Протокол допроса А.М. Ясюкевича

 

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

ЯСЮКЕВИЧА Александра Матвеевича

от 23 сентября 1936 года.

 

ЯСЮКЕВИЧ А.М., 1907 года рождения, член ВКП(б) с 1927 года, до 1935 года трижды исключался из партии за к.-р. троцкистскую работу. Мастер вспомогательных цехов ст<анции> Рубцовка Томской жел<езной> дор<оги>.

 

ВОПРОС: Вы, признав, что являетесь членом к.-р. троцкистской организации, существовавшей в депо Рубцовка, скрыли о руководящей к.-р. троцкистской организации в управлении Томской жел<езной> дороги. Дайте показания по этому вопросу?

ОТВЕТ: О том, что в управлении Томской жел<езной> дороги есть троцкистская организация, мне неизвестно.

ВОПРОС: Вам зачитываются показания ОРЛОВА П.Г. о троцкистской к.-р. организации в управлении Томской ж<елезной> д<ороги> и о руководстве этой организации Рубцовской к.-р. организацией. Теперь вы признаете, что скрыли об этом от следствия?

ОТВЕТ: Да, теперь я признаю, что скрыл от следствия о троцкистской организации в управлении Томской жел<езной> дор<оги>, о которой мне хорошо известно.

ВОПРОС: Почему же вы хотели об этом скрыть от следствия?

ОТВЕТ: Я не хотел выдавать всех известиях мне в управлении Томской ж<елезной> д<ороги> троцкистов.

ВОПРОС: Дайте показания, что вам известно о троцкистской к.-р. организации в управлении Томской ж<елезной> д<ороги>?

ОТВЕТ: Мне известно со слов теперешнего начальника локомотивной группы управления Томской ж<елезной> д<ороги> ЖИТКОВА о том, что в управлении дороги имелась к.-р. троцкистская организация, которая руководила нашей троцкистской организацией в депо Рубцовка. Из членов этой руководящей троцкистской организации в управлении Томской жел<езной> дороги я знаю только ЖИТКОВА Михаила Алексеевича – начальника локомотивной группы и ОРЛОВА Павла Гавриловича – старшего ревизора паровозной службы управления дороги.

ВОПРОС: Следствие располагает данными о том, что вам известен также участник к.-р. троцкистской организации в управлении Томской железной дороги ВОСКАНОВ – бывший нач<альник> политотдела дороги?

ОТВЕТ: Да, верно. Мне известно, что ВОСКАНОВ в состав контрреволюционной троцкистской организации в управлении Томской жел<езной> дороги входил. Со слов ЖИТКОВА он являлся активным участником этой организации. ВОСКАНОВ теперь работает в управлении Рязано-Уральской жел<езной> дороги.

ВОПРОС: В каких депо, кроме Рубцовского, существовали еще троцкистские контрреволюционные организации?

ОТВЕТ: Со слов ЖИТКОВА М.А. и ОРЛОВА П.Г. мне известно, что ими были созданы такие же, как и Рубцовская, троцкистские организации и в других депо, как, например, в Барнауле, Бийске, Эйхе, Промышленная, Новосибирске и Тайге.

ВОПРОС: Назовите участников этих к.-р. троцкистских организаций?

ОТВЕТ: Из тех же разговоров ЖИТКОВА М.А. и ОРЛОВА П.Г. мне известны следующие участники троцкистских организаций в других депо Томской железной дороги:

1) В Бийском паровозном депо троцкист ГОЛОВИН, работавший там парторгом и перешедший на эту работу в Бийское депо из Тайги, и участник нашей Рубцовской организации МОЛОТИЛОВ И.Ф.

2) В депо ст<анции> имени Эйхе ТИШКЕВИЧ – мастер.

3) В депо ст. Промышленная ПИЩАЛЬНИКОВ Александр Павлович – нормировщик, до этого бывший участник Рубцовской организации, и троцкист СОСУНОВ, зав<едующий> инструментальной депо;

4) В депо ст<анции> Барнаул троцкист ОГОРОДНИКОВ – мастер вспомогательного цеха.

5) В депо ст<анции> Новосибирск троцкист САФРОНОВ – мастер вспомогательных цехов.

