все-таки нам не назвали известных вам участников организации.

Ответ: В службе Эксплуатации (ныне выделившаяся в две службы – движение и грузовую) существовала троцкистская группа во главе с Начальником службы ГОЛОВИНЫМ Василием Ельпидифоровичем, на линии сидели члены нашей организации: РУДЕНКО, быв<ший> нач<альник> Ростовского Отделения, а затем назначенный ЛИВШИЦЕМ начальником ст<анции> Батайск – решающей станции всей дороги, и БУРШТЕЙН, начальником отделения в Краснодаре, а затем уехавший с МАЕВСКИМ на С<еверо->К<авказскую> ж<елезную> д<орогу>.

Кроме того, ГОЛОВИН, РУДЕНКО и БУРШТЕЙН имели еще связи на линии. Во всяком случае, в эксплуатации работала крупная группа вредителей троцкистов, но знаю я только троих, о которых показал.

О практической деятельности этой линии нашей организации я буду говорить ниже.

Вопрос: Вы соприкасались в вашей к.-р. деятельности с ГОЛОВИНЫМ, РУДЕНКО и БУРШТЕЙНОМ?

Ответ: По роду своей работы я с ними не соприкасался, но знаю, что они участники контрреволюционной троцкистской организации. Мне говорил об этом МАЕВСКИЙ, заявив при этом, что они ведут активную разрушительную работу.

Вопрос: Что вы знаете о деятельности участников организации в других службах?

Ответ: В беседах, которые я имел с МАЕВСКИМ И.Н., я знаю, что в Паровозной службе дороги большую работу ведет ТОМЛЕНОВ, который привлек в организацию Начальников наиболее крупных депо: МАРЧЕНКО Гавриила Гаврииловича – нач<альника> депо ст<анции> Кавказская, ОЧЕРЕДЬКО [1], нач<альника> депо ст<анции> Грозный, ФЕДОТОВА, нач<альника> депо Минеральные Воды, и ДАНЬКО, начальника депо ст<анции> Сочи.

Впоследствии в 1935 году, в один из приездов ОГАНЕСОВА в Ростов, он сообщил мне, что в организацию привлечен заместитель ТОМЛЕНОВАСУДАКОВ, который активно включился в вредительскую работу по паровозной службе.

По службе пути вел вредительскую и разрушительную работу член организации ВОЛОВИЧ – начальник пути.

В Финансовом Отделе дороги работал БРЕЙМАН – нач<альник> Фино, человек ЛИВШИЦА, приехавший вместе с ним на дорогу.

О БРЕЙМАНЕ мне также говорил МАЕВСКИЙ, что он активный участник организации.

МАЕВСКИЙ передавал мне, что в бывш<ем> отделе перевозок, влившемся ныне в грузовую службу, также имеются члены организации, которые ведут работу по дезорганизации и срыву перевозок дороги. Впоследствии, в 1935 г., я поступил на работу в грузовую службу и за короткий срок моей работы там я лично убедился, что вредительство и саботаж действительно процветают.

Я особо хочу отметить нач<альника> погрузочно-разгрузочного отдела БАБАРЫКА, который спускал явно вредительские планы погрузки и выгрузки, чем дезорганизовывал финансирование станций по этим работам и расстановку кадров грузчиков.

В течение полутора месяцев, которые я работал в грузовой службе, я приложил и свою руку к вредительству в погрузочно-разгрузочной работе.

Кроме того, мне известен еще ряд участников организации из аппарата Управления дороги. Это АЛЕКСАНДРОВ, бывший инспектор по кадрам, преданный ЛИВШИЦУ человек, МАЕВСКИЙ называл мне АЛЕКСАНДРОВА как одного из серьезных участников организации, который ведет работы по расстановке своих людей на определенных участках в интересах организации.

Вопрос: Какие факты к.-р. работы АЛЕКСАНДРОВА вам известны?

Ответ: Когда я работал в ДОРНИТО, я привлек в организацию ПИЛИПЕНКО Владимира, крайне озлобленного против Соввласти человека. Сообщив об этом МАЕВСКОМУ, я сказал ему, что ПИЛИПЕНКО очень хочет попасть в Краснодар, т.к. ранее он там работал, и через 2-3 месяца он действительно был командирован в Краснодар. Переброска его была проведена АЛЕКСАНДРОВЫМ.

