Протокол допроса А.Н. Маевского

 

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

обвиняемого МАЕВСКОГО Адольфа Николаевича 

от 10 октября 1936 года.

 

МАЕВСКИЙ Адольф Николаевич, 1888 г. рождения, поляк, гр<аждани>н СССР, беспартийный, на ж<елезно>д<орожном> транспорте работает с 1908 г., перед арестом работал поездным машинистом на ст<анции> им. Эйхе Томской ж<елезной> д<ороги>.

 

ВОПРОС: Вы обвиняетесь в том, что, работая поездным машинистом на ст<анции> Эйхе, умышленно в к.-р. целях выводили паровозы из строя путем устройства аварий.

Признаете себя в этом виновным?

ОТВЕТ: За время моей работы на ст<анции> Эйхе с 1934 года и по день моего ареста водимые мною поезда действительно часто терпели аварии, нарушавшие нормальную работу движения, и разрушали материальную часть: паровозы, вагоны и др<угое> оборудование, но крушения и аварии происходили не по моей вине. В большинстве случаев аварии и крушения обуславливались объективными причинами: тяжестью составов, буксовкой паровозов, а в зимнее время преимущественно – морозами и заносами.

ВОПРОС: Вы говорите неправду. Вы умышленно нарушали режим обслуживания паровозов и тем самым выводили паровозы из строя.

Признаете это?

ОТВЕТ: Да, объективными причинами объяснить такое количество аварий, какое имело место у меня, – нельзя, тем более что я себя считаю высококвалифицированным машинистом Признаю, что я был не заинтересован хорошо работать, плохо работал, и все эти аварии есть результат моей плохой работы.

ВОПРОС: Вы уклоняетесь от прямого ответа. Вы являлись членом к.-р. троцкистской группы и как участник ее сознательно проводили разрушительную работу на ж<елезно>д<орожном> транспорте. Говорите правду.

ОТВЕТ: Да, действительно, я участвовал в дезорганизации работы ж<елезно>д<орожного> транспорта и действовал в этом направлении исходя из своих враждебных партии и Соввласти убеждений. Я состоял в к.-р. группе, существовавшей в депо ст<анции> Эйхе, но в ней троцкистов не было.

ВОПРОС: Назовите следствию членов к.-р. группы в депо ст<анции> Эйхе.

ОТВЕТ. Контрреволюционную разрушительную работу я проводил совместно с поездными машинистами ШАДРОВЫМ Павлом Степановичем и БЕРДНИКОВЫМ Калиной Степановичем.

ВОПРОС: Кто еще входил в состав вашей к.-р. группы?

ОТВЕТ: Разрушительную работу мы проводили только втроем – я, ШАДРОВ и БЕРДНИКОВ.

ВОПРОС: ШАДРОВ был связан с работавшим в депо троцкистом ТИШКЕВИЧЕМ?

ОТВЕТ; Связь между ними была очень близкая.

ВОПРОС: Кто руководил разрушительной деятельностью вашей к.-р. группы?

ОТВЕТ: Меня вовлек в к.-р. группу ШАДРОВ. По его указаниям я выводил из строя паровозы, делал крушения поездов, чем создавал пробки, нарушал нормальное движение грузопотока. Со слов БЕРДНИКОВА мне известно, что и он в своей разрушительной работе руководствовался указаниями ШАДРОВА.

ВОПРОС: Расскажите об обстоятельствах привлечения вас к к.-р. разрушительной работе на транспорте ШАДРОВЫМ?

ОТВЕТ: ШАДРОВ знал меня как квалифицированного машиниста, водившего пассажирские поезда еще по совместной работе на Забайкальской дороге. ШАДРОВУ было известно, что меня как родственника кулака-торговца, в свое время водившего против красных броневики атамана Антонова и каппелевцев и за это арестовывавшегося, в 1933 г. выслали с Забайкальской ж<елезной> д<ороги> (ст<анция> Шилка), применив ко мне режим о паспортизации. ШАДРОВУ также были известны мои враждебные партии и Соввласти взгляды. В 1934 г., уже в бытность мою на ст<анции> Эйхе ШАДРОВ при встречах со мной вначале осторожно, а затем, убедившись в наличии сохранившихся у меня антисоветских взглядов, предложил мне портить паровозы, срывать график движения простоями и тем самым нарушать нормальное движение грузопотока. При этом ШАДРОВ говорил:

“Терять нам нечего. Вот, тебя выслали с Забайкальской Дороги, лишили родного крова, там тебя уважали, ты водил пассажирские поезда, а здесь тебя не ценят, а узнают твое прошлое, так и с работы выгонят. Надо поэтому нам действовать вместе. Только это поможет нам поскорее добиться изменить политику и сменить правительство”.