6) В депо ст<анции> Тайга троцкист ЗАХАРОВ – начальник паровозного отделения, и его заместитель троцкист СТЕПАНОВ.

ВОПРОС: Вы укрываете участника контрреволюционной троцкистской организации в Барнауле БАЕВСКОГО, которого знаете как члена организации?

ОТВЕТ: Я не укрыл, а просто забыл, что бывший нач<альник> Барнаульского политотдела БАЕВСКИЙ действительно входил в состав организации и, по словам ЖИТКОВА М.А., вовлечен в нее бывшим нач<альником> политотдела Томской дороги ВОСКАНОВЫМ.

ВОПРОС: Дайте показания о том, как осуществлялось руководство со стороны к.-р. троцкистской организации управления дороги организациями на линии?

ОТВЕТ: Руководство к.-р. троцкистской организации в управлении Томской ж<елезной> д<ороги> линейными организациями осуществлялось путем выезда членов организации из управления на места во время служебных командировок.

ВОПРОС: Какие указания ваша к.-р. троцкистская организация получала от к.-р. троцкистской организации в управлении дороги и от кого именно?

ОТВЕТ: Наша троцкистская организация получала указания от ЖИТКОВА М.А. и ОРЛОВА П.Г. Указания сводились к тому, чтобы им обрабатывали и вовлекали в троцкистскую организацию новых членов, главным образом, из числа исключенных из ВКП(б). От нас требовалось распространять клевету против руководства партии, особенно против СТАЛИНА и КАГАНОВИЧА. Кроме того, мы должны были мешать введению в производство методов Стаханова и Кривоноса. Перед нами ставилась задача срывать выполнение приказов Наркома Кагановича.

ВОПРОС: По показаниям ОРЛОВА, вы имели прямые указания заниматься подрывной работой на транспорте. Дайте показания по этому вопросу.

ОТВЕТ: Нам, конечно, указывалось, что мы должны в своей работе делать не пользу, а вред железнодорожному хозяйству.

ВОПРОС: Следовательно, указания о подрывной работе вы получали?

ОТВЕТ: Да, получали.

ВОПРОС: Вы дали согласие вести подрывную работу?

ОТВЕТ: Да, дал. Правда, я долго не соглашался с ЖИТКОВЫМ, доказывая ему, что нам заниматься подрывной работой не к лицу, и что мы этим себя скоро выдадим и попадем под удар власти. ЖИТКОВ М.А. настаивал и мне доказал, что без этого наша борьба не будет иметь успеха, а опасаться нечего, так как мы всегда сможем объяснить все факты объективными причинами. В частности, ЖИТКОВ говорил, что мы, работники управления, можем всегда сослаться на то, что плохой ремонт паровозов объясняется отсутствием на дороге квалифицированных мастерских, а также и отсутствием материалов для ремонта паровозов. В конце концов ЖИТКОВ меня убедил, и я дал ему свое согласие.

ВОПРОС: Какая конкретно была проведена подрывная работа вашей троцкистской организацией?

ОТВЕТ: Мне трудно показать о конкретной подрывной работе, которую мы провели. Ведь, как я показал, мы на своей работе каждый день, на каждом шагу старались как только можно портить паровозы и не попасться при этом.

ВОПРОС: Следствие настаивает на правдивых показаниях о том, в чем же выражалась повседневная подрывная работа членов Рубцовской троцкистской организации.

ОТВЕТ: Я хочу дать по этому вопросу правдивые показания и приведу все конкретные факты нашей подрывной работы по ремонту паровозов, так как я и большинство участников Рубцовской организации работали по этой части. 

ВОПРОС: Давайте показания.

ОТВЕТ: Мы по своей обязанности приступили к ремонту паровозов, но не обращали внимания на записи машинистов в книгу ремонта. Вся наша работа сводилась к тому, чтобы, как мы говорили, паровоз “вышел за семафор”. При работе по ремонту мы видели, что рабочий инструмент никуда не годен – износился. Особенно в плохом состоянии были гаечные ключи, лицевые пилы, зубила, ножовки, резцы и сверла. С таким инструментом как следует выполнить работу было невозможно; а мы все-таки по договоренности молчали об этом. Зав<едующий> инструментальной мастерской был участник нашей организации троцкист СОСУНОВ Л.И., который умышленно мер к ремонту инструмента не принимал, а мастерскую вообще сознательно развалил.