Вопрос: Вы говорите, что лично привлекли ПИЛИПЕНКО в к.-р. троцкистскую организацию. При каких обстоятельствах вы завербовали ПИЛИПЕНКО?

Ответ: Я вместе с ПИЛИПЕНКО работал в Дор<ожном> Бюро Инж<енерно->Техн<ической> секции, он был председателем этого бюро, а я секретарем Дорожного Научного Общества. Сидели мы с ним в одной комнате вдвоем и часто вели разговоры о политике партии. ПИЛИПЕНКО был контрреволюционно настроен и озлоблен против партийного руководства. Я решил, что ПИЛИПЕНКО подходящий человек для организации. Однажды вечером в комнате я сказал ему: “Володя, я старый троцкист, много лет боролся с партией, положение в стране сейчас такое, что борьбу эту надо продолжать, да она и не прекращается, троцкисты эту борьбу продолжают. Организация троцкистов существует и сейчас, но ведет она борьбу в глубоком подполье. По взглядам ты наш человек, начинай с нами работать, жалеть об этом не будешь. С нами работает много сильных людей”. ПИЛИПЕНКО согласился.

Вопрос: Когда это было?

Ответ: Это было в конце 1934 года.

Вопрос: Какие задания вы дали ПИЛИПЕНКО?

Ответ: Я объяснил ему, что ведется широкое вредительство по разрушению жел<езной> дороги. Члены организации работают везде, во всех службах Управления и на линии. Я дал ПИЛИПЕНКО задание включиться в вредительскую работу на дороге.

Вопрос: Кого вы еще вербовали?

Ответ: В это же время, т.е. в конце 1934 г., я завербовал САВЕЛЬЕВА, бывшего в то время инструктором Дорожного Бюро Инж<енерно->Техн<ической> секции, а впоследствии откомандированного в г. Орджоникидзе на работу в качестве председателя Дор<ожного> Бюро Инж<енерно->Техн<ической> Секции.

Вопрос: При каких обстоятельствах вы его завербовали?

Ответ: Продолжительное время я прощупывал САВЕЛЬЕВА. Установив его контрреволюционные взгляды и недовольство партийным руководством, я решил его завербовать. Это было до убийства КИРОВА. Поздно вечером мы гуляли с САВЕЛЬЕВЫМ по улице. Разговаривали о троцкистах. Я сказал ему, что я троцкист и буду стоять на троцкистских позициях до конца, Он ответил мне, что у него много знакомых троцкистов, и он сочувствует троцкистам в их борьбе с партией. Затем мы пришли на мою квартиру на Малом пр., д.36. Жена была в отъезде. Я показал ему выписку из постановления ЦКК от 1929 г. о моем исключении из партии. Он советовал мне восстанавливаться в партии. Т.к. САВЕЛЬЕВ мною уже был подготовлен для вербовки, то я сообщил ему, что существует нелегальная троцкистская организация на дороге, ведущая вредительскую работу, и предложил ему включиться в деятельность организации. САВЕЛЬЕВ согласился.

Вопрос: Еще кого вы завербовали?

Ответ: Я завербовал еще ШАМАНСКОГО Сигизмунда Казимировича, быв<шего> инструктора ДОРНИТО. Это было также в конце 1934 года. Предварительно я долго обрабатывал ШАМАНСКОГО и, убедившись, что у него устойчивые контрреволюционные настроения, я сообщил ему о существовании нелегальной троцкистской организации на дороге и поставил перед ним вопрос, будет ли он с нами работать. ШАМАНСКИЙ также дал согласие.

Вопрос: Кто еще, кроме вас, знал как членов организации ПИЛИПЕНКО, САВЕЛЬЕВА и ШАМАНСКОГО?

Ответ: О привлечении в к-р троцкистскую организацию ПИЛИПЕНКО, САВЕЛЬЕВА и ШАМАНСКОГО я сообщил в разное время МАЕВСКОМУ, затем ОГАНЕСОВУ К.А., с которым все они были тесно связаны по контрреволюционной деятельности.