Я полностью разделял взгляды ШАДРОВА и потому на его предложение совместно проводить подрывную работу на транспорте дал свое согласие.

ВОПРОС: Какую практическую разрушительную работу проводили вы по указаниям ШАДРОВА?

ОТВЕТ: Всех случаев, обусловивших аварии с паровозами и поездами, сделанных мною умышленно в период 1935-36 г.г., я не помню. Их было много. Я назову лишь сохранившиеся у меня в памяти, а по мере восстановления в памяти других – сообщу вам дополнительно. Из числа относящихся к концу 1934 г. и 1935 г. я помню умышленно потушенный мною паровоз на ст<анции> Эйхе. Зимой 1934-1935 г. мною сознательно сделан разрыв поезда на ст<анции> Чик и обрыв поезда на западном блокпосту ст<анции> Эйхе. Все эти действия я проводил с целью вызвать простой, нарушить график движения, создать пробку в угольно-рудном грузопотоке. В тот момент основной грузопоток составляли главным образом угольные маршруты на Урал и рудные в Кузнецк. В 1936 г., кажется в мае месяце, я умышленно нарушением режима работы паровоза вызвал течь дымогарных труб, а несколько раньше, кажется, в начале апреля м<еся>ца 1936 г., расплавил подшипники паровоза № 716-31. И в том, и в другом случае я достиг того, что паровозы на время были выведены из строя, поставлены на преждевременный ремонт, а также было сорвано на несколько часов нормальное движение грузопотока.

ВОПРОС: Вы информировали ШАДРОВА о проводимой вами подрывной и разрушительной работе?

ОТВЕТ: Да, информировал. Я в каждом случае говорил ШАДРОВУ о своих вредительских действиях. ШАДРОВ поощрял их похвалами и замечаниями: “Так им и надо, продолжай действовать”. Тут же ШАДРОВ расспрашивал меня, как мне удалось “вывернуться” и избежать ответственности, поучал, что в тех случаях, когда будут особо приставать с объяснениями по поводу той или другой “аварии”, – ссылаться на объективные причины: перегрузку, подъем, плохую погоду, или на помощника, “на которого понадеялся как на опытного”. “Я сам тоже так выкручиваюсь”, – обычно говорил мне ШАДРОВ.

ВОПРОС: Дайте показания о разрушительной работе, проводимой на транспорте ШАДРОВЫМ и БЕРДНИКОВЫМ?

ОТВЕТ: Со слов самого ШАДРОВА мне известно, что им в конце 1934 года или начале 1935 г. в одну из поездок были умышленно в пути расплавлены пробки и потушен паровоз № 718-29, чем было сорвано дальнейшее продвижение рудного маршрута, задержано на несколько часов движение других поездов и вызван преждевременный ремонт паровоза. Несколько позднее ШАДРОВ, ведя угольный маршрут на какой-то станции, въехал на станцию при закрытом семафоре в расчете наскочить на занятый путь и разбить состав.

Крушение, по словам ШАДРОВА, не произошло лишь потому, что все пути были свободны. Тогда же ШАДРОВ, производя маневры на ст<анции> Эйхе, умышленно прошел контрольный столбик, врезался в стоящий на другом пути поезд и разбил в нем несколько вагонов. ШАДРОВ потом мне говорил по этому поводу, что с тем, чтобы разбить поезд и нарушить работу станции, он, производя маневры, передал управление своему помощнику, а тот по неопытности не сдержал ход, прошел контрольный столбик и врезался в этот поезд.