В работе по ремонту мы всегда ссылались, что не хватает деталей. Это получилось от того, что по нашему указанию изготовка деталей постоянно запаздывала. Самые детали: поршневые золотниковые и сальниковые кольца, дышловые подшипники, водяные и паровые конуса для инжекторов, – изготовлялись нашими людьми в механическом цехе настолько плохо, что их фактически нельзя было ставить на паровоз.

Весь ремонт паровозов нами производился с таким расчетом, чтобы паровозы в пути портились и выходили из строя. Мы, например, решили песочное обустройство, т.е. автоматическую подачу песка из песочниц, заменить ручной подачей и только под ведущие скаты. Так и сделали, на всех паровозах песочное обустройство мы разрушили, в результате на подъемах происходила большая буксовка, движение разбивалось, и бандажи скоро ослабевали. Честные машинисты нам жаловались на это и просили устранить это, а мы им доказывали, что буксовка всегда была, и устранить ее нельзя.

Котловое хозяйство нами разрушалось. Это достигалось тем, что, когда только это было возможно, промывка котлов производилась холодная и при низком давлении – не выше 2-3 атмосфер, вместо 5-6 атмосфер. В результате на стенках котлов оставалась накипь, и паровозы работали грязной водой. Вальцевали дымогарные трубы, поставленные на заварке, в результате концы труб потом быстро отламывались, и паровозы выходили из строя.

Кроме того, дымогарные трубы подкатывались с меньшим диаметром, чем отверстия в решетке, отчего происходила течь. Подтекающие дымогарные и жаровне трубы чеканились на горячих паровозах, из-за этого трубы давали трещины, а решетки прогибались.

При ремонте инжекторов питательные клапаны и их гнезда почти никогда не проверялись. Водяные и паровые конуса ставились несоответствующие диаметру гнезд корпуса инжекторов. После такого нашего ремонта инжекторов происходило парение или выброска воды наружу вместо подачи в котел. Мы ежедневно видели в книгах ремонта записи машинистов о том, что следует устранить течь водонапорных труб и водоприемных рукавов. Но мы старались уклоняться от этого ремонта и производили его очень редко, хотя и знали, что из-за этого паровозы часто возвращались с пути следования резервом, т.к. оставались без воды.

Центровку при ремонте мы производили только иногда, для отвода глаз, а потому дышловое и кулисное движение на паровозах нашего депо быстро разбивалось.

По приказу Кагановича № 183/Ц требовался ремонт пресс-аппаратов и паровоздушных насосов и кранов “Лешаталье”. Участники нашей организации вместо ремонта на всех паровозах краны “Лешаталье” заглушили. В результате, когда отказывались работать паровоздушные насосы, то для быстроты остановки поезда контрапарения применить было нельзя.

ВОПРОС: Как выполнялись планы выдачи из депо паровозов? 

ОТВЕТ: Планы выдачи паровозов из депо систематически не выполнялись. Ежедневно мы недодавали по 4-8 паровозов, а всего с октября 1935 года по апрель 1936 года мы недодали примерно около 100 паровозов. Еще чаще мы просто вытаскивали под поезда совершенно неотремонтированные, т<ак> н<азываемые>  больные паровозы.

ВОПРОС: Какая подрывная работа проводилась вашей организацией по вагонному хозяйству?

ОТВЕТ: По линии вагонного хозяйства член нашей организации троцкист АКСЕНОВ Александр Иванович – нач<альник> Рубцовского вагонного участка систематически пропускал через Рубцовку вагоны с большим браком, с ослабшими бандажами колес и лопнувшими шейками осей, в результате чего на участке Рубцовка – Семипалатинск и Рубцовка – Барнаул зимой 1935-1936 года были ряд аварий и крушений.

 

Допрос прерывается.

 

Показание с моих слов записано правильно и мною прочитано – 

 

ЯСЮКЕВИЧ. –

 

ДОПРОСИЛИ: 

 

ЗАМ. НАЧ. ТО УГБ УНКВД ЗСК
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НЕВСКИЙ)

НАЧ. 2 ОТД. ТО УГБ
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ВОЛОВ)

 

ВЕРНО:

 

 

РГАСПИ Ф. 17, Оп. 171, Д. 243, Л. 37-45.