Вопрос: Это все?

Ответ: Членом к.-р. организации являлся также ВИНАРСКИЙ, быв<ший> консультант при нач<альнике> дороги ЛИВШИЦЕ. Когда разделилась дорога, ВИНАРСКОГО забрал с собой МАЕВСКИЙ, у которого он являлся также консультантом.

В 1935 г. из Орджоникидзе (после разделения дороги) в Ростов приехал ВИНАРСКИЙ, разыскал меня, и я имел с ним встречу. Он от имени МАЕВСКОГО усиленно звал меня поехать работать на Сев<еро->Кав<казскую> ж<елезную> д<орогу>.

При разделении дороги ВИНАРСКИЙ вообще выполнял роль вербовщика по переброске троцкистских кадров на вновь организованную дорогу, начальником которой был назначен МАЕВСКИМ.

В Политотделе были два члена организации: ГИНДИН Матвей Абрамович, редактор дорожной газеты “Звезда”, и СЕЛЬВАНЮК Игорь Михайлович, заместитель редактора газеты “Звезда”.

ГИНДИНА я знаю лично как старого кадрового троцкиста и активного члена организации. Несколько раз я с ним встречался и лично ему передавал о существовании нашей организации.

С СЕЛЬВАНЮКОМ я также несколько раз встречался и тоже говорил ему, что на дороге работает троцкистская организация.

Был еще активный член организации – это личный секретарь ЛИВШИЦАБЕРЛЯНД, которого он с собой привез с Южной дороги. БЕРЛЯНД был очень осведомленный человек о работе организации, поддерживал связь со многими участниками, через него шла передача всяких указаний от ЛИВШИЦА, он же устраивал личные аудиенции членам организации у ЛИВШИЦА и МАЕВСКОГО.

Вопрос: На заводах НКПС имелись троцкистские вредительские группы? Вредительство там было организовано?

Ответ: Да, на некоторых заводах имелись участники организации, которые вели большую вредительскую работу.

Вопрос: Кто вам персонально известен?

Ответ: На Тихорецком машиностроительном заводе “Красный Молот”, начальником которого был ОГАНЕСОВ, была группа, которая вела вредительскую работу. В 1935 г., в один из приездов ОГАНЕСОВА из Тихорецкой в Ростов, он зашел ко мне на работу в Управление дороги и сообщил, что он развертывает на заводе большую работу и создал там группу. Назвал он мне фамилию нашего общего знакомого ДОРОФЕЕВА Михаила, бывшего профсоюзного работника на ст. Кавказской, которого ОГАНЕСОВ перетащил к себе на завод.

На вагонно-ремонтный завод в г. Орджоникидзе в 1934 г. ЛИВШИЦЕМ был послан в качестве технического директора АНАНЬЕВ Борис Николаевич, он имел указание ЛИВШИЦА организовать троцкистские вредительские группы на этом заводе. Перед отъездом АНАНЬЕВА в Орджоникидзе я виделся с ним в Управлении дороги, и в беседе он мне подтвердил, что в г. Орджоникидзе на заводе он будет развертывать вредительскую работу по указанию ЛИВШИЦА.

Существует еще крупная вредительская группа на паровозоремонтном заводе им. ЛЕНИНА в г. Ростове-н<а->Д<ону>.

Об этой группе на Лензаводе мне рассказал ОГАНЕСОВ. Я должен здесь сказать, что ОГАНЕСОВ по Лензазоду весьма осведомленный человек, он продолжительное время работал на нем начальником цеха и обладает там большими связями среди руководящего состава завода.

Вопрос: Кого из участников троцкистской организации на Лензаводе назвал вам ОГАНЕСОВ?

Ответ: ОГАНЕСОВ К.А. говорил мне, что вредительская организация на Лензаводе существует давно. Возглавляет ее начальник завода КОЗЛОВ, главный инженер ШЕЛУДЬКО, начальник Паровозосборного цеха ЗЕЛЕНОВ, начальник котельного цеха ЯРОШЕНКО и нач<альник> Производственного Отдела НОВИКОВ.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах вам говорил ОГАНЕСОВ о наличии троцкистской вредительской организации на Лензаводе?

Ответ: Работая в Тихорецкой, ОГАНЕСОВ часто приезжал в Ростов. В один из таких приездов ОГАНЕСОВА у нас с ним и состоялся этот разговор.

Вопрос: Вы нам скажите конкретно: где и когда у вас был этот разговор?

Ответ: Это было в начале 1935 года, зимой в выходной день днем мы встретились с ОГАНЕСОВЫМ около дома по Нольной улице № 18. (Мы жили с ним в одном доме). Встретившись, стали говорить вообще, а затем ОГАНЕСОВ сообщил мне о своих делах по созданию организации в Тихорецкой, говорил о вредительстве, которое он развертывает на своем заводе, а в связи с этим и сообщил мне о существовании вредительской организации на Лензаводе в составе лиц, о которых я сообщил следствию.

ОГАНЕСОВ тогда же мне совершенно утвердительно заявил, что Лензаводская организация имеет связи по городу.

Вопрос: С кем именно в Ростове была связана троцкистская организация, существующая на Лензаводе?

Ответ: Мне об этом неизвестно.

Вопрос: А с МАЕВСКИМ вы о троцкистской организации на Лензаводе говорили?

Ответ: Нет, об этом у меня с ним разговоров не было, но у меня был с МАЕВСКИМ другой разговор.

МАЕВСКИЙ говорил мне, что наряду с существующей на дороге троцкистской к.-р. организацией в Азово-Черноморском крае вообще широко развернута троцкистская работа.

МАЕВСКИЙ говорил мне, что он поддерживает персональную связь с ГЛЕБОВЫМ-АВИЛОВЫМ.

Вопрос: При каких обстоятельствах Вам передавал МАЕВСКИЙ о его связи с ГЛЕБОВЫМ-АВИЛОВЫМ?

Ответ: Этот разговор с МАЕВСКИМ, как и все мои встречи с ним, происходил у него в служебном кабинете в конце 1934 г. или начале 1935 года, но уже после убийства КИРОВА, обмениваясь с ним мнениями о развертывании троцкистской работы на дороге, МАЕВСКИЙ сказал мне, что работа троцкистской организации приняла широкие размеры, и скоро мы будем давать бой. “Мы работаем не изолированно, – говорил МАЕВСКИЙ, – а в полном контакте с организацией, работающей в крае”, – и тут же он назвал мне ГЛЕБОВА-АВИЛОВА, через которого установлен контакт с краевым руководством троцкистов.

В эту же встречу МАЕВСКИЙ развил передо мной позицию троцкистской организации на случай войны.

“Вы понимаете, – говорил мне МАЕВСКИЙ, – что в грядущей войне СССР с капиталистическими странами позиции наши определяются как пораженческие. Результаты установки свыше [2], мы ставим своей практической задачей привести дороги к началу войны в разрушенное состояние, вот над этим сейчас и работают наши люди”.

МАЕВСКИЙ говорил, что по приведению паровозного парка дороги в негодное состояние – много сделал СУДАКОВ.

Вопрос: Дайте показания о практической разрушительной работе к.-р. троцкистской организации на дороге, и кто имение вел эту работу?

Ответ: Здесь я должен оговориться, что я непосредственно не был связан с оперативной работой служб, но я был в курсе этой разрушительной работы по информации МАЕВСКОГО, к которому как к зам<естителю> нач<альника> дороги сходились все нити.

В основном троцкистская организация проводила подрывную работу, направленную на срыв государственных перевозок и дезорганизацию движения. МАЕВСКИЙ коротко объяснял мне, что мероприятие по срыву государственных перевозок проводится путем запутывания регулировочного плана (обмен порожняками между дорогами) и неправильным, вредительским составлением маршрутизации, при этом были названы и непосредственные исполнители этого мероприятия – БУРШТЕЙН, работавший в то время нач<альником> Краснодарского эксплуатационного отделения, и РУДЕНКО, бывший тогда нач<альником> Ростовского эксплуатационного отделения.

Вопрос: Вы покажите о методах, как это все делалось?

Ответ: Срыв регулировочного задания производился, путем задержки порожняка, который необходимо было дать на другие дороги для важнейших государственных перевозок. При наличии избыточного вагонного парка сдача порожняка срывалась и скоплялось огромное количество порожняка на важнейших узлах дороги.

Батайск тогда был приемочной порожняка, в основном цистерн, идущих под налив в Грозный. В обменном пункте ст<анци> Батайск подрывная работа была организована РУДЕНКО, который поставил так дело, что совершенно годные цистерны под разными предлогами обнаружения мелких дефектов – к наливу Батайским обменным пунктом не принимались, и дело доходило до того, что представители нефтяной промышленности приезжали в Батайск продвигать цистерны.

Мы добивались того, что удавалось срывать налив нефтепродуктов, и этим самым ставилась под угрозу нормальная работа промышленности.

Конечно, БУРШТЕЙН и РУДЕНКО работали не одни, несомненно, кто-то был в Грозном и в других узлах.

Вопрос: А что вы знаете о разрушении паровозного парка дороги?

Ответ: По разрушению паровозного парка дороги работали ТОМЛЕНОВ и СУДАКОВ, мне об этом говорил, как я уже показывал, МАЕВСКИЙ. Паровозный парк выводился из строя путем вредительского ремонта. Особенно уязвимым местом был ремонт котлов, им делался фиктивный ремонт, в результате чего паровоз, вышедший из ремонта, при первой же поездке вновь выходил из строя. Рядом крупных депо руководили участники организации (МАРЧЕНКО, ОЧЕРЕДЬКО, ФЕДОТОВ, ДАНЬКО), почему деятельность эта приняла огромные размеры.

Вопрос: Вы не все показали о террористической деятельности организации?

Ответ: Осенью 1934 г. в одной из бесед с МАЕВСКИМ в его служебном кабинете он стал передо мною энергично развивать необходимость немедленного перехода к террористическим методам борьбы против СТАЛИНА. При этом МАЕВСКИЙ мне заявил, что имеется установка организации во что бы то ни стало убить СТАЛИНА.

Тут же МАЕВСКИЙ сказал, что “вы, РАБИНОВИЧ, как старый активный троцкист должны взять на себя организацию террористического акта”, и что устройство террористического акта на жел<езной> дороге против СТАЛИНА крайне удобно, т.к, это можно организовать под видом большого крушения”.

“По нашей дороге, – говорил далее МАЕВСКИЙ, – идут часто правительственные вагоны, о движении которых я всегда в курсе дела, и не представляет никакой сложности устроить крушения поезда с таким вагоном. Ну что стоит разобрать путь в ночное время, имея верных людей?”

Вопрос: Вы это задание по организации террористического акта против тов. СТАЛИНА приняли?

Ответ: Я это задание принял и тут же МАЕВСКОМУ сказал: “Следовательно, я сейчас считаю своей задачей подбирать верных людей для этого дела”.

МАЕВСКИЙ подтвердил это и сказал: “Делайте это быстро, не надо упускать времени, ведь СТАЛИН ездит в Сочи только один раз в год”.

Дальше мы с МАЕВСКИМ условились, что он сообщит мне, когда и с каким поездом надо устроить крушение.

Вопрос: Каких людей вы привлекли для организации крушения?

Ответ: Вскоре после этого я встретился с ОГАНЕСОВЫМ (он приехал из Тихорецкой), которому сообщил решение об организации крушения. Я предложил ОГАНЕСОВУ подобрать и привлечь для подготовки крушения ряд верных людей на ст<анции> Тихорецкая. Причем я указал ему, что для устройства крушения надо вблизи Тихорецкой ослабить путь так, чтобы крушение было неминуемым.

Мы с ним договорились, что надо выбрать такое место, где поезд развивает большую скорость, имеет большой уклон с закруглением, и что в таком месте надо будет произвести развинчивание рельс.

Вопрос: ОГАНЕСОВ согласился принять участие в выполнении вашего задания?

Ответ: Да, ОГАНЕСОВ К.А. дал согласие.

Вопрос: Что же было дальше?

Ответ: В следующий приезд ОГАНЕСОВА в Ростов мы с ним встретились, и он сообщил мне, что им завербован некий НЕЙМАН и еще кто-то. ОГАНЕСОВ меня уверил, что людей он подобрал и еще продолжает этим заниматься, что задание по устройству крушения с террористическими целями обеспечено, и он ждет дальнейших указаний.

Вопрос: Сообщили ли вы об этом МАЕВСКОМУ?

Ответ: После встречи с ОГАНЕСОВЫМ я поставил в известность МАЕВСКОГО о том, что в Тихорецкой на заводе “Красный Молот” создана боевая группа под руководством ОГАНЕСОВА, которая готова к выполнению любых заданий.

ОГАНЕСОВА я представил МАЕВСКОМУ как волевого, способного и преданного организации человека. Оказалось, что МАЕВСКИЙ знал ОГАНЕСОВА и раньше с ним встречался. МАЕВСКИЙ мне заявил, что правительственные поезда ходят летом: “Ждите, будьте всегда наготове, готовьте и берегите людей, дальнейшие указания получите”.

В средине 1935 г. Сев<еро->Кав<казская> ж<елезная> д<орога> была разделена, и МАЕВСКИЙ уехал в г. Орджоникидзе. В последнюю мою встречу с ним мы говорили о дальнейшей деятельности созданной на ст<анции> Тихорецкая боевой группы. МАЕВСКИЙ предложил мне в связи с предстоящим его отъездом на другую дорогу и ввиду того, что руководством организации дана установка перейти к совершению крушений в несколько более широких размерах, предоставить ОГАНЕСОВУ инициативу по совершению крушений.

Вопрос: Вы об этом передали ОГАНЕСОВУ?

Ответ: Да, я дал ОГАНЕСОВУ указания проявить свою инициативу, и, если представится случай, не ожидать, а действовать решительно. В этом же разговоре мы решили с ОГАНЕСОВЫМ, что он должен будет действовать, если представится возможность, и совершить крушение поезда, в котором будет следовать правительственный вагон.

ОГАНЕСОВ с готовностью взялся за выполнение этого дела и заметил, что они на Тихорецкой соприкасаются с ж<елезно>д<орожной> станцией, и по принимаемым мерам на жел<езной> дороге всегда бывает известно, когда проходят правительственные вагоны.

Вопрос: Что же практически было сделано ОГАНЕСОВЫМ?

Ответ: В конце 1935 г. я вновь виделся с ОГАНЕСОВЫМ в Ростове в Управлении дороги, в секторе перевозок. ОГАНЕСОВ сообщил мне, что им уже выбрано место, представляющее собой большой уклон и с большим закруглением. С этим местом им ознакомлены уже исполнители. ОГАНЕСОВ назвал мне при этом район ст. Леушковской.

Далее ОГАНЕСОВ сообщил мне, что во второй половине 1935 г. (месяца он не назвал) он узнал, что в составе какого-то поезда идет правительственный вагон. ОГАНЕСОВ решил совершить крушение и со своей группой на заранее выбранном месте сделал попытку произвести крушение поезда, но эта попытка окончилась неудачей.

Вопрос: Чем же была вызвана неудача?

Ответу ОГАНЕСОВ с сожалением говорил мне, что он не предусмотрел всего, что требуется для разборки пути.

Вопрос: Против кого же готовился этот неудавшийся террористический акт?

Ответ: ОГАНЕСОВ говорил, что против СТАЛИНА.

 

Показания мною прочитаны, записаны правильно, в чем я подписуюсь.

 

РАБИНОВИЧ.

 

ДОПРОСИЛ:

 

НАЧ. 6 ОТДЕЛА УГБ УНКВД АЧК
КАПИТАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСН. (ФЕДОРОВ)

 

Верно: / Секретарь ТО ГУГБ НКВД нрзб

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 285, Л. 70-87.


[1] Здесь и далее в тексте ошибочно – “Очеретько”.

[2] Так в тексте.