На следствии по этому поводу ШАДРОВ тогда вину за крушение свалил на своего помощника, мне же ШАДРОВ говорил: “Получилось все гладко. Сказал им, что помощник опытный, я на него понадеялся, а он меня подвел. Поверили, и все сошло хорошо”.

В начале 1936 г. ШАДРОВ, работая на маневровой работе на ст<анции> Эйхе, умышленно расплавил контрольные пробки паровоза № 562 и вывел его из строя.

Подрывная работа БЕРДНИКОВА шла в таком же направлении. Им, например, систематически передавались паровозы другим машинистам и в ремонт без указания больных сторон паровоза или указывались незначительные поломки. Не получая своевременного (предупредительного) ремонта, паровозы в конце концов выходили из строя на длительный срок. “Ладно, им сойдет”, – говорил всегда по этому поводу БЕРДНИКОВ.

Помимо этого, БЕРДНИКОВ в марте м<еся>це 1936 г., ведя поезд, умышленно отпустил дымогарные трубы паровоза № 716-31, вследствие чего получалась течь связей огневой коробки паровоза. Позднее, кажется, в апреле или мае месяце 1936 года БЕРДНИКОВ на этом же паровозе умышленно сжег колосники и кожуха в дымовой коробке, но это обстоятельство скрыл при помощи кого-то из работников котельного цеха депо ст<анции> им. Эйхе.

ВОПРОС: Откуда вам известно о к.-р. разрушительной работе БЕРДНИКОВА?

ОТВЕТ: Об этом мне известно с его же слов. Мы одно время с БЕРДНИКОВЫМ работали на одном паровозе и вместе с ним создавали такие условия паровозу, что он постепенно разрушался все больше и больше. Во время сдачи и приема паровоза каждый из нас знал больные места паровоза, но всякий раз мы говорили друг другу: “Ладно, сойдет, еще съездить можно”. Когда я сдавал паровоз БЕРДНИКОВУ, он ехал, не производя ремонта, когда он сдавал паровоз мне, я продолжал его эксплуатацию, также не производя ремонта. Внешне у нас получалась выгодная для нас обстановка. Создавалось впечатление, что мы, честные, хорошие производственники, бережем паровоз, т.к., не заявляя о его ремонте, афишируем его безупречное состояние, а по существу мы добивались такой изработанности паровоза, которую можно было бы устранить только длительным ремонтом.

ВОПРОС: Выше вы показали, что в к.-р. подрывной работе БЕРДНИКОВ пользовался содействием работников из котельного цеха депо ст<анции> Эйхе. 

Скажите, кто эти лица?

ОТВЕТ: Да, это я говорил, но это мое заявление основано только на следующем предположении: как я уже показал, БЕРДНИКОВ в апреле или мае месяце 1936 г. умышленно сжег колосники и кожуха в дымовой коробке паровоза № 716-31, но это обстоятельство гласности не получило, и БЕРДНИКОВ за него никакого наказания не понес. Скрыть при ремонте паровоза этого было невозможно, т.к. иначе паровоз с таким дефектом работать не будет. Паровоз же вышел из ремонта и работал. А этого можно было достичь только при содействии работников котельного цеха депо.

Конкретно же о к.-р. связях БЕРДНИКОВА в котельном цехе депо – мне ничего не известно. Сам БЕРДНИКОВ своих связей не называл.

ВОПРОС: Вы показали, что указания о разрушительной работе вы получали от ШАДРОВА. Скажите, от кого получал установки о разрушительной работе на транспорте ШАДРОВ?

ОТВЕТ: Не знаю. ШАДРОВ мне об этом никогда ничего не говорил. –

 

МАЕВСКИЙ.

 

Допрос прерывается.

 

ДОПРОСИЛИ: 

 

Вр. НАЧ. ТО УГБ УНКВД ЗСК –
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НЕВСКИЙ

НАЧ. ОТД. СПО УГБ УНКВД ЗСК –
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ДЫМНОВ

 

ВЕРНО: 

 

СТ. ИНСПЕКТОР ТО УГБ УНКВД ЗСК –
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ГУЛЯКЕВИЧ)

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 248, Л. 63-